Великие люди от Авраама до Хокинга 24

Девятнадцатый век (продолжение)


Человек создает Бога по своему образу и подобию. Немецкий биолог Альфред Брем наделяет животных человеческими качествами. В том и другом случае мы любим скорее себя, чем Всевышнего или животных! Ученый путешествовал по Африке, Европе и даже Сибири. Он собирал редкие экземпляры фауны. Зоолог с любовью описывал животных, в которых замечал черты высокоразвитых существ.

Священник русской православной церкви Иоанн Кронштадтский проповедует учение Христа горячо, страстно, экзальтированно, порывисто. Его дух, словно колючий балтийский ветер, врывается в дома верующих и неверующих людей. Иоанн Кронштадтский будоражит все слои общества и каждого отдельного человека как святитель, как наставник и вождь. Кому-то покажется, что Отцу Иоанну недостает тихой святости и безмолвного величия духа. На самом деле эти бесценные качества христианина присутствуют в его глубоко страдающей душе.

Отец Иоанн Кронштадтский заслуживает любовь народа милосердием и добрыми делами. Всякое подвижничество свято и более чем необходимо!

Предназначение священника состоит в том, чтобы быть добрым и милостивым к каждому человеку. К этому идеалу стремится отец Иоанн Кронштадтский.

Иоанн Кронштадтский – «святой грешник», чей дух каждодневно борется с соблазнами плоти.

Иоанн Кронштадтский и в жизни, и в церкви возлагает на себя роль всероссийского исповедника. Из чувства ревностного служения Богу и церкви он впадает, иной раз, в наигранную, даже театральную экзальтацию.

Композитор, пианист-виртуоз, педагог Антон Григорьевич Рубинштейн – ревнивый отец-покровитель молодой русской музыки.

От стихов Василия Жуковского начинается Пушкин, от музыки Рубинштейна – Чайковский. Талантливые наставники открывают дорогу молодым гениям!

Рубинштейн – великий пианист, Чайковский – гениальный композитор.

Именно в личности Рубинштейна надо искать этические принципы композиторского творчества Чайковского.

У Рубинштейна существует известное расстояние между творчеством и мастерством, которое успешно преодолевает его воспитанник – Чайковский.

Без эмоциональной лирики Рубинштейна не появился бы на свет автор «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы».

Лирические мелодии Рубинштейна согревают телесным и душевным теплом.

Рубинштейну удаются не только мелодии горячей, страстной любви, но и мелодии холодного, демонического отстранения от мира.

Слава Ивана Айвазовского не затмевает его талант, что не скажешь об Антоне Рубинштейне: если живописец держит славу в черном теле, то композитор – холит и балует ее, как милое дитя.

В русской музыке Антон Григорьевич Рубинштейн – сервантевский Дон Кихот, Пётр Ильич Чайковский – шекспировский Гамлет.

Умная жена – надежный друг и партнер в жизни. Такая супруга была у британского премьер-министра Роберта Солсбери. Она родила политику пять сыновей и две дочери.

Выдающийся французский ученый-географ Жан Жак Элизе Реклю посетил едва ли не все страны мира. К 62 годам он издал 19 томную «Всеобщую географию». Беспрецедентный случай!

Художник Алексей Саврасов с умилением взирает на родную природу.

В простодушной картине «Грачи прилетели» Саврасов слышит голоса оживающей весенней природы.

Живопись чутко реагирует на времена года: между весенним Саврасовым и осенним Левитаном существует летний Поленов.

Лирические пейзажи Алексея Саврасова наполнены той сердечностью, какая присутствует в квартетной музыке Петра Ильича Чайковского. Оба мастера передают особое состояние души, готовой всецело раствориться в природе.

Легко ранимая натура Саврасова не выдерживает грубого натиска жизни. Художник утонченной лирики все чаще заглядывает в рюмку, опускается до позорной нищеты.

