Леонтий Артемьев

Есть герои, а есть антигерои. Леонтий – не антигерой, хотя все факты и обстоятельства кричат об этом. Он – герой нашего школьного времени.
Все имена собственные изменены.

В одном из городов большой страны есть мальчик. Учится в 5 классе.
Волей-неволей ему приписали диагноз ОВЗ 7 вида, ЗПР. Ограниченные возможности здоровья, задержка психического развития. С виду ничего подобного про Артемьева не скажешь. В общении он ничем не отличается от сверстников, отвечает односложно-нераспространённо, словно очередями, как строчит пулемёт. В наше время Майнкрафта это считается "нормой". Однако поведение и стиль взаимодействия с окружающей действительностью Артемьева сильно беспокоит педагогов... Да что тут говорить и ходить вокруг да около. Извольте познакомиться заочно, насколько это позволят стиль письма и способности автора.

При разговоре Леонтий смотрит в сторону чуть правее или левее объекта, который ведёт с ним диалог, и как будто ищет глазами чьей-то поддержки, на лице у него в это время лёгкая джокондовская улыбка, конечно, если разговор нейтральный, вроде поучения или наставления. Создаётся впечатление, что он думает в эти долготянущиеся для него мгновения: "Ну когда же ты отвяжешься, надоел". Если же Артемьева отчитывают за проступок, он смиренно уходит в себя и словно понимает степень своей вины, лицо его темнеет, глаза опускаются к земле... Но это так, ей-богу, кажется. Что в этот несладкий миг происходит у него внутри - известно лишь ему одному. За то, что он понимает своё текущее состояние, нельзя поручиться, впрочем как и каждому из "человекообразных". К примеру, истерика – особое душевное расположение, затемнение рассудка от эмоционального перевозбуждения, в момент наступления понимается ли в полной мере или хотя бы частично испытывающим её? Трудно на это ответить, да и сейчас нет такой задачи.

На уроках Леонтий ведёт себя свободолюбиво, как лев, вполне оправдывая свое имя. На субботнике выбирает самую высокую точку на местности и пока его не сгонишь оттуда громким словом, сам не слезет. Правописание Артемьева сильно хромает из-за чрезмерного дисбаланса "хочу" и "надо" в сторону первого. То же и с остальными школьными предметами: не возникает в пылкой и вольной душе желания читать и писать, пока не проснется своя, ему одному известная, мотивация.

Родители у него есть. Мама – домохозяйка. Папа всегда в отъезде на заработках. Когда появился младший братик, надежды на исправление поведения, возлагаемые на это событие, не оправдались. Внешне особо ничего не изменилось, хотя он стал более улыбчивым и чутким к некоторым просьбам. "Что, съели!.." – ухмыльнулся бы, узнав про наши чаяния, Артемьев.

Леонтий – провокатор. Любит вызывать огонь на себя, а потом за него расхлёбывают произошедшее. Смелости в определенной степени ему не занимать. Но боится прививок. Может быть делает вид, что страшно, а сам оценивает личной меркой того, кто внедряется в его маленький мирок: "Давай, расколи меня, только без рук".

Когда Леонтий вырастет, станет умным человеком со своей точкой зрения, лет этак к 25, узнает все самые коренные подробности, что не в такие уж и стародавние времена существовали спецшколы для трудных, как он был, детей, то с превеликим гневом выплеснет все своё негодование примерно таким тезисом: "Да чтоб они все провалились к чёртовой бабушке вместе со своими дедушками! Каковы экономисты, разломи их пополам, растят в одной упаковке разносолье и в ус не дуют! Надо мной одним учителю нужно было все уроки просиживать не отходя, чтобы толк вышел, когда же другим учиться-то, ведь один всего учитель в классе?! Где ваше хвалёное тьюторство на американский манер? Зачем спецшколы позакрывали!?"
А потом бы ещё добавил: "Прошу прощения у тех, кому мешал учиться, Мика, Лёля, Яна, Вертер, Китяй, простите! Деревянная моя голова!"

Ему, конечно, простят. Да и что, собственно, он такого плохого сделал, чем лично виноват в том, что его воспитанием надлежало заниматься гораздо усерднее и вкладывать в него гораздо больше сил, чтобы пошла от него отдача? Кто распорядился в этом и многих других случаях мерой врождённой сознательности детей, приходящих в общеобразовательные учреждения? Слава Богу, что по великому всеведению создаются такие условия, в которых проявляется вся поднаготная, и лишь здравомыслие и благоразумие наше могут разрешить все эти естественные или искусственные перекосы воспитания.

В школах старшеклассники травятся электронными сигаретами. Собираются группой 4-5 человек в туалете и воскуривают "благовония". Вейп-устройства имеют разные запахи, иногда похожие на ароматы освежителей воздуха. Вред от вдыхания пара нагретой жидкости для вейпа исследуется в настоящее время. В е-сигаретах присутствует никотин, который вызывает привыкание, организм на уровне инстинктов требует увеличения дозы. Это наркомания.

