О мышлении краткий философский обзор

Введение.
Мышление какое интересное слово, не правда ли? Что это такое? И что мы под этим понимаем? Для понимания многих вещей их часто изменяют. Это сравнимо с тем, когда мы хотим подробнее рассмотреть какой-либо предмет (например драгоценный камень) мы подносим его к яркому свету и медленно поворачиваем пытаясь рассмотреть в проходящих сквозь его лучах его строение и наличие мельчайших включений в нём. И как часто бывает так, что один видит больше другого, и даже если оба видят одно и тоже, то объяснение увиденному бывает совершенно различное. При увеличении детали предмета становятся всё крупнее и яснее, нам это нравится, мы хотим ещё и ещё, увеличиваем и вдруг, в какой-то момент, изображение рассыпается на точки, не представляющее уже целостной картины и поэтому становящееся  непонятным. Исходя из этого изучение любого предмета должно быть многоуровневым, подробным и определённым. При избыточности либо недостаточности усилий мы скорее интеллектуально промахнёмся и не исследуем нужный объект.
А теперь о мышлении. Цель написания этого обзора донести простое и ясное представление о сложной и до конца неизвестной функции центральной нервной системы любого существа всем и каждому. Для чего мне это нужно спросите вы меня. Очень просто, знать это нужно для того чтобы лучше понимать себя и других и не совершать ошибок в жизни. Если вы не поняли с первого раза прочитайте ещё, если не поняли опять читайте ещё, если и это вам не помогает, найдите меня и я вам объясню. Поехали.
Глава 1.
Определение мышления.
Мышление, скажу сразу что определений этому слову много, они часто противоречат друг другу и всё равно не отражает до конца сути этого слова. Причина очень проста предмет ещё до конца не изучен и каждый следующий шаг в познании этого процесса естественно увеличивает наши знания о нём и следовательно изменяет определение его. Возможно этому не будет конца, посему будем говорить предельно понятно и чётко, ориентируясь на самые прочные и уже известные факты о нём.
Так вот, мышление - это процесс производства мыслей, отсюда его название. Мышление происходит в голове (непосредственно в головном мозгу). Мышление подразумевает выработку мыслей, обработку их и дальнейшие действия, исходя из сути мыслей. Тут требуется внести одно пояснение. Никто не видел и не знает что такое мысль, как, где и почему она появляется что с ней происходит потом и куда в итоге она пропадает. Ведь никто не будет спорить с тем, что мы всё время думаем и значит производим кучу мыслей, сколько их происходит только за один день, и где они все уже к вечеру?
Мышление производит мысли, возможно мысли это просто электрические сигналы, поэтому они и не оставляют после себя следов, кроме перегретого, в конце концов, от электричества мозга. Никакие исследования, в том числе и электрической активности мозга, не обнаружили наши мысли, даже самые великие. Но место происхождения всего этого должно иметь анатомическую основу, и оно его имеет. Поскольку мозг человека достаточно хорошо изучен и доказано чёткая локализация многих функций мозга, доказано и то, что за мышление (производство мыслей) отвечают лобные доли человека, причём только их передние части, особенно так называемые полюса. По сути полюса лобных долей и есть человек в своём полном мыслительном виде.
Здесь можно возразить следующее, лобных долей две, значит и полюсов тоже два, значит и человека должно быть два? Не правда ли? А кстати может быть их действительно два?  Чем не подходящее объяснение того, что мы часто имеем две мысли, два мнения, два представления о чём-то одновременно? А если больше двух? Об этом позже, но две мысли легко объясняются именно двумя анатомическими частями мозга, отвечающими за мышление. Но ведь и каждый полюс лобной доли можно увеличить и обнаружить, что он состоит из множества клеток, следую логике каждая клетка должна была бы обладать собственным мышлением, но тогда человек превратился бы в многотысячную говорливую толпу, чего в жизни не происходит.
Здоровая психическая деятельность подразумевает сложение множества мыслительных действий в одно и таким образом несмотря на множество мыслящих элементов, если можно так назвать все нервные клетки части мозга, само мышление человека едино. Исследования людей с повреждением головного мозга, дают нам доказательства того, что изменения мышления существенно проявляются только при повреждении лобных долей, особенно их передних частей.
Глава 2.
Развитие мышления.
Развитие мышления неотрывно связанно с развитием головного мозга. Человек рождается с незрелым, но всё же с жизнеспособным головным мозгом, а значит и с мышлением, но оно крайне примитивное и полностью автоматичное, иными словами инстинктивное. Мышление начинается, скорее всего, во внутриутробном возрасте, возможно в момент появления первых нервных клеток. Затем происходит плавное развитие мозга, его увеличение, усложнение строения, и к моменту своего рождения человек уже определённо размышляет.
У большинства людей первые воспоминания сохраняются после 3 летнего возраста, причина этого в существенной перестройки работы мозга в этом возрасте. Происходит рост нервной ткани и именно к 3 летнему возрасту мозг достигает уровня критических изменений и его работа меняется. Изменяется не только функция памяти, но и все прочие функции включая мышление. Судить о мышлении до 3 лет конечно можно, можно тестировать и опрашивать детей, но получить полное представление о нём невозможно. А вспомнить потом тоже не получится. И всё же отделяя детское мышление от взрослого (за исключением раннего детского мышления до 3 лет, когда глубокого исследования мышления провести невозможно) его следует рассмотреть более пристально. Целесообразно делить детское мышление на две части: обычное детское и архаичное. Деление это вызовет критику, признание двойного мышление в раннем возрасте признаётся не всеми.