Французский художник Камиль Писсарро встречает немало трудностей на жизненном пути, но в картины привносит бодрость духа и свежесть красок.

Писсарро – художник света и воздуха. Его картины чисты и праздничны.

Еще до Ницше и Шпенглера русский провидец Константин Леонтьев возвестил о «закате Европы». Кроме того, о будущей объединенной Европе он трезво судил. Мыслитель высказывался о ней как о бытии аморфном, рыхлом, безынициативном, теряющем всякую жизненную силу. А это и есть увядание!

Писатель Николай Лесков – русский странник с новым Богом в душе.

Лесков – религиозный исповедник в литературе.

Простонародный язык Лескова исключительно богат: поэтичен, цветист, светозарен, сказочен.

В Лескове сосуществуют правдивый реалист и неукротимый выдумщик.

Лесков изображает благонравную провинциальную Русь и удаль русского человека. В его своенравных героях есть нечто от неистового протопопа Аввакума.

Проза Лескова несет отрицательный заряд, когда разоблачает уродства русской жизни. Это своего рода нигилизм, посредством которого он подвергает уничтожающей критике российскую действительность. Отвергая «революционеров-нигилистов», Лесков сам выступает крайним нигилистом!

Россия в литературном творчестве Лескова ассоциируется с образом лошади, несущейся к обрыву.

Лесков идеализирует главных героев повестей и романов, как это делают Достоевский и Толстой.

Отрицая «препустейшую пустую» жизнь, Лесков совершает шаг навстречу идеализации русского патриархального быта.

Николаю Лескову не чужд народный юмор. Редко кто из русских писателей умеет рассмешить до коликов в животе. Невольно хочется сравнить его комических героев с потешным дедом Щукарём из романа «Поднятая целина» Михаила Шолохова.

Художник Николай Николаевич Ге – добропорядочный человек, создающий глубокие по смыслу картины на исторические и религиозные темы.

Ге принимает близко к сердцу крестные муки Иисуса Христа.

Николай Ге, наряду с Николаем Лесковым и Львом Николаевичем Толстым, считает, что Бог внутри нас.

Ге – совесть русской творческой интеллигенции. Он «ходит в народ», не стесняется класть печки крестьянам.

Теософ Елена Петровна Блаватская – женщина с планетарным мышлением. Она стоит на перекрестке Европы, Азии и Америки.

Бабушка Елены Блаватской переписывалась со многими знаменитыми естествоиспытателями, устроила в доме кабинет из чучел зверей и птиц. Мать девочки занималась писательским делом, критики тут же нарекли ее русской Жорж Санд, но, к сожалению, она умерла в 28 лет. Двоюродным братом Лены был граф Сергей Юльевич Витте, будущий председатель Совета министров Российской империи.
В 1875 году Блаватская создала Теософское общество, отделения которого имелись в Европе и Америке, а штаб-квартира располагалась в индийском городе Мадрасе. В книге «Тайная доктрина» Елена Петровна изложила систему эзотерических знаний, открыла европейцам индийскую философию, буддизм, медитацию, йогу, учение о карме и реинкарнации.

Вождь индийского народа Махатма Ганди с благоговением говорил, что «…был бы счастлив коснуться края платья госпожи Блаватской».

Главная идея книги «Тайная доктрина» Блаватской состоит в объединении религии, науки и философии. А это есть не что иное, как всеобщее знание, т.е. пансофия.

Чтобы быть сведущим в магии, нужно иметь три головы богини Икаты. Елена Блаватская – Иката нового времени.

Основатель Теософского общества Елена Петровна Блаватская оставила после себя 60 тысяч последователей. Это больше, чем имел Владимир Ленин единомышленников перед социалистической революцией в России.

