Глава1. Вначале

                ЧАСТЬ I. ЭМБРИОЛОГИЯ.


                Глава1. Вначале.


Материал, к рассмотрению которого мы приступаем веселым никак не назовешь. Он довольно сложен для восприятия и, как правило, студенты-медики, изучив его в свое время по необходимости, со вздохом облегчения в последствии забывают напрочь.

Как происходит развитие плода человека из одной единственной клетки изучено досконально и зафиксировано поминутно.  Не вдаваясь в ненужные подробности, попробуем этот процесс обрисовать в общих чертах.

Оплодотворенная яйцеклетка, которую с момента оплодотворения принято называть зиготой ищет себе укромный и приятный уголок на внутренней стенке матки, перемещаясь, влекомая неведомой силой из маточной трубы в полость матки. А по пути начинает делиться на части. Это деление обладает рядом интересных особенностей. Главная состоит в том, что делящиеся клетки не увеличиваются в размерах, происходит как бы дробление зиготы на мелкие части. Вот эти части разделенной зиготы принято называть бластомерами. Первый раз зигота делится на две равные части – два бластомера, а вот затем у человека все идет наперекосяк. Деление становится асинхронным и ассиметричным, т.е. последующие деления клеток-бластомеров наступают не одновременно и потому могут в какое-то мгновение присутствовать нечётное количество клеток. Например, три, пять, семь и т.д. А в чем проявляется асимметричность? Буквально через несколько делений различаются два типа клеток: одни маленькие и темные – клетки так называемого трофобласта, другие крупные и светлые – клетки эмбриобласта. Буквально к четвертому дню после оплодотворения клетки эмбриобласта собираются в центре, а клетки трофобласта покрывают их снаружи, соединяясь довольно компактно. На вид это такая округлая штуковина с неровной поверхностью чем-то напоминающей тутовую ягоду или шелковицу. На латыни – морула.

Уже к концу пятых суток морула превращается в бластоцисту. Примерно в центре морулы, состоящей уже, как минимум, из двухсот бластомеров формируется полость – бластоцель, наполненная жидкостью, выделяемой клетками трофобласта. Образуется такой раздутый пузырек, у одной из стенок которого собраны вместе и компактно клетки эмбриобласта, что-то вроде мячика для гольфа или пинг-понга разместившегося внутри теннисного мяча, прилепившись к его внутренней стенке. Клетки эмбриобласта часто, особенно в научно-популярной литературе называют внутренней клеточной массой (ВКМ).

На стадии бластоцисты зародыш внедряется в слизистую оболочку матки, после чего из клеток эмбриобласта образуются ряд важнейших структур. А сам этот процесс называется гаструляцией.

Однажды выдающийся британский биолог и доктор философии Льюис Уолперт (Lewis Wolpert) заявил:

«Самое главное событие в твоей жизни – это не рождение, не свадьба и не смерть, а гаструляция».

Гаструляция – процесс образования трех зародышевых листков: наружного (эктодермы), из которого формируются в дальнейшем, например, кожные покровы и нервная система, среднего (мезодермы), дающего начало мышцам, крови и многим внутренним органам, и внутреннего (энтодермы), источника, например, эпителия пищеварительной и дыхательной систем.

На первой стадии гаструляции происходит процесс расщепления – деламинация – ВКМ на два листка: наружный, т.е. обращенный к стенке матки, эпибласт и внутренний, обращенный в полость матки, гипобласт.

Вот из части клеток этого эпибласта – эмбрионального эпибласта и развивается зародыш. Закладка трех зародышевых листков происходит на второй стадии гаструляции, именуемой иммиграцией клеток.

А из трех зародышевых листков развиваются в процессе дифференцировки отдельные органы и системы.

Думаю, для нашего повествования этих сведений вполне достаточно.

И еще два понятия, которых, возможно, нам придется коснуться в ходе нашего повествования.