Обычное детское мышление это просто неразвитое мышление взрослого человека, которое в детском возрасте ещё «растёт», «распускается» как бутон цветка, достигая полного раскрытия во взрослом состоянии. Обычное мышление, в полной мере свойственное взрослым людям, характеризуется чётким, понятным, доказательным мышлением. У детей оно проявляется зачаточным, неустойчивыми конструкциями, с частыми провалами и несвязанными частями. При развитии связи укрепляются и недостатки мышления раннего возраста постепенно сглаживаются. При этом типе мышления человек приводит факты, использует общие и специальные основания своих выводов, всё необходимое черпая из простых, очевидных основ. Обычное мышление можно сравнить со скалой, выступающей из воды и воплощающей ясную и понятную силы мысли.
Архаическое мышление свойственно в основном детям до 12-14 лет. В более взрослом возрасте люди постепенно утрачивают его по причине развития обычного мышления. Если в детском мозгу свободно соседствуют два разных вида мышления, то по мере роста обоих видов мышления, они начинают мешать друг другу и неизбежно одно выталкивает другое. А образ жизни человека и общества способствуют развитию именно обычного мышления. Второе же (архаическое) мышление естественно вытесняется на периферию, где и может ютиться всю жизнь. Взрослые его могут восстановить путём сложных упражнений, но большой необходимости для них в этом нет, их образ жизни и самочувствие не станет хуже без этого. Основное отличие этого типа мышления от обычного в доказательной базе. Архаичное мышление использует те же логические построения, поэтому его можно признать вариантом обычного мышления, но идущего своей дорогой, иногда пересекающимся с обычным мышлением, иногда расходящимся с ним. Оба мышления построены  на логической основе, разница между ними лежит в сфере доказательности. При разных знаниях, разных фактов или опыта действительности мы имеем и разную логическую базу, а следующим шагом будет отличие в мышлении, при чём. Доказательства, в этом случае, берутся из архаичной памяти и знаний. Часто подобное мышление называют интуитивным, подразумевая под интуицией архаичную память и знания. Что это и откуда оно берётся большой вопрос, здесь ответа на него не будет. Если у взрослого человека нет знаний о каких-то фактах, то для него такой вид мышления является неверным, с точки зрения обычного мышления совершается логическая ошибка. На самом деле следует различать логическую ошибку и неочевидность доказательной базы. То, что после детального объяснения ребёнку, перестаёт быть абсурдным в его устах и следует путём очевидности, правильно называть логической ошибкой. А то, что нам непонятно по причине пропуска некоторых звеньев логической последовательности и не приводит к понятному изменению логического мышления ребёнка, следует признать архаическим мышлением. Конечно при настойчивости взрослых ребёнок согласится признать что угодно, но насилие признания своей ошибки и будет отличать логическую ошибку от архаического мышления. Потом оно у большинства людей исчезает то ли от воспитания, то ли по естественным причинам развития. А возможно архаичное мышление связанно с особенностью детского восприятия, которое также потом перестраивается на взрослый лад. Нельзя спорить о том, что восприятие и мышление зависят друг от друга, влияют друг на друга. Что человек видит о том он и думает и как он видит, так он и думает. Если вдруг восприятие изменяется, то изменяется и мышление. Здесь важно уточнить, сама структура, аппарат размышления остаётся неизменным, меняется результат мышления, выводы, вплоть до противоположных. Человеку невероятно сложно думать чужими мыслями, понимать другого человека, именно потому что мышление рождается из восприятия, а восприятие другого человека остаётся восприятием другого человека и не поддаётся полному воспроизведению у себя. Умение перевоплощаться в “шкуру” чужого человека отчасти помогает, но требует усилий и тренировок, а значит для большинства является труднодоступной. И всё равно даёт лишь частичное понимание его восприятия и мышления. Образно говоря мы все смотрим разными глазами на один предмет, видим его по разному, а потом начинаем спорить по поводу того, что мы видим и почему наше видение не совпадает. Согласитесь глупо. Спорить о том, о основе чего лежит индивидуальные особенности восприятия не продуктивно. Конечно мы можем сохранить дневники, записи и воспоминания окружающих о 3 летнем малыше, но чётко судить о его мышлении не получается. Так что архаическое мышление человек теряет, а обычное развивается до взрослого здорового состояния. Строго говоря мышление не меняется полностью, оно как бы расцветает или увядает, как кому нравиться, теряются воспоминания, обработка новой информации идёт более продуктивно, более систематично. Детское мышление проявляется в том, что человек в этом возрасте мыслит простыми понятиями: еда, питьё, тепло, тишина, покой, безопасность, любовь. В дальнейшем, в процессе роста и развития мозга, мышление усложняется, формируется так называемое логическое или последовательное мышление.
Глава 3.
Логическое и нелогическое мышление.
Мышление здорового человека всегда логично. Поэтому только логическое мышление является здоровым и может быть признаком здоровой психики. Строго говоря мышление бывает всего 2 видов: логическое (здоровое) и нелогическое (больное). Логическое мышление есть такое мышление, при котором мыслительный процесс подчиняется законам логики, то есть закономерной последовательности развития процессов в физическом мире. Человек при рождении ещё не знаком с физическим миром и его законами. Для их понимания нужно время и опыт, который человек накапливает в первые годы жизни, часто совершая ошибки, на которых учиться. То есть, логическая последовательность есть цепочка событий, вытекающих одно из другого, подчиняющихся определённой закономерности. Одно следует из другого. Сначала формируются короткие и простые цепочки из 2 звеньев, например если уколоть палец иголкой будет больно и появиться кровь. Затем цепочки усложняются, появляются дополнительные боковые ответвления, но они все связаны между собой и функционируют как единое целое. Это похоже на сеть кровеносных сосудов, корневую сеть, речную сеть. Чем развитее сеть, тем лучше, богаче, объёмнее, продуктивнее человек мыслит. Может быть главное отличие кровеносной сети от мыслительной с том, что она может действовать с обоих направлениях. Мы можем мыслить как от простого к сложному, так и от сложного к простому, вперёд и назад по такой цепочке. В любой последовательности. Например, пошёл дождь и земля намокла, очевидно что от дождя, или земля мокрая от того, что прошёл дождь. Другой пример (простое - сложное, сложное - простое), прошёл дождь, земля намокла, из земли выросла трава, много трав и растений, из растений или из деревьев можно построить дом и та далее; дом построенный из брёвен берёт своё начало от дождя. Мы конечно должны сами в том убедиться, человек любит проверять то, что ему говорят, то, чему его учат. Многое нужно проверить самим, но не всё, это может быть опасно! Человек наблюдая за миром познаёт его законы, а познав начинает видеть эту самую последовательность событий, которую мы называем логикой. После этого логическое мышление берёт такую последовательность как образец действия и мыслит по такому образцу, при условии постоянного подкрепления своего шаблона данными из внешнего мира. Постоянно и непрерывно, и как только опыт взаимодействия человека и внешнего мира меняется меняется и логика. Например, если мы привыкли с тому, что дождь падает сверху вниз (с неба на землю), то нам  кажется логичным поднимать раскрытый зонт вверх, но если мы вдруг обнаружим, что дождь по неизвестным причинам стал идти снизу вверх (с земли на небо), логическим станет опускать раскрытый зонт вниз. И так всю жизнь. Логическое развитие человека следует примерам из жизни. Если жизнь показывает нам новый закон или правило, то это меняет наш опыт, неизменно сказываясь на мышлении. Так выглядит и работает мышление здорового человека.
