96. Свет и радость от лица Царя
В иудаизме одиннадцать псалмов – с 89 по 99 (с 90 по 100 по Теилим) приписываются Моисею, и они были включены в книгу Псалмов.
Христианские толкователи считают строки этого псалма пророчеством о том, как Иисус Христос занял Свой престол. Весь мир ликует.
"Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
Облако и мрак окрест Его; правда и суд – основание престола Его."
«Облако и мгла вокруг Него, справедливость и правосудие – основание престола Его» – такие интонации значений вносит перевод Теилим.
Сотворённый материальный мир «окутывает» Всевышнего, как туман, совершенно скрывая от нашего постижения. Но этот «туман» рассеется, и по Вселенной разольется великий свет – свет, «посеянный для праведных» в первый день Творения.
Царствование Господа описывается в символических образах, говорящих о величии Его и внушающих трепет. Но и к материальному миру это тоже имеет отношение. Ведь каждый духовный корень должен прикоснуться к материальной ветви.
Господь царствует – это называется «избавлением», «раскрытием Творца творению».
Земля – это желание, или материал творения. Радуется земля – желание поднимается к духовным ступеням, там она начинает получать свет, под действием которого исправляет себя.
Многочисленные острова – это не менее многочисленные желания, разделённые морями, или эгоистическими состояниями народов.
Облака и мрак обволакивают Его – это образ скрытия Творца, Его недоступности при нахождении в эгоистических желаниях и свойствах. В Его помыслах такая духовная глубина, измерить которую мы не в состоянии.
Затем – правда и суд, справедливость, – основание престола Его, – это духовные принципы Его правления.
"Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли."
Продолжая трактовать образы в их духовном смысле, раскрываем: если свет Творца приходит в подготовленные верою желания, то он ощущается как наслаждение, – ведь он их наполняет, и тогда возникают чувства веселия и радости. Если же желания не готовы, если направлены только на себя – то это как удар молнии (действуют жесткие силы, «гвурот»). Для Его врагов свет ощущается как палящий огонь.
Горы – созвучие со словами «ор», «ирурим», которые означают сомнения. Горы – это образ огромных скоплений эгоизма и ненависти, это помехи на духовном пути, которые необходимо преодолевать.
Если рассматривать пророческий смысл сего псалма-послания об установлении царства Христа, то очевидно, что это не могло не вызвать яростного противодействия всех явленных и неявленных нечистых, тёмных сил. Предтеча Христа Иоанн призывал к покаянию пред лицом приближения Царства Небесного – с этого начинается исправление и подготовка к получению света. «…Идущий за мною … Он будет крестить вас Духом Святым и огнём; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым» (Мф.3:11-12).
"Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его."
«Небеса возвещают правду Его» – небеса есть источник, откуда нисходит весь высший свет. Но мы получаем этот свет, если настроены на него по своему желанию, «пробуждением» – тогда происходит исправление душ, и приближаемся к духовной цели, к реализации своего духовного развития;
«и все народы видят славу Его» – означает духовный подъём, поднятие на соответствующую духовную ступень для восприятия Бога.
"Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги."
Это слова об обращении язычников, о том, чтобы благодаря свету Творца, а теперь и свету Евангелия, который с Новозаветных дней приблизил нас к Источнику, они пришли к живому и истинному Богу.
«И падёт величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут» (Ис. 2:17-18).
Еврейское слово Elohim, переведённое как «боги», может обозначать также ангелов, судей, правителей и языческих богов.
"Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами."
Сравниваем и соотносим: «Ликуй от радости, дочерь Сиона: се Царь твой грядет к тебе» (Зах. 9:9).
Сион (Цион) – это земля Израиля, от слова «еция», означающего «выход». В духовном значении – выход из своих эгоистических свойств в свойства отдачи, – то есть в подобие свойствам Самого Господа.
«Слышит Сион и радуется» означает, что у человека, начинающего ощущать выход из своего эгоизма, возникают условия для получения высшего света, раскрытия Творца.
Этот высший свет называется светом Торы.
Таким образом, выходящий из рамок нашего эгоистического мира в мир высший (духовный), находится в Сионе-выходе. Говорилось праотцами и пророками: «Из Сиона выйдет Тора», – это значит, что по выходу из эгоистического состояния человек приходит к свету.