Леонтий против наркомании. Он как полиция нравов непримиримо борется с этой заразой. Его за это невзлюбили старшие классы из тех, кто курит электронные сигареты. В школах любое курение запрещено. Педагоги безрезультатно воюют с курением. Артемьев решил помочь учителям, бегает и зовёт преподавателей на место "преступления".
Хромой контуженный в Афгане историк Рекошетов симпатизирует безрассудной смелости Леонтия и каждый раз на его зов идёт в туалет гонять курильщиков. Овезешник издалека наблюдает и ехидно улыбается. Рекошетов всей силой своей убедительности увещевает неразумных, как может. Дошло до того, что один старшеклассник обвинил самого Артемьева в курении, будто это он носит в школу эти "парилки". Рекошетов, недолго думая, решил сыграть ва-банк, заставил Леонтия вывернуть карманы, свой рюкзак и предъявить всё содержимое в полном объёме, про себя понимая, что у пятиклассника точно нет этого дьявольского устройства. Ответным ходом ученик старшего класса был вынужден сделать то же самое со своим школьным скарбом. Само собой, ничего не нашлось, в прятки они играть умеют. Рекошетов прочитал лекцию о нарушении Устава и правил школы и грозился миллионным иском от родителей младших школьников за моральный ущерб от дурного примера, который показывают старшеклассники, если эти самые родители соберутся и решатся действовать. После этого случая курить стали меньше.

Леонтий любит таскать хлеб из столовой в класс, зная, что это запрещено. Корки и крошки маскируются по углам и во всевозможных отверстиях и щелях. Так в классе появляются тараканы. Удивительно, но этот вид насекомых живёт на земле уже более 400 миллионов лет, и, по-видимому, проживёт ещё столько же. Видя таракана, медленно ползущего по стене, всё существо Леонтия автоматически переключается на его поимку. За скрытыми от глаз учителя движениями Артемьева начинают наблюдать одноклассники, отвлекаются, и в итоге весь класс охотится за членистоногим, урок останавливается. Сбитый метким броском ручки или карандаша таракан, упав на пол, ползает под пристальным взором и под аккомпанемент весёлых голосов. Когда учитель находит причину всеобщего оживления, то для Леонтия наступает момент истины, он пребывает в восторге.

Леонтий мал ростом, сухощав, коротко пострижен. Внутри него – вечный двигатель, потребность в действиях огромна. Необязательно это должны быть физические движения. Нецензурная брань его вполне удовлетворяет, точнее не сама ненормативная лексика, а тот эффект, который она производит. Видимо, Леонтий испытывает удовольствие прилюдно громко выругаться на что-то незначительное, тем самым привлекая всеобщее внимание. Из него бы вышел хороший клоун в цирке. Игра на публику – конёк Артемьева, но он этим не злоупотребляет, и, можно сказать, так проявляется скрытая деликатность и разнообразие поведения. Хотя всё это довольно условно, и педсостав не находит никакой деликатности, когда Леонтий бранится. Бедная его мама тратит нервы, выслушивая упрёки за своё чадо, Артемьеву – что об стенку горох. Он всегда бодр и весел.

Однажды Леонтий увидел, как ученики параллельного класса качались на металлических конструкциях в туалете, на которых держатся двери и перегородки между кабинками. В итоге одно ограждение было сломано. Учитель физкультуры Никитин стал искать виновных, и Артемьев в свойственной ему манере всезнающего правдоруба указал на вредителей. Пантелеймон Никитин, не будь он высок не только ростом, но и решимостью раскрутить это дельце, так как ему по совместительству приходилось ремонтировать сломанное, уцепился за овезешника всеми силами, даже в некоторой степени перегнув палку. Прямолинейно высказанной правдой можно накликать беду. Так оно и случилось. Виновники, естественно, отпирались, "не мы, там были другие". Всё само собой бы и замялось, ведь упёртая настойчивость вознаграждается, но сияние одного высвечивает недостатки другого.
После уроков Леонтия поколотили. Он пришёл домой и предстал пред мамины очи.
Может и мама ничего бы не заметила в суете заботы за младшим братиком Леонтия, но пострадавший не смог сдержать в себе праведного гнева и всё ей рассказал. Как там его колотили – одному богу известно, со слов мальчишек его не били, а только роняли на землю несколько раз подряд. Артемьев добавил, что его ещё и пинали ногами. Леонтию было обидно, что его окружили несколько человек, ведь это нечестно. День его не было в школе, зализывал раны, потом пришел, и всё пошло своим чередом. Зачинщика избиения вычислили, им оказался такой же сорванец, как и Леонтий – Егор Александров. Оба мальчика похожи друг на друга манерой привлекать к себе внимание. Егор – малый пронырливый, пошустрей Леонтия в плане продуманности действий, и как только на горизонте маячит крупная взбучка от маменьки с папенькой, Александров включает всю свою фантазию и убедительность, инстинктивно хватаясь за всё подряд, лишь бы родители не узнали. Ожидая дома принеприятнейшего разговора, Егор попросил сердобольного Рекошетова набрать телефон мамы Леонтия. Он 5 минут просил прощения сначала у мамы, а потом у  Артемьева. На следующий день недруги помирились без обид и упрёков, как будто ничего и не было.