А что же такое второй вид мышления, нелогический? Нелогическое или алогическое мышление есть такое мышление, при котором при прежней цепочки событий, выводы из этих событий не верны. Будем точны, цепочка размышлений хоть и есть, но повреждена. Тот же пример, укол иголкой и капелька крови не находят у человека в голове связи между собой, и он может например заявить, что иголка конечно причинила ему некоторую боль, о кровь появилась от того, что в это время он увидел пролетающую мимо муху или из-за мысли о чём-либо. Цепочка мыслей как вы видите тоже есть, но она не подчиняется здравому смыслу и не доказывается фактами реального взаимодействия с внешним миром. Такая цепочка имеет повреждение  и часто не одно, мысль как электрический заряд бежит по проводу, но в месте повреждения соскальзывает в сторону, на не тот провод и дальше прибегает не к тому месту, другими словами выводу. Нелогическое мышление является болезненным патологическим мышлением и является проявлением болезненного повреждения мозга, несомненным признаком болезни и будет подробно рассмотрена ниже. Можно сказать, что нелогическое мышление есть состояние повреждённого логического мышления и его не следует рассматривать как нечто отдельное, скорее как дефективное вариант логического мышления, но поскольку оно достаточно распространено, то по причине огромного значения выделим его в отдельную категорию.
Глава 4.
Повреждение мышления.
Многочисленные факторы повреждающие мозг ведут к  двум состояниям: нарушениям количественного и качественного характера. Количественные нарушения проводят к умственной отсталости, которая проявляется простым уменьшением всех мыслительных возможностей обычного здорового человека. Повреждающими факторами, приводящими к количественным нарушениям, могут быть почти все: травмы головы, мозговые инфекции, операции с применением наркоза, употребление наркотических, а иногда и общесоматических лекарственных веществ, наследственные и внутриутробные повреждения, тяжёлые соматические заболевания. При этом мышление как бы возвращается к раннему возрастному уровню. Это напоминает разрушение высокого великолепного дворца до уровня первого этажа или подвала. Человек скатывается в ранний возраст. Недаром же существует поговорка - что старый, что малый, подчёркивая равенство именно по уму этих двух категорий. Здесь идёт речь именно о количественных повреждениях мозга, часто неспецифических, называемых возрастными. При специфических повреждениях, на первое место может выступать какой-то отдельный характерный симптом заболевания, который делает клиническую картину заболевания более особенной. В пределе человек может скатится до полного маразма, который отдалённо напоминает состояние первых дней жизни человека. Количественные нарушения просты понятны и не заслуживают долгого рассуждения.
Нас же гораздо более интересуют качественные повреждения мозга. Именно качественные нарушения мозга приводят к повреждению мышления и формируют нелогическое мышление. Именно при этих повреждениях появляются те дефекты в цепочках мышления, впоследствии приводящие к этому состоянию. Как формируется такая цепочка мышления сказать трудно, но более всего это явление объясняет следующая модель. Такое возможно в 2 случаях. Первый вариант врождённый, когда мозг поражён с момента образования. В этом случае происходит гибель клеток мозга, разрушение связей между ними. Всегда вместе с этим дефектом определяются ещё множество других дефектов мозга и следовательно психики. Всё перечисленное приводит к состоянию, которое мы называем умственная отсталость. Здесь нужно оговориться, здесь указана умственная отсталость с нарушением мышления качественного характера (выше была описана умственная отсталость количественного характера). Второй вариант приобретённый, развивается из здорового состояния. При первоначально здоровой (но со скрытыми предрасполагающими изменениями) психики происходит разрушение мозга, чаще от нервных переживаний, употребления наркотиков, физических и психических перегрузок, которых можно впрочем тоже записать в нервные переживания; развиваются повреждения нервных клеток, а впоследствии и развивается нелогичное мышление. Обычно (количественное) разрушение мозга приводит к нарушению таких функций мозга как: память, внимание, эмоциональность, двигательная активность. Разрушить здоровое мышление на самом деле очень сложно, потому что здоровое мышление это прежде всего сеть, а обычное разрушение сети влечёт за собой лишь увеличение промежутков между его ячейками и не более того. Другими словами, повреждение мозга приводит к замедлению его деятельности, уменьшении продуктивности, вплоть до почти полной остановки мыслительной деятельности. Крайне редко разрушения мозга настолько велики, что мыслительная сеть полностью перестаёт функционировать. Обычно такие повреждения не совместимы с жизнью.
