2. По чужим правилам
По фильму хорошо изучать историю профсоюзного движения в США. Вот 1930-е годы, Великая депрессия. Рабочие борются за улучшение условий труда. Естественно, капиталисты этим недовольны. Поскольку в стране демократия, а выборы требуют денег, власти тесно связаны с хозяевами капитала. Поэтому в лучшем случае закрывают глаза на положение рабочего класса. Собственники заводов, газет, пароходов не стеснены в выборе методов в борьбе с профсоюзными активистами. Так что в дело идут подкуп, запугивание и даже убийства – шериф всё равно промолчит.
И тут профсоюзы вспоминают, что враг моего врага – мой потенциальный союзник. В стране есть ещё одна группа отверженных, находящаяся в сложных отношениях с правопорядком. Это – организованная преступность. Возникает симбиоз: мафия предоставляет профсоюзам силовой ресурс, который помогает заключать выгодные коллективные договоры с работодателями. Естественно, рабочим становится интересно состоять в профессиональных объединениях, ведь коллективные договоры распространяются лишь на членов профсоюза. В ответ рабочие приносят в профсоюзы денежные взносы.
Что в таком альянсе получает мафия? Во-первых, профсоюзы делятся с преступностью частью взносов. Во-вторых, разве не приятно побыть защитником интересов простого народа? До этого ты считался негодяем, которому откровенно плевать на закон. И вдруг ситуация переворачивается: ты теперь не негодяй, а Робин Гуд. Не исключено, что перед робингудами открыты новые рынки сбыта.
Постепенно, предприятие за предприятием, штат за штатом профсоюзы вместе с мафиози формируют новое, более лояльное к работникам трудовое законодательство. Оно формируется снизу, через коллективные договоры, которые и становятся главными источниками трудового права.
А теперь перенесёмся в последнее десятилетие ХХ века. Допустим, вы американский консультант, который помогает подняться с колен молодой российской демократии. Только что, в 1991 году, Нобелевскую премию по экономике получил основатель школы нового институционализма Рональд Коуз. Суть институционализма объяснить довольно просто: надо социальные институты из передовых стран пересадить в отсталые – и тогда случатся мир и процветание. Вот как Пётр I съездил один раз в Голландию, потом обрезал бороды боярам – и сразу же совсем другое дело!
Конечно же, ХХ век это не то, что времена Петра Великого. Теперь уже самая передовая страна не Соединённые провинции, а Соединённые Штаты. Поэтому любой образованный и добросовестный консультант должен предложить молодой демократии заимствовать американские социальные институты. Например, что у нас с трудовым правом? Ага. В Америке ведущим источником норм трудового права служат коллективные договоры. Значит, и в России надо так же сделать! А ещё в Америке федеративное государство, в разных штатах всё по-разному. Значит, и в России это надо.
Девяностые и «нулевые» годы стали отличным полигоном для испытания в нашей стране положений нового институционализма. Где я только не встречал следы заимствования зарубежных социальных институтов! Трудовое право, правила эмиссии ценных бумаг, конституционное законодательство. И можно резюмировать, что если не везде, то много где… что-то пошло не так.
Впервые опубликовано 19 апреля 2021 года в https://t.me/rufuturism/20287
Содержание:
1. Вступление. Мир, труд, коэффициент (http://proza.ru/2021/04/15/337);
2. По чужим правилам;
Свидетельство о публикации №221041901579