Немецкие специалисты в Казани

Немецкие специалисты-моторостроители в Казани.
 
История Казани все-таки штука не предсказуемая. Кажется, что все уже знаем, ведаем, все документы вытащены на белый свет, и лакун исторических на карте города более нет. Но стоит доехать до станции метро «Авиастроительная» и пройти метров 100 по улице Лядова в глубь микрорайона и обнаруживаешь напротив школы № 36 памятник Серго Орджоникидзе. Когда-то КМПО и Казанский авиационный завод им С.П. Горбунова  были единым заводом, и этот завод носил имя Серго Орджоникидзе, а памятник был поставлен в центре микрорайона Соцгород. А сам Соцгород до сих пор хранит множество загадок и тайн.
Например, были ли немецкие специалисты в Казани? Если были, то где жили? Почему они появлялись в нашем городе? Попробуем ответить на эти вопросы.
13 июня 1945 г. на моторостроительном заводе № 16 в Казани был получен приказ о выпуске чертежей немецкого двигателя  BMW-003. Главный конструктор завода Сергей Дмитриевич Колосов приступил к выполнению приказа наркомата авиапромышленности немедленно.
Похожих на BMW-003 двигателей не только в Казани, но и во всем СССР был лишь один. Воздушный реактивный двигатель успел сделать до войны инженер Архип Люлька. Но испытывать этот двигатель ему не пришлось. Люлька остался в блокированном Ленинграде. И если бы о нем не вспомнил авиаконструктор Болховитинов, работавший над ракетным самолетом БИ-1, то великий конструктор и изобретатель Люлька мог погибнуть. Его вывезли из Ленинграда вместе с сотрудниками его КБ и привезли к Болховитинову в город Билимбай в Башкирии. Но двигатель остался закопанным в Ленинграде.
Казанский моторостроительный завод № 16 выпускал в годы войны моторы ВК-105 для Пе-2. Их производство было поставлено на поток. Конечно же, был отдел В.П. Глушко в ОКБ завода, разработавший жидкостный реактивный двигатель-ускоритель  (ЖРД) для Пе-2. Однако выпускался этот двигатель опытно. А заводу во второй половине 1945 г. предстояло в очень короткие сроки начать выпускать серийно воздушно-реактивный двигатель.
Летом 1945 г. отдел Глушко стал «редеть». В августе уехал в Москву Королев, да и сам Глушко вскоре тоже покинул Казань в неизвестном направлении. Кто тогда знал, что отправились они в Германию на ракетные заводы…
А на заводе в ОКБ вдруг стали появляться немецкие специалисты. Во всяком случае такая информация имеется в книге  Ю. Воронкова, В. Зрелова, Ю, Михельса, С Кувшинова «Германские авиационные специалисты в СССР», изданной в 1996 г. при содействии Самарского Государственного Аэрокосмического университета.
 Инженер-конструктор Ценке Пауль Эрнст прибыл в СССР в июле 1945 г. Еще четверо немецких инженеров (Эбершульц Фридрих Пауль, Фрезе Фриц Фриц, Иордан Бодо Карл, Шихт Альфред Йозеф) были привезены в СССР в августе 1945 г. Кастенс Карл Герман прибыл в сентябре. Последним в октябре появился руководитель проекта Манфред Христиан Рудольф. Раньше всех из этой бригады немецких двигателистов на территории СССР оказался инженер-переводчик Михаил Викторович Майер, уроженец Петербурга – его прибытие обозначено февралем 1944 г.
Вся бригада немецких инженеров жила неподалеку от завода в Соцгороде в трех квартирах дома № 9 по улице Социалистической. Дом этот располагается напротив 12 больницы. Во всяком случае, именно этот адрес указан в книге. Только двое из специалистов имели среднее техническое образование, переводчик Виктор Михайлович Майер и Ценке Пауль Эрнст, остальные имели высшее техническое образование.
В квартире № 9 жили инженер-расчетчик Фрезе Фриц Фриц, инженер-конструктор Кастенс Карл Герман и инженер расчетчик Шихт Альфред Йозеф. Квартиру № 11 занимали руководитель проекта Христиан Манфред Рудольф и инженер-конструктор Ценке Пауль Эрнст. В 12 квартире жили инженер-испытатель Эбершульц Фридрих Пауль, инженер-экспериментатор Иордан Бодо Карл и инженер-переводчик Михаил Викторович Майер.
Положение их было мало похоже на положение военнопленных. Однако семьи «казанских» немцев оставались в Германии, в отличие от семей немецких специалистов, попавших на завод № 2 в поселке Управленческий рядом с Куйбышевым осенью 1946 г.
Семья Христиана Манфреда оставалась в Берлине, причем в американском секторе оккупации. У Эбершульца Фридриха семья была в городе Брауншвейг в английской зоне, у Шихта Альфреда в Бюдигене, в Гессене в американской зоне оккупации. Семья Иордана Бодо находилась в городе Келлингхузе в английской зоне, У Кастенса Карла в городе Бад Рейнской области и тоже в английской зоне. У Майера, русского немца, семья была в Мангейме в американской зоне. В советской зоне оккупации семьи были лишь у двоих: у Ценке Пауля в городе Вельгаст и у Фрезе Фрица в городе Гейлингенштадт.
Бригада немецких инженеров из 8 человек оформилась на 16 заводе осенью 1945 г. Инженер Христиан Манфред Рудольф был назначен руководителем проекта и заместителем главного конструктора С.Д. Колосова. Собирали этих специалистов, наверно, по лагерям военнопленных на территории Германии. Им, скорее всего, было обещано скорое возвращение домой в случае успеха их работы.
Уже к началу 1946 г. Казанский моторостроительный завод № 16  начал выпускать реактивные двигатели РД-20. Так в советской интерпретации стали называться бывшие немецкие двигатели BMW-003. Их начали устанавливать на один из первых серийных  советских реактивных самолетов МиГ-9. Первый полет этот самолет совершил 24 апреля 1946 г., а 1 мая 1947 г. эскадрильи реактивных МиГ-9 и Як-15 участвовали в воздушной части парада на Красной площади.
Список литературы
1. Воронков  Ю., Зрелов В., Михельс Ю., Кувшинов С. Германские авиационные специалисты в Советской России. Судьба и работа. 1945 – 1954 гг. – Самара, 1996 г., Самарский Государственный Аэрокосмический университет.
2. Симоненков В.И. Судьбы ученых в сталинских спецтюрьмах – М., 2014 г.


Рецензии