Французский гравер, иллюстратор и художник Гюстав Доре – Бальзак в изобразительном искусстве. Уже в 15-летнем возрасте был издан его альбом литографий «Подвиги Геркулеса». Многообещающее начало юного художника полностью оправдалось в зрелые годы. Доре называют величайшим иллюстратором XIX века за непревзойденную игру света и тени в графических работах. Художник иллюстрировал книги по истории Франции, Англии, Испании, России, Библию и «Божественную комедию» Данте.
Гениальному Бальзаку и гениальному Доре было суждено прожить 51 год.

В картинах французского художника Эдуарда Мане проза жизни посыпана «золотым песком» красоты.

У Мане пока еще реалистическое, хотя и тонкое восприятие мира, импрессионисты, в отличие от него, фиксировали мгновенное впечатление от природы.

До Мане художники видели природную красоту женского тела, Мане делает акцент на его эротической красоте. Так на передний план выступает соблазнительная чувственность женщины.

В картине «Олимпия» Мане изобразил обнаженную Венеру-парижанку, невозмутимым взглядом шокирующую мужскую компанию.

Путь к славе Мане тернист: только к концу жизни художник достигает желанной цели.

Мане – предтеча импрессионизма.

Иван Иванович Шишкин в живописи – бог леса.

Шишкин любит и понимает лес. Не удивительно, что художнику с такой фамилией, как никому удаются лесные пейзажи.

Русский лес – родная стихия Шишкина, которую он воплощает на картинах с почти осязаемой наглядностью.

Иван Шишкин – лесной художник, Иван Айвазовский – повелитель морских стихий.

Писатель Льюис Кэрролл – английский Овидий, создающий причудливые «метаморфозы» счастливого детства.

У религиозно настроенного Кэрролла математический ум и девичье сердце. В его душе сосуществуют два мира: мир строгих формул и мир нежных грез.

Задолго до Владимира Набокова на так называемых «нимфеток» обратил внимание Льюис Кэрролл, автор детской книги «Алиса в стране чудес». Он водил дружбу с 12-летними девочками, рассказывал им занятные истории, целовал их и даже, с разрешения матерей, фотографировал обнаженными. Довольно странная наклонность, особенно если учесть, что сам он не был женат и даже не имел любовниц! Кэрролл выработал своего рода эталон красоты: девочка должна быть привлекательной, с прекрасной фигуркой, энергичной, умной, из богатой семьи. А вот с мальчиками его отношения не складывались, их он не приглашал в гости.
Нельзя не увидеть в его увлечении откровенно эротической подоплеки, хотя обвинять сказочника в совращении детей нет оснований.

Льюис Кэрролл – литературный Рихард Вагнер. Его «Властелин колец» - это сказочно-фантастическая тетралогия «Кольцо Нибелунга».

Учитель, воспитавший гениальных художников – гениальный педагог. Именно таков Павел Петрович Чистяков. Чтобы убедиться в правоте этих слов, достаточно назвать его воспитанников: В.Борисова-Мусатова, В.Васнецова, М.Врубеля, В.Поленова, И.Репина, Н.Рериха, В.Серова, В.Сурикова.

Британский ученый Эдвард Барнет Тайлор – один из основателей этнографии и антропологии, теории эволюционного развития человечества. В отличие от Дарвина он считает, что первобытный человек – это не малоразвитое животное, в нем уже присутствует душа, некоторого рода философия, и, следовательно, он есть объект культуры. В процессе эволюции условия жизни улучшаются, а душа остается прежней.

Американская писательница Луиза Мей Олкотт по доброй воле превратила свою жизнь в наркотический сон. Призрачное счастье!

Иоганнес Брамс – композитор-мудрец. В симфониях он пребывает наедине с мирозданием!

Лучший друг и собеседник Брамса – собственная музыка!

Брамс – серьезно думающий композитор, музыка которого представляет собой результат огромной внутренней работы.

Брамс – философ с пламенными страстями в груди. Он либо созерцает мир, либо отдается чувственным порывам.

Музыка Брамса имеет четыре уровня мировосприятия: 1. философское созерцание; 2. целомудренная лирика; 3. порывы души; 4. стихия народного танца.

