Роль обрядовой сферы в жизни верующего
Помощь Божья приходит к человеку в разнообразных формах, но в первую очередь – в виде благодати, таинственной энергии, привлекаемой посредством священнодействия. Самое элементарное (и, вместе с тем, самое важное) священнодействие в жизни члена Церкви – это осенение себя крестным знамением. Опыт Церкви показывает, что крест, наложенный осмысленно (следовательно – неторопливо), благоговейно, с умной молитвой, надежно защищает человека от бесов и придаёт силы сражаться с грехом. Далее идут более