Повреждение затрагивает субклеточный уровень, уровень рецепторов, нейромедиаторов, ферментов клеток. Почему часто при схожих повреждениям в одном случае развиваются количественные нарушения, а в другом качественные? Потому, что несмотря на схожесть вредоносного фактора, не меньшее значение имеет и головной мозг. Дело в том, что у некоторых людей есть незначительные недостатки в функционировании мозга, которые в повседневности не заметны, но при воздействии внешних факторов они превращаются в полноценные заболевания. Эти недостатки связанны, вероятно, с дефектами строения нервных клеток, с нарушением передачи нервного импульса. Сильные переживания и психотропные средства вызывают дополнительный толчок этому состоянию, и мы имеем качественное нарушения мышления, проявляющееся нелогичным мышлением. Развивается заболевание которое вам хорошо известно - шизофрения. Правильнее сказать, что развивается расстройство шизофренического спектра, поскольку могут развиться несколько относительно различных заболеваний схожих между собой в главном - нарушении мышления. Именно здесь мышление становится нелогичным. Это основное состояние когда мышление становится нелогичным. Прочие состояния включают: болезни отравления, тяжёлые соматические заболевания, наркомании, состояния физического и психического истощения. При таких состояниях возможны нарушения временного характера, они незначительны и быстро проходят при лечении.      
В дальнейшем при воздействии на дефект неблагоприятных факторов он необратимо усиливается, и вместо правильного мышления формируется неправильное. Без такого вредоносного фактора мышление может сохранятся почти здоровым всю жизнь. Человек может почти не отличатся от окружающих. На что похоже нарушение мышления при сохранённом сознании? На разрыв цепочек умозаключений, последовательности мыслительных действий. Но поскольку цепочки всё таки состоят из живого содержимого, они не могут просто разорваться и так остаться, они опять соединяются, но уже в иной последовательности, почти в любой. Исходя из этого формируется клиника, то есть появления, по которым и определяется нарушение. Как в проводах при плохой изоляции провода могут перемкнуть, перегореть и образовать новые связи, и ток побежит уже по другим дорожкам до возможно нового перемыкания. Хотя обычно таких перемычек в жизни человека бывает не много, процесс очень разрушительный для человека, поэтому несколько таких процессов человек просто не выдержит. 
Образование новых связей приводит к новым, часто странным и несвойственным мыслям для прежде обычного человека. Мыслительные процессы теряют логичность, последовательность, доказательность. Постепенно или реже сразу утрачивается твёрдая основа бытия и всей психической деятельности человека, что влечёт разрушения социальных, трудовых, семейных, бытовых, а в конце и межличностных связей внутри психики. В дальнейшем начинает снижаться продуктивность психической, физической деятельности. Сил у человека становиться меньше, а трудностей больше. В итоге простое действие совершается с невероятным трудом, потом с трудом, но как получиться, а в конце концов не совершается вовсе. Человек может погибнуть от полного отсутствия самых необходимых ему для выживания дел, например он перестаёт есть и пить и умирает от голода. Надо добавить, что развитие поражения мозга совершенно индивидуально и заранее не предсказуемо. Оно может остановиться на любом этапе развития совершенно беспричинно, равно как и при лечении. Конечно лечение быстрее тормозит болезненный процесс, но и здесь бывают исключения. Полное поражение, как сказано ранее приводит к гибели, частичное к заболеванию и инвалидности.
Глава 5.
Дефекты мышления.
Дефекты мышления могут быть врождённые и приобретённые. Врождённые дефекты, конечно при ясном рассмотрении тоже приобретённые только очень рано, более грубые и заметные, они почти не изменяемы. Они формируются в период  внутриутробного мозга под действием вредных факторов, которых множество, имеет значение наследственность родителей, поскольку она наследуется в разной степени и плодом. Приобретённые дефекты мышления делятся на ранние и поздние. Ранние приобретённые дефекты формируются в возрасте до 3 лет, до момента развития мозга, когда заканчиваются развиваться основные структуры мозга. Поздние приобретённые дефекты появляются после 3 летнего возраста. Для простоты рассмотрения врождённые дефекты объединяют с ранними приобретёнными в одну группу.
Подобные дефекты единожды сформировавшись обычно остаются стабильными в течении неопределённого времени. Их наличие определяется по поведению, образу жизни, обучению, в тяжёлых случаях по жалобам и общему состоянию больного. В общем человек ведёт себя не как все, выделяется из среды соотечественников по какому-нибудь признаку. Если человек начинает отличаться от себе подобных это должно насторожить. Повторяю себе подобных! Например, если вы видите людоеда среди людоедов это нормально, но если людоед появился в среде обычных людей это ненормально. Далее, подобный симптом характерен в первую очередь для юных людей, лет до 12-14. То есть в том возрасте, когда человек не умеет ещё обманывать. Человек должен быть искренен в своём проявлении. Позже он умнеет и может обманывать окружающих. Кстати намеренный обман, особенно удавшийся, говорит о хорошем здоровом мышлении. Грубые дефекты мышления не отделимы от тяжёлой психической патологии и поэтому не нуждаются в особом выделении и рассмотрении здесь, ими занимается психиатрия. А вот начальные почти незаметные, которые незаметны для обычного человека представляют для нас интерес. Они интересны ещё и потому, что с них начинаются большие и тяжёлые заболевания, как большая река начинается с маленького ручейка. Как анатомически выглядят эти дефекты точно не известно, но возможно они напоминают не верно соединённые, не точно припаянные провода, плохо пригнанные контакты . С той лишь разницей, что в мозгу соединяются не провода и контакты, а нервные клетки через свои отростки. А дальше по ошибочным проводам идёт ток и приводит к не точному срабатыванию приборов, которые в свою очередь продолжают ошибочную работу. Одна ошибка порождает множество других, далее вся система начинает работать ошибочно. Но человеческий мозг имеет много проверочных механизмов, поэтому когда происходит сбой в работе мышления, особенно лёгких и начальных, человек это ощущает и пытается с ним бороться. Способы борьбы многообразны, вплоть до саморазрушения, то есть до самоубийства. Да, бывает если человек теряет самоконтроль, контроль над своим мышлением, своей психикой и понимает это и ничего не может изменить, он может сознательно пойти на саморазрушение, последний способ борьбы с болезнью. Бывает и иначе. Поскольку контрольные системы психики (самоконтроль) находятся как раз в сфере действия мышления, то при повреждении его они первые и ломаются. Тогда мы лишаемся самокритичности и дальнейшее развитие болезненного состояния либо совсем не воспринимается как что-то ненормальное, либо воспринимается как нечто незначительное, особенно если вокруг такого человека находятся такие же. Чудак в среде чудаков не видит разницы между собой и другими, а потому не испытывает неприятных ощущений и желания изменятся.