Мама у Леонтия спокойная, не кричит по пустякам, как некоторые, а понимает, что сын часто сам лезет на рожон. Она любит своего пострелёнка, переживает, всегда готова прийти в школу по вызову и всеми силами души готова верить, что он изменится и станет послушным ребенком. И Леонтий любит маму, но своей особенной любовью, не поддающейся логичному объяснению. Ему хочется доказать свою независимость, а это дело чести, и любовь к родителям отходит на второй план. И конечно же период взросления накладывает свой отпечаток.

Рекошетов представляет себе, что Артемьев, как и ему подобные, явился на землю высветить все беды и пороки встречающихся ему на пути, потому прощает его каждый раз и верит по-отечески, как добрый, незлобивый, мудрый папа в своего сына, пророчески предсказывая тем самым скорое выздоровление душевнобольного общества...

А как же иначе?.. Есть среди людей те, кто имеют в себе заковыку, видную невооружённым глазом, и это вызывает негодование наблюдателя. А есть такие, чья заковыка не видна другим, но гложет самого её владельца. Счастливы обладатели и той и другой заковыки одновременно, потому что имеют способность и других подзавести и себя пожурить. Хотя, разве это счастье?..

Леонтий не хочет видеть своих заковык, но видит их в других. Это про сучок в глазу брата и бревно в своём. Артемьев ещё много раз будет бит. Каким путем придёт к нему мудрость — не сложно догадаться. На граблях учатся.

На Леонтии учится педсостав.

Есть дети, которые никак не вписываются в рамки школ и других образовательных заведений. Одни, со временем, приобретают черты среднего ученика, другие — нет. Для вторых сложившийся формат образования тесен и угрюм. Положа руку на сердце, есть и педагоги с таким же складом характера, но с единственным отличием, что они внешне приобрели черты среднего учителя, а внутренне бунтуют в глубине души. Рекошетов из таких.

Один из умненьких курителей вайпа подтрунил историка, что ваша фамилия должна писаться через "и" от слова "рикошет". "Так до 14 лет была через "и", паспортистка ошиблась. Я ее потом нашел и спросил, почему вы написали мою фамилию через "е". Она сказала, что слово "река" пишется через "е". Мне понравилась её невнимательность к мелочам и развитое воображение, протестовать не стал. Вот так я и стал Рекошетовым".

Паспортистка была молоденькой и хорошенькой, ну и, недолго думая, Рекошетов, опаспортившись, решил помочь исправить правописание этой миловидной особе. 14-летний подросток любил книги, в душе романтик и мечтатель зачитывался капитаном Бладом, историями про моряков и первооткрывателей неведомых земель Крузенштерна, Лисянского, Кука, и был довольно начитанным и грамотным юношей. Что и как именно происходило — остаётся тайной, девушка была на 5 лет старше, но пылкая юношески-мужская забота отозвалась податливо-женской привязанностью, и бывшая паспортистка Лидия Егорова стала Рекошетовой. Эту самую причинную букву "и" менять не стали в назидание своим детям. А Лида стала редактором детской газеты, с помощью мужа открыв в себе новый талант.

А что Леонтий? Уж очень непримирима его отчаянная голова. Так естественно шкодить не у всех получается. Артемьев обладает этим искусством: прирожденный проказник. Очень безобидно это у него выходит.
Стянул полено на уроке технологии. Что он собрался с ним делать? Засунул в портфель и сидит, улыбается. Классная руководительница Наиля Лазарева отнесла полено трудовику. Тот нисколько не удивился. Не такое бывало!
На перемене сбегал в магазин без разрешения, купил сухую лапшу и сидит трескает на уроке. Вот радость! Ничего удивительного, это от переживания, волнуется Леонтий, каллории быстро теряет и в рот всё съедобное тянет. Растущий организм!

Ну, да хватит, пожалуй, а то из пальца вытяжка получается. Фигура Артемьева приблизительно описана, да и что ещё прибавить? Это нужно видеть и слышать. А в целом жизнь продолжается. Леонтий — не феномен. Таковых в каждой школе достаточно.
И нынче подобную нескладность оформляют под "брендом" ОВЗ.

Фенита ля комедия!


Рецензии
Митрий, меня очень зацепил Ваш рассказ про Леонтия!
Я очень понимаю эту ситуацию: ребёнком серьёзно никто
не занимается, а сам он никогда из этого не выкарабкается.
Я помогла многим детям выбраться из такой беды.
Если будет время, то посмотрите рассказы "Петенька",
"Метаморфоза" из книги "Записки репетитора".
С уважением,

Наталия Тимченко   09.05.2021 20:29     Заявить о нарушении
Благодарю Вас!
Прочитал рассказы, сложные истории и таких очень много кругом.
Дай Вам Бог многих сил!
Спасибо.

Митрий Соколов   10.05.2021 15:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.