О незаслуженной доброте
Когда религия говорит о любви Бога, то почти всегда тут же упоминает о том, что мы ее не заслуживаем. Она будто бы сразу стремится отобрать принесенный ей подарок. Можете ли вы по-настоящему ощущать любовь Бога под все эти разговоры о том, что вы ее недостойны?
Кажется, что спорить с религией в данном случае не о чем, ведь и Библия содержит подобного рода высказывания. Но созвучно — не значит правильно. И если как следует разобраться, может оказаться, что Библия говорит об этом в совершенно ином ключе.
Иногда чье-то расположение приходится заслуживать. Вспомните школу или университет — были ли у ваших учителей любимцы? Часто любимцами преподавателей становятся отличники, активисты, участвующие во всем, в чем надо участвовать, или тихие, послушные, удобные дети.
Что случилось бы, если бы эти ребята вышли из своей роли? Удалось бы им сохранить особую симпатию к себе? Скажем, если отличница заявила бы, что ненавидит эти интегралы, участница всех на свете олимпиад отказалась бы от участия в какой-нибудь важной для школы олимпиаде потому что собралась с друзьями в кино, а «удобный» ребенок сбежал с урока?
Ясно, что «особое отношение» в таких случаях очень хрупкое. Стоит сделать что-то «не по сценарию», как его уже нет. Более того, нет гарантий, что хорошее отношение сменится на нейтральное. Скорее всего, оно сменится на гнев или всеми любимое: «я в тебе разочарован!» Получается, что хорошее отношение в таких случаях предполагает определенную цену, которую приходится платить, чтобы все оставалось как прежде.
Поэтому отличники и «удобные» дети часто живут в постоянном беспокойстве, в страхе потерять благосклонность взрослого. Увы, это часто единственный известный им способ получить любовь (ну или хоть что-то ей подобное).
Когда Библия говорит: «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» - она освобождает нас от подобного страха. Бог дает нам свою любовь не тогда только, когда мы ее заслужим. Он уже нас любит.
И нам не нужно его любовь заслуживать. Он уже ее нам дарит, потому что Он этого хочет. И все. И не нужно сверхчеловеческих усилий, постоянного напряжения, чтобы «соответствовать» под постоянные проповеди о том, что «ты все равно не сможешь, потому что как бы ты не старался, ты все равно совершаешь миллионы грехов в минуту» (простите мне мои гиперболы; те, кто это слышал, понимают о чем я). Больше всего этого не нужно!
Говоря о «незаслуженной доброте» Библия не стремится вызвать в нас чувство неполноценности — она избавляет нас от страха.
Я прихожу на тренировку — у нас коврики свернуты рулонами и лежат на ступеньках шведской стенки. Почти все коврики желтые, есть еще один зеленый и один голубой. И вот голубой коврик положили почти на самый верх. И я вижу, как маленькая девочка смотрит на него, и пытается влезть повыше — а ступеньки заняты ковриками, нормально не залезешь, нужно все снимать. И я просто подхожу и спрашиваю: «ты хочешь голубой коврик?» Она кивает. Достаю его (с моим ростом это куда проще). Она радуется: «спасибо!»
И это нормальные отношения между взрослым и ребенком. Мы просто даем то, что ребенок пока не может взять сам. А ребенок радуется! И его радость — это лучшая награда.
Я уверена, что не просто так Библия называет Бога Отцом. Это нормально для отца многое делать для своих детей. И это не для того, чтобы вызвать у них чувство вины. Это просто забота. Да, кто-то скажет, что нельзя, мол, принимать заботу как должное. Но это уже другая крайность. Между «мне все должны и обязаны» и «я ничего не стою» должна быть золотая середина.
Иногда мне кажется, что не сумев уничтожить христианскую идею, враг придумал «христианство наоборот». В таком «христианстве» люди знают о Христе и верят в Него, но практически не ощущают Его любви.
Представьте себе ребенка из идеальной семьи. Назовем его Васей. Васю любят, и он уверен в своей значимости и ценности. Он приходит в класс и готов слушать Марьиванну. Ему хорошо. В его душе нет беспокойства, которое есть у Саши с последней парты. Родители Саши ругаются без конца. Кажется, нет ни одного вопроса в котором они пришли бы к согласию.
Саша не может сосредоточиться на уроках дома. В такой обстановке он ничего не может понять ни про бабочек, ни про деление столбиком. Поэтому оценки стали ужасными, а Марьиванна стала на Сашу кричать. Как ни странно, Сашины двойки — это единственный вопрос в котором его родители согласны между собой: двойки это плохо. Они возмущаются и кричат. Саше не нравится, что на него кричат. Но их крик дает надежду, что они не расстанутся, поскольку кричат они хором.
Итак, на Сашу кричат дома родители, в классе — Марьиванна. Хочется ему хоть где-то почувствовать себя сильным и смелым? Нужно ему куда-то слить накопившуюся внутри агрессию? И поэтому он взял учебник и как даст Толику по башке! А Толик — это хрупкий мальчик в очках — он не дал сдачи, он просто обалдел от происходящего.
И тут появляется Марьиванна, начинает кричать, что ай-яй-яй мало что двоечник, а еще и хулиган! Вот брал бы ты пример с Васи, спокойный, вежливый мальчик и учится хорошо!
И можно я спрошу вас, только не про Сашу и не про Васю, а про Марьиванну: кто-нибудь замечает ошибку в ее рассуждениях? Да не может Саша вести себя как Вася, потому что у Саши нет тех ресурсов, которые есть у Васи. Просто нет. А ребенок не всесилен.
Понимаете, любовь, поддержка взрослого, это тот ресурс, который необходим ребенку, чтобы естественным образом вести себя хорошо. Все понимают, что отказать заводу в поставке сырья, а потом требовать от директора выполнения плана и лишать премии работников — несправедливо. Почему же тогда мы отказываем в элементарной справедливости детям?
Потому что когда-то отказали нам. И став взрослыми, по привычке, мы отказываем в справедливости себе. Потому что так и не нашли ошибки. Потому что так и не нашли в себе силы крикнуть: это неправильно!
Но Бог — справедливый Отец. Дать людям свод законов — как нужно себя вести, но не дать им при этом необходимых ресурсов — значит просто ввергнуть их в пучину отчаяния. В трясину вечного несоответствия озвученному идеалу. И поэтому, будучи милосердным Отцом — он дает нам свою любовь. Дает раньше, чем мы стали хорошими, добрыми, аккуратными отличниками. Потому что без Его любви мы никогда не станем.
И наша задача вовсе не в том, чтобы стоять тут, топтаться на месте, не смея принять подарок, твердить, что нет, я недостоин, я не приму. Понимаете? А совсем в другом. В том, чтобы просто взять. Хотя это совсем не просто.
Свидетельство о публикации №221041900197