Для человека важно видеть вокруг себя похожих, слышать их одобрение, тогда даже самое странное поведение не будет вызывать такой самокритики. Правда из-за сложности устройства мозга повреждения мышления очень многообразны и найти второго такого же чудака полностью похожего на себя трудно. Поэтому чем глубже повреждения психики, тем сложнее оно, неповторимее и вероятность второго такого же повреждения реже. Так что человек обычно не находит себе пару по безумию. При углублении повреждения такому больному вообще уже никто не нужен. Больной замыкается, общая мозговая активность снижается.
Глава 6.
Примеры дефектов мышления.
Дефекты мышления можно разделить на единичные и множественные. Единичные могут быть незаметны и обнаруживаются только как случайная находка в ходе исследования. Множественные нарушения конечно складываются из единичных, образуются своего рода сеть, все участки которых связанны между собой, хотя при большой сети взаимосвязанных повреждений могут быть и полностью отделённые оригинальные повреждения. Иными словами, на фоне одной большой патологии может быть отдельная незначительная патология не связанная с первой. Единичные повреждения как правило не заметны в обычной жизни. Исключения составляют только крупные единицы, которые выпирают из человека, мешая ему жить и делая его слишком заметным для других. Например, человек считает себя рыбой! И оформляет свою жизнь по возможности более похожей на рыбью, при этом во всём остальном он ведёт обычный образ жизни и неотличим от окружающих людей. Мелкие единичные нарушения почти не заметны. Например человек считает что он понимает все языки мира, при этом объективно с трудом знает свой родной. На очевидное требование продемонстрировать свои знания, он может ответить, что не хочет, не готов, ему запретили. Если такие нарушения безобидны, то в принципе их можно не трогать, тем более что менять их очень сложно. Но из соображения общей безопасности надо знать кто находиться рядом с тобой и чего от него можно ожидать. Зная о какой-нибудь особенности человека, не стоит без спроса и его разрешения «тыкать» в это место пальцем, часто это его самое слабое и болезненное место, которое он всячески оберегает от прикосновения (самокритично понимая свой дефект и стыдясь его). От такого незваного вторжения человек обычно испытывает мучительные страдания и может возместить нам свои страдания. Изменять что-либо можно только с явного разрешения самого больного.
Достаточно часто человек маскирует под своими странностями вполне разумные мысли и поведение, которые ему просто стыдно признать и показать. Например, человеку гораздо легче сказать что в семейные отношения он не вступает из-за того, что голос с неба ему это запретил, чем честно сказать о своим сексуальных предпочтениях, несколько отличных от принятых в обществе и поэтому осуждаемых. Понять это легко, такие люди вас обманывают, и именно по наличию лжи устанавливается  лживость всей остальной симптоматики.
Одно важное отступление. Как провести границу между идеологическими установками, философскими учениями, верой и нарушением мышления? Идеологические установки принимаются человеком сразу и целиком, как комплексный обед. В них ничего нельзя изменить по собственному желанию, приходится следовать набору правил, идей, вождю. Человек разделяющий какую-либо идею ведёт себя как другие люди, входящие в это сообщество. Даже сталкиваясь с явным бредом, но находя его сразу у группы людей, его признают не бредом, не нарушением мышления, а обычной идеей! Хотя на наш взгляд почти все идеологии являются явным бредом  или опасным массовым злодеянием. Философские учения, не согрешу против истины, если скажу о философии тоже, что сказал об идеологии - бред, внедрённый в общество для раскола и разрушения его. Отличие философии от идеологии главным образом в том, что философия более размыта и не обязательна в исполнении, в то время как идеология строга и принудительна. Теперь вера, повторю всё ещё раз, всё ранее сказанное. Вера и религия являются вариантом массового бреда, внедрённым в общество для его разделения, а в последующем разрушения. Но надо учитывать желание человека принадлежать к какому-либо обществу. Принадлежность к обществу жизненно важна для человека и человек поневоле находит его и вступает в него. При отсутствие здоровой организации людей, считается допустимым вступать в ранее перечисленные объединения, кроме уж совсем преступных и опасных организаций. При этом вступление должно быть формальным, не глубоким и почти безразличным, допустимое лишь от скуки. Естественно, что это явное лицемерие, но при отсутствии здоровой организации жизни людей, является допустимым. Тот, что хоть раз бывал в подобных “группах”, знает, что на 100 участников таких организаций приходится не более 5 истинных поклонников. Остальные 95 присутствуют от скуки, по привычке, за компанию, из-за традиций. В криминальных “школах” дополнительными поводами остаться бывают: страх, жадность, низкая самооценка, порочные страсти. Так что временно крутиться в подобных компаниях, не разделяя их основных убеждений, допустимо.