Дочь означает желание получать, и тут возникает вопрос: как желание получать может веселиться ради судов Господа? Приводится только один аргумент: «ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами», – это оценка высоты и величия Творца.
То есть сначала человек должен оценить высоту и величие Царя, и тогда появится у него радостное желание того, чтобы Царь принял его в качестве своего бескорыстно служащего раба.
Но откуда в нём может возникнуть желание служить Царю без всякой корысти? Только высота и авторитет Царя побуждает к тому, чтобы работать без награды. Точнее, само наполнение радостью от близости к Нему уже будет как награда.
Величие Бога – это единственный бескорыстный мотив, который может обязать нас к истинной работе. Всё множество других стимулов работает со стороны эгоизма.
Другими словами, величие высшего обязывает нас к отдаче и помогает ее достичь. Все остальные виды пробуждения в итоге действуют на наше эго и пробуждают нас эгоистически: через зависть, честолюбие, желание насладиться. И только величие Творца, которое мы просим Его раскрыть перед нами, служит прямой мотивацией. Ведь мы не хотим Его вознаграждений, а хотим почувствовать и вдохновиться Его высотой, увидеть Его величие. Это обеспечивает человеку истинное стремление.
А суд – это возможность поместить человека на его место в духовной иерархии, ступени которой определяются сближением с Господом, точнее – степенью уподобления Его свойствам. Суд может и поощрять, и наказывать.
"Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их."
Любящие Господа, ненавидьте зло! Эти два чувства взаимосвязаны: любовь к Творцу и ненависть ко всему, что Ему противно. Те, кто прошёл испытание, то есть прошёл через нечестие, почувствуют Его особую заботу.
Господь хранит бессмертную душу, которая может обновляться, расширяться и расцветать, в то время как внешний человек тлеет. Когда души святых Его подвергаются великим испытаниям, он хранит их от зла, которое ищет поглотить их.
"Свет сияет на праведника, и на правых сердцем – веселие.
Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его."
«Свет сияет на праведника» – у человека с родившимися в нём духом появляется способность воспринимать свет, и его дальнейшее развитие происходит воздействием света, исправляющего эгоистические желания и наклонности, и вызывающего в человеке свойства отдачи и любви.
Задача праведника – не терять контакт со светом, а признаки наличия такого контакта – это радость. «Всегда радуйтесь… За все благодарите… Духа не угашайте» - впоследствии будет наставлять апостол Павел в 1-м послании Фессалоникийцам.
Как именно свет действует – этого праведник пока не понимает, но уповает на Творца и Его свет, и постепенно начинает ощущать и осознавать, что продвижение строится на привлечении этого света. Это чувствуется как наполнение, которое обычно объясняется образом «воды живой». И появляется неугасимое желание к такому духовному наполнению, и уже человек ищет, как можно его получить. А поскольку начинает понимать, что это зависит от меры праведности (подобия свойствам Господним), то начинает совершать сам какие-то действия, чтобы соответствовать наполнению. А по мере того, как я начинает соответствовать наполнению, всё больше ощущает потребность в нём, потому что наполняет и первичное желание получить его, и желание отдавать, созданное сейчас, которое наслаждается от того, что получает наполнение в любви о отдаче. Это называется «праведники наследуют дважды».
Но все это – ощущения и впечатления только внутри желания насладиться, и все они называются видами света. Даже недостаток наполнения – это свет.
Сложно понять, что в синодальном переводе значит «славьте память святыни Его»;
более приближённо к Господу с Его святостью говорит еврейский текст: «и славьте имя святое Его».
У испытавшего духовное наполнение – благодать, возникает потребность и искреннее желание «славить имя святое Его».
Благодать рождает благодарение и радость. Возносясь, Христос сказал Своим ученикам: «…печаль ваша в радость будет» (Ин. 16:20), – и это также вторит строкам псалма. Прозвучавшие пророчества дают ключ ко всему псалму как посланию о превознесенном Искупителе, который после выполнения великой миссии пребывает одесную Бога. Ныне Ему отдана вся сила на небесах и на земле, и Ему покорились Ангелы и Власти и Силы (1Пет. 2:22).
Свидетельство о публикации №221041900054