Итальянское Возрождение. Донателло и Мазаччо

Как уже говорилось в предыдущем разделе великим итальянским зодчим 15 века был Филиппо Брунеллески. В этой статье речь пойдет о его друге, великом итальянском ваятеле Донателло.
  Связывая пластику с архитектурой, он первый по примеру древних создает статуи, свободно стоящие, со всех сторон обозримые, сами по себе полноценные, что, однако, не исключало их гармонического сочетания с архитектурой.
  Донателло отходит от принципов и форм готики. Для соблюдения законов перспективы он сближает пластику раннего Возрождения с живописью. Он первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, отбрасывая припечатанность и горизонтальность восприятия архитектурных тел.
  Новаторство Донателло продолжает его статуя юного Давида - первая совершенно обнаженная скульптура в итальянском искусстве 15 века, а его статуя кондотьера в Падуе - первый конный монумент Ренессанса и родоночальник всех конных статуй, воздвигнутых в европейских городах в последующие века.
  Диапазон творчества Донателло обширен. Один из его шедевров - знаменитая кафедра для певчих во флорентийском соборе, украшенная рельефными изображениями пляшущих младенцев-ангелов.
  В этот период идет работа по расширению теоретических основ искусства. Живописец Пьеро делла Франческо на склонЕ лет изложил правила линейной перспективы.
  Правила эти были представлены в виде последовательной системы определений, аксиом и теорем. Тем самым было положено начало новой математической науке - начертательной геометрии.
  Занятия анатомией становятся обязательными для всех художников. Так что сами художники становятся по неоходимости учеными - математиками и анатомами. Самыми талантливыми среди них, видными мастерами своего дела пишутся трактаты по правилам рисунка, по законам композиции. То есть, сами художники берутся за составление теоретических основ мастерства.
 
  Гигантский скачок в истории европейской живописи знаменует творчество друга Брунеллески и Донателло живописца Мазаччо. Рано умерший, ему не было и двадцати восьми лет, Мазаччо считался первым художником после Джотто, понял суть его творчества и развил его.
  Его фреска "Троица" как бы раздвигает стены храма, создавая иллюзию углубленного пространства с соблюдением научно обоснованных законов перспективы. Вся композиция спокойна и торжественна. В умении распределять свет и тени, в создании четкой пространственной композиции, в силе, с которой он передает обьемность, Мазаччо намного превосходит Джотто.
  Кроме того, он первый в живописи изображает обнаженное тело и придает человеку героические черты, прославляя человеческое достоинство. 
  На знаменитых фресках Мазаччо в капелле Бранкаччи в церкви дель Кармине во Флоренции - таких, например, как "Чудо со статиром" и "Изгнание из рая" - много лет после их создания будут учиться величайшие мастера Высокого Возрождения : Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
  Мазаччо связывал фигуру и пейзаж единым композиционным замыслом и единым настроением, придавая невиданную ранее естественность постановке фигур. И пространство вокруг сразу срасталось и имело творческую, законченную целостность. Он первый ввел в религиозную композицию портретные изображения заказчиков, как, например, в "Троице".
   Надо в конце добавить, что все эти новшества подтолкнули живописцев иначе строить рисунок, начиная от пропорций, кончаяя пространственным построением композиций. Но о живописи в следующей главе.


Рецензии