Несмотря на внешне однообразие таких групп для обывателя, который выбирает одну из них, выбор человеком какой-либо идеи обусловлен особенностями его психической организации. То есть если мы придём к разным людям с одной и той же идей, то одни воспримут её, другие нет, третьи же станут непримиримыми врагами этой идеи. Идея одна, а результаты разные, почему же одна и та же идея повлияла по разному на людей? Мы исходим из того, что искренняя приверженность чему-либо, есть признак патологии мышления. И вот у нас с одной стороны есть разные идеи, а с другой стороны разные дефекты мышления (предрасположенности, более или менее выраженные). В момент встречи идей с носителями дефектов происходит бессознательный выбор одних другими. Как подбор ключа к замку. Если идея по какой-то причине не соответствует дефекту она не воспринимается человеком, не укореняется в сознании. Можно бесконечно рассказывать человеку о прелестях учения, показывать, доказывать, приводит и убеждать, но стоит вам на миг оставить человека в покое, он мгновенно и самостоятельно приходит в первоначальное, не убеждённое состояние. Вы в отчаянии, все усилия оказались напрасными. Объяснение этому очень простое, ключ не подошёл к замку, идея не легла в дефект. Но вдруг вы замечаете, что ваш неудавшийся неофит уже захвачен некой идеей, столкнувшись с нею один раз и то лишь коснувшись её. Как так? Вы бились как рыба об лёд, чтобы привлечь его в свою идейную организацию и ничего. А здесь с первого раза случайный прохожий уже сманил его своей ересью? Парадокс или ваш промах? Спешу вас успокоить - нет, ваше умение здесь не причём. Просто ваша идея не легла в его дефект, а другая легла сразу как влитая. Например, вы убеждали человека стать христианином и нести добро в мир, а ваш сосед предложил человеку украсть и выпить, и это идея сразу понравилась ему без дальнейших уговоров.
Такое сочетание психический дефект - идея всегда ставят под вопрос саму идею, любую идеологию и тут же предлагают единственно возможный ответ о сути всех идей мира. Позже вы и сами поймёте, что ваша идея, религия, вера, философия - злое и вредное заблуждение и я уверен, что пересмотрите свои взгляды на жизнь. И вот дефект нашёл свою веру или вера нашла свой дефект, кому как нравиться. Вера бывает разной силы, обычно чем сильнее вера, тем сильнее патология. Даже правильнее сказать не сильная вера, а вязкая вера. Человек попадает именно в то болото, которое ему ближе, и потом всю оставшуюся жизнь он пытается вылезти из него, обычно безуспешно. Это легко доказать, посмотрите на идеи и тех людей, которые им подвержены. С удивлением вы заметите, что какая-либо идея захватывает людей похожих между собой, даже внешне сторонники одной идеи схожи, а дальнейшее их пребывание вместе делает их почти близнецами. Вернёмся к идеологии, сюда же включим религии и верования. То есть такие идеологические модели, в которые нужно верить, а не изучать. Изучение отличается от верования критичностью взглядов и отсутствием фанатизма. Опять мы можем столкнуться со случаями лжи, когда во что-либо верить просто выгодно или опасно не верить. Достаточно часто среди взрослого населения встречается ложная вера. Ложная вера только внешне похожа на истинную веру и убеждённость. На самом деле человек невольно подменяет свой какой-либо недостаток, слишком неприемлемый в обществе, на приемлемую идеологическую установку. И когда мы пытаемся найти под идеологией нарушения мышления, то находим там совершенно здоровую психику и злобу от того, что мы сдёрнули с человека завесу тайны. Чаще прячут что-то злое, редко доброе, тогда человек застенчиво и смущённо улыбается, пойманный на такой “вере”.
Возвращаясь к истинным нарушениям мышления рассмотрим множественные нарушения. Они во многом проще определяются, они заметнее. Такие нарушения часто связанны в единую сеть. Потяни за одну часть увидишь всю сеть. Бывает что в сети попадается изолированное нарушение, и если вы случайно начнёте с него, то подумаете только о наличие его, пропустив возможно что-то более крупное. Поэтому поиск любых расстройств должен быть медленным и скрупулёзным.   
Глава 7.
Выявление нарушений мышления.
В данной статье рассматриваются только начальные формы расстройства мышления. Определить которые достаточно просто, нужно лишь знать и иметь средства определения. А они всегда с нами. Это наш собственный здоровый мозг и правильное мышление. Дело в том, что психиатрия сильно выделяется на фоне других медицинских специальностей тем, что в психиатрии основным методом диагностики является клинический. Проще говоря у самого психиатра должна быть здоровая психика и общаясь с потенциальным больным он по сути сравнивает себя с ним, исходя из того что он здоров; он выступает в этом сравнении эталоном здоровой психики. Конечно у него есть и диагностические критерии заболеваний и справочная литература и опыт медицинской деятельности. Но только сравниваю себя с ним и неким идеальным представлением о человеке психиатр делает вывод о наличие или отсутствие заболевания. Как бы постоянно прикладывая себя к пациенту психиатр и замечает избыток или недостаток каких-либо функций психики. Это именно так. Это общечеловеческий подход, метод сравнения. Вспомните себя. Первое что мы делаем при встрече с новым человеком осматриваем его и начинаем сравнивать не с кем-либо, не с эталонами или примерами из книг. Мы сравниваем его с собой и оцениваем его сами, значит мы и есть тот образец, с которым наш новый знакомый сравнивается. Даже если мы понимаем, что мы не совершенны, что мы имеем недостатки, мы извиняем себя и всё равно выступаем эталоном, с поправкой на наши слабости.