Зигота и первые бластомеры обладают свойством, получившим название тотипотентность (от лат. totus – весь, целый, совокупный, potentia – сила, мощь, возможность). Клетки, обладающие подобным свойством способны путём деления дать начало любым типам клеток организма, в том числе сформировать плаценту. Однако в ходе эмбриогенетического развития это свойство у эбриональных клеток остается в виде плюрипотентности (от лат. pluralis – множественный, potentia – сила, мощь, возможность, в широком смысле можно перевести как «возможность развития по разным сценариям»). Плюрипотентные клетки могут дифференцироваться во все типы клеток, кроме клеток внезародышевых органов (плаценты и желточного мешка).


Иллюстрация: Развитие зародыша человека.
А - бластоцист  Б - ранняя гаструляци  В - эмбрион на 9 сутки 
1 - эмбриобласт, 2 - гипобласт , 3 - бластоцель , 4 - эпибласт , 5 - трофобласт , 6 - амнион, 7 - синцитиотрофобласт.

Продолжение http://proza.ru/2021/04/21/875


Рецензии
У нас уроки биологии и анатомии вела классная. Мы ничего не вынесли из её уроков, поскольку большую половину урока мы разбираем своё поведение и плохие оценки по другим предметам. Проорётся, а потом быстренько галопом сразу три-четуре темы объяснит, чтобы следующий урок посвятить очередным разборкам, после чего начать опрос и наставить всем колы, которые впоследствии исправлялись ею на четвёрки. Так, что для меня твоя публикация, считай, как урок биологии, вот только никто не прервёт и двоек не наставит. Невозможно поверить, что так всё настолько продумано природой и насколько это сложнейший процесс зарождения человека. Мне кажется, мы - "вирус", мы - "машина", которая запрограммирована на человеческое совершенство, но таковым не является либо специально запрограммирована на старение и смерть. В общем, я буду писать тебе подобные глупости, так, что готовься.:)Но это мои ощущения, моё видение.

Елена Тюменская   17.03.2023 02:01     Заявить о нарушении
До 8 класса я учился в "Д" классе. И классная у нас была математичка. Это была полная женщина не менее 170 ростом.. Ходила на каблуках и ее толстая задница была отклячена назад. А руки она держала чуть оттопыренными в стороны, а кисти немного согнуты наружу. За свой походняк мгновенно была прозвана пингвином. 8 классов было 5, а вот 9-10 всего три. Остальных отправляли в ПТУ. Я оказался в 9 "В" классе. Классная была у нас учительницей биологии. Когда я прочел про твою, заподозрил, что мы в одной школе учились. Поведение нашей было один в один.
.
Читай дальше. Чем дальше в лес, тем всё толще партизаны. Далее будет всё интересней.

Яков Задонский   17.03.2023 17:20   Заявить о нарушении
Удивительное дело! Я тоже училась в 8 "Д". А потом, когда часть учеников ушла кто куда, нас уплотнили до буквы "В".
Лидия Ивановна - математичка, тоже была очень толстая, с маленькими короткими ручками, которые были также оттопырены, как и у твоей. При ходьбе она ещё кистями рук выделывала эдакие "па"- полуфонарики, а когда слушала кого-то у доски, то складывала ручки на брюшке. Когда она брала журнал, намереваясь кого-то вызвать к доске, то говорила: "К доске пойдёт следующий товарищ" и начинала "ползать" ручкой по журналу, вверх-вниз, вверх-вниз..., периодически говоря эту фразу. Весь класс становился меньше в росте, врастая в стулья и парты. Тётка была добрая, смешная. Я уже после школы ходила к ней оформлять кабинет по её просьбе, ну, это я уже, когда в училище училась. Но это город Омск, Яша.


Елена Тюменская   17.03.2023 20:58   Заявить о нарушении
В Омске есть мед.училище. А с 1985 я работал преподом в Ростовском.м.у. И вот как-то в конце 80-х в Омском училище была какая-то Всероссийская конференция. От нас поехала замдиректора по уч работе и почему-то с собой взяла меня (она была много старше меня, потому вряд ли сексуальные предпочтения; да мне такое и в голову никогда бы не пришло). Два часа лету. Омск я, конечно, видел мельком. Помню как мы ходили куда-то на концерт рок-группы "Черный кофе" и мне ужасно понравилось.

Яков Задонский   17.03.2023 21:49   Заявить о нарушении