Без нескольких счастливых мелодий, созданных Брамсом, его музыка исчезла бы в небытии.

Брамса любят те, кто готов следовать за его глубокими мыслями.

Произведения Брамса держатся на искусной мотивной разработке.

Оркестровые фактуры Брамса прозрачны, как тихое утреннее озеро, на дне которого виден каждый камушек, каждая ракушка.

Музыкальные картины Брамса настолько образные, что невольно представляешь себе усадьбы, селения и одинокие хутора по берегам медленно текущего Дуная.

Александр Порфирьевич Бородин создает музыку эпического величия.

Бородин – летописец Нестор в русской классической музыке.

Слушая эпическую музыку Бородина, невольно вспоминается картина Виктора Васнецова «Богатыри».

Русь в музыке Бородина героическая, величавая. Не случайно композитор носит имя поля, на котором произошло знаменитое Бородинское сражение.

Музыка русского композитора Бородина, родившегося от грузинского князя, триедина: героико-эпическая («Богатырская симфония»), восточно-ориентальная («Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»), лирическая (Второй струнный квартет). И Русь, и Восток, и Европа одинаково прочно утвердились в его душе.

Не звукопись, а живопись свойственна музыке Бородина – в основе своей эпической, величественной, несущей русский дух и красоту русской природы.

Бородин – удивительный композитор. Его музыка подлинно русская или южнорусская, теплая, нежная, красивая и, главное, сердечная.

Исключительно красочен музыкальный Восток Бородина: помимо благоухающей природы он погружается в любовную негу и сладострастие, изобличает коварство и жестокость восточных людей.

Бородин воплощает в музыке образ могучей, созидательной России, ибо сам созидателен, как общественный деятель, как видный ученый и как гениальный композитор.

Художник Василий Перов, сочувствуя простому народу, показывает его горькую долю.

В портрете Фёдора Достоевского Василий Перов воплощает образ мыслителя-страдальца, за чьей спиной простирается угнетенная Россия!

Василий Перов и Александр Даргомыжский – сторонники правды в живописи и музыке.

Дмитрий Менделеев – гениальный ученый-химик с широким гуманистическим взглядом на мир.

Если действительно «периодическая система элементов» Менделееву приснилась, то кто над ней работал: Бог или интуиция ученого?

Французский импрессионист Эдгар Дега – большой оригинал в жизни и своеобразно мыслящий живописец.

Дега рисует городские пейзажи. Он фиксирует те моменты, которые производят на него особое впечатление.

В картинах Дега имитируется ритм движения: верный симптом приближающегося XX века машин и скоростей.

Балетная музыка итальянского композитора Амилькаре Понкьелли – феномен легкости, изящества и красоты.

Композитор Цезарь Кюи – романтик в русской музыке. В его творческом портфеле 14 опер, более 250 романсов. Надо заметить, что у Петра Ильича Чайковского только 10 опер и 100 романсов.

Музыкальный критик Цезарь Кюи подвергает остракизму произведения Петра Чайковского и Модеста Мусоргского, хотя как композитор стоит далеко позади этих гениев.

Прозаик Николай Помяловский отображает реальную жизнь во всей ее неприглядности. Он описывает драматический конфликт между дворянином и разночинцем. Судьба отводит талантливому писателю 28 лет жизни, творчество которого длится всего 4 года. Однако молодой литератор оставляет людям несколько крылатых фраз вроде таких, как: «мещанское счастье», «кисейная барышня».

Скрипичная музыка Генрика Венявского проникнута ностальгическими воспоминаниями о родине, отчем доме и старом парке.

Скрипка Венявского любит или страдает, но всегда грезит о незабвенной Польше.

Скрипач-виртуоз Генрик Венявский, живописец Генрик Семирадский, писатель Генрик Сенкевич – три королевича-красавца в искусстве, три польские звезды, сияющие над Россией и Европой.


Рецензии