Да, конечно у психиатра есть диагностические критерии, которые он должен находить у больного признаки болезни и на том основании устанавливать диагноз, но оценка всегда субъективна и человек, а любой психиатр прежде всего человек, я вас уверяю, и человеком он стал раньше, чем психиатром, в итоге он оценивает человека именно лично, сравнивая его с собой. Поэтому то в психиатрии такой разброд и опытный психиатр никогда не верит другому психиатру. Верят только начинающие, но встретившись именно с таким подходом сами начинают делать также и становятся скептиками в отношении коллег. Лично я всегда делал также и всем психиатрам советую делать то же. Во первых, психику никто не видел! Печальная правда, она означает что мы не видим то, что мы изучаем, диагностируем и лечим. Никаких существенных исследований психики тоже до сих пор не существует. То, что есть лишь касательно описывает патологию, но никогда не даёт точный ответ. Критерии патологии есть, но они так широко размазаны и так не определены, что трактуются психиатрами очень вольно. Психиатр быстро перестаёт обращать хоть какое-либо внимание на эти критерии и ставит диагноз просто на основании своего опыта и ..., как вы думаете чего ещё? Впечатления! А впечатление и есть автоматическое сравнение себя с ним, с тем расчётом, что сам психиатр здоров. Здесь задержусь. Тот кто сталкивался с психиатрами согласиться со мной, что эта группа врачей как раз самая, как бы сказать... , ну в общем вы меня поняли. И вот вы встречаетесь с таким «образцом» здоровой психики и если вы ещё не будете предельно просто себя вести с таким “специалистом”, то вероятнее всего загремите в «психушку». Вот вам мой прямой совет, ведите себя предельно ясно, слегка глуповато, отвечайте коротко без рассуждений и никогда ни о чём их не спрашиваете!
Но нам повезло мы принадлежим к психиатрическому меньшинству, мы психически здоровы. Поэтому продолжаем диагностику. Так вот когда наше здоровое мышление отличается от мышление нашего пациента, он получает диагноз, и именно такой, насколько оно отличается. Важно учесть, что он или она должен соответствовать той среде в которой он вырос, провёл первые годы жизни. Дополнительные трудности возникают когда у человека отклонения не являются значимыми и мы помещаем его нарушение в промежуток между здоровьем и болезнью, в так называемую пограничную зону. Пограничная зона необходима для того, чтобы направлять туда все состояния, которые нельзя признать заболеваниями и в то же время нельзя назвать нормальными. Психическая норма, уже из самого своего определения, имеет неопределённые границы. Поскольку короткое и ясное лучше длинного и запутанного, то вот вам определение психического здоровья. Психическое здоровье такое состояние ума и тела, когда человек осознаёт себя человеком, одной личностью, имеющим достоинства и недостатки, правильное понимание мира, знание целей достижения, стремящегося к ним; стремящегося к достижению своего всестороннего развития, развития общества в котором он живёт. Но для применения этой формулы к непосредственно человеку нам приходиться использовать дополнительные поправочные коэффициенты психического здоровья, такие как среда, религия, культура, язык, климат и прочие факторы. В дальнейшем мы должны ответить на вопрос: есть ли существенные отличия данного человека от других людей его среды? Если есть, то не обманывает ли нас наш пациент. Далее нужно установить когда появились первые признаки болезни, как быстро они развились и насколько они мешают самому человеку и тем кто находиться рядом с ним. На этом основную диагностику можно завершить, лишь при необходимости проводя контрольные наблюдения и коррекцию лечения. 
Глава 8.
Исправление мышления.
Полностью исправить болезненное мышление невозможно. Нужен новый мозг, что пока не выполнимая задача для медицины. Научная психиатрия временно справляется с подобными проявлениями при помощи психотропных средств. Почему они помогают до конца не ясно. Основное действие почти любых психотропных препаратов состоит в торможении всех процессов, происходящих в мозгу, торможение может превратится и превращается в необратимое разрушение нервных клеток, при длительном и избыточном лечении. Сильнее всего торможение действует на наиболее возбуждённые клетки головного мозга, а поскольку они производят и основную суть заболевания, то они первыми и тормозятся. Прочие клетки тормозятся также. Заболевание угасает, торможение самый диких клеток становится для него критическим. При длительном лечении больные клетки фактически гибнут, а вслед им гибнут и обычные клетки. Всё было бы хорошо, если бы вредные клетки умерли и на этом бы заболевание остановилось. Но чаще всего сам патологический процесс продолжается и поражают новые клетки, их лечат они гибнут, и всё повторяется. Результат такого лечения - массовая гибель нервных клеток, а вслед за ней неизбежное слабоумие. Конечно бывают случаи, когда иным способом не справиться с заболеванием. Заболевание прогрессирует, вслед него прогрессирует лечение, с течением времени, когда заболевание ослабляется, чаще по естественным причинам, ослабляется и лечение. Тогда заметнее всего становиться слабоумие, но это состояние стабильное и в целом всё всех устраивает. Как при гангрене ноги, спасение человека возможно только путём ампутации этой самой ноги. Человек остаётся калекой, но сохраняет жизнь. Так приходиться лечить тяжёлые заболевания. Мы же берёмся лечить или исправлять прежде всего начальные состояния. Конечно наши методы могут не оказать эффекта, тогда придётся использовать обычное лечение, но начать с простого и безвредного подхода будет правильным и гуманным.
Суть метода предельно проста. Нужно заставить мозг формировать верные последовательности вместо неверных. Делается это так. Например человек на вопрос о связи между подсолнечным семенем и подсолнухом сообщает, что они между собой не связаны или что связаны, но с каким-нибудь участием огурца или моркови. И если он так искренне думает и при этом в состоянии вообще думать, то ему показывают последовательность процесса превращения семени в подсолнух, который даёт новое семя, которое снова превращается в подсолнух. Затем больному следует повторить это действие несколько раз самостоятельно. Подобные действия формируют новую цепочку объективных событий, которые всегда точны и проверяемы. Далее больному дают задание самостоятельно проложить логическую цепочку между двумя различными понятиями. Если он справляется, то задание усложняют, путём увеличения логического промежутка между ними. Например, что связывает птенца и взрослую птицу, далее что связывает птенца и всех птиц, доходя до связи этого птенца и любого предмета в жизни. Связь сначала простая и прямая, единственная, затем усложняется превращаясь в разнообразные множественные связи всего со всем. Цель такого подхода связать логическими цепочками всё со всем, показать возможность перехода одного в другое, нашу взаимозависимость и целостность мира. При этом следует следовать правилам логики, не превращая весь мир в кучу хлама и хаос. Чёткое определение, связь с другим объектом, доказуемость связи, возможность показать подобную связь другим, повторяемость события, связь с очевидными физическими и химическими законами.
Метод используется постоянно, под наблюдением помощника, выполняется добровольно. Должен вам сказать, что для здорового человека трудность метода ничтожна, но для человека даже с минимальными нарушениями мышления, крайне затруднительная. Работа головой сама по себе занятие тяжёлое, хоть и благодарное, а для больного она становиться неимоверно тяжёлой. Они могут отказываться, говорить что устали, что у них не получается, что голова болит, что они доделают позже, несмотря на это попробуйте убедить продолжить работу. Упражнения следует выполнять ежедневно, с усиливающийся интенсивностью и сложностью заданий. Приводить подробную пошаговую технику здесь нет смысла, поскольку в этом упражнении допускается личное участие ведущего и его импровизация. Можно использовать логические задачи, игры, особенно в раннем возрасте, но прежде чем давать эти упражнения проверьте их сами, они могут быть нелогичными! Путём длительных логических упражнений мы должны добиться от человека самостоятельного правильного мышления, в наибольшей для него возможной степени.
Глава 9.
Ведение человека после лечения.
Исправлять нарушения мышления дело крайне сложное по многом причинам. Во-первых, нарушения всегда имеют более или менее анатомические и физиологические предпосылки. Недостатки строения и работы мозга, которые существенно неизменны, терапии поддаются с трудом, требуют постоянных медицинских вмешательств, дороги и занимают много времени. Во-вторых, начинать надо как можно раньше, а как правило родители и другие родственники не обращают никакого внимания на малыша и запаздывают с началом лечения. Позднее начало лечения уменьшает эффект, позволяет патологии укоренится. В-третьих, воспитательные мероприятия обычно не проводятся, либо не верны. Воспитание, при более слабой силе воздействия, чем лечение, не менее важно тем, что оно позволяет медленно, но более обстоятельно, широко действовать на человека. В воспитании могу принимать участие самые разные люди, создавая вокруг человека благоприятную человеческую среду любви и заботы. В-четвёртых, здесь как в травматологии, после наложении гипса нужно в нём какое-то время ходить, иначе перелом не срастётся. Нахождение человека в спокойной обстановке уменьшает время лечения, а при длительном нахождении делает процесс лечения необратимым. При возможности в такой благоприятной среде желательно оставаться всегда. Если уж у тебя “сломался” мозг один раз он может “сломаться” ещё раз. А с каждым разом “переломы” лечатся всё хуже и хуже. Наконец последний “перелом” окажется смертельным. В-пятых, я исповедую правило добровольности, человек должен сам захотеть вылечиться. И желать этого надо всю жизнь. Заставлять больного стать здоровым бесполезно. Можно и следует терпеливо с ним работать, убеждать, учить. Польза от убеждений превышает эффект от насилия, но может наступить позже. Отказ от лечения, ведения опасного образа жизни, приводят к потере всего достигнутого эффекта и резкое ухудшение состояния. Но если же пациенту повезло и он вылечился, то ему показана спокойная жизнь, желательно на природе. Естественно в добровольном порядке. Менять жизнь целиком всегда сложно, тем более во взрослом состоянии, часто приходится избавляться от работы, семьи, родных, убеждений, имущества, денег. Нужна смелость, решимость изменить свою жизнь, следовать советам врача, тогда в награду такой человек получает здоровье. Если же он вернётся к прошлому образу жизни, то познает страдания и несчастью большие, чем у него были ранее.          
Заключение.
Нарушения мышления невероятно распространены в человечестве. Точной статистики нет, но полагаю, что у половины людей они точно присутствуют. К счастью эти нарушаются подчиняются общему правилу всех болезней: чем сильнее уровень повреждения, тем оно реже встречается. Так же бывает и с нарушениями мышления. У большинства людей с повреждением мозга оно не большое, развивающееся вслед него нарушения мышления также не выраженно. Поэтому в быту, для обывателя они не заметны, психиатр же конечно их подмечает, но как правило не цепляется к таким людям, следуя лучшей медицинской тактике - наблюдению. Что уж говорить о самих людях с подобными нарушениями, самокритика которых снижена или полностью отсутствует. На замечания окружающих они как правило не обращают особо внимания, отмахиваясь от них. Да им можно указать на их странности и возможно они согласятся на свою непохожесть на окружающих, но такие странности списываются на особенности, которые присущи всем людям в той или иной степени, на индивидуальную изменчивость. При увеличении глубины нарушений они более тяжелы и поэтому и более заметны. Общество по сути своей нетерпимо, поэтому на этом этапе такие люди получают звания чудаков и изгоев. И только при тяжёлых нарушениях они отправляются к психиатру. Из общего числа лиц, страдающих нарушениями мышления таких не более 1%, прочие 99% являются лёгкими и средними. На лёгких не обращают внимание, на средних смотрят как на чудаков, тяжёлых отправляют к психиатру.
Следует ли исправлять людей, которые никого не беспокоят? При стабильной внешней среде они ведут себя достаточно предсказуемо и не опасно, но при любых переменах в обществе они являются самыми подверженными неприятностям. Страшно оказаться в среде безумцев, особенно если ты заранее не готов к этому. Внезапно внешне нормальные люди вдруг говорят и делают страшные вещи. Труднее всего молодым и не опытным людям, которые по привычке и наивности следуют своим более старшим коллегам и что гораздо хуже родственникам, у которых есть подобные нарушения. Риск поддаться общему влиянию и пострадать велик, поэтому я выбираю метод исправления, а не бесплодное ожидание покоя и надежду на авось. 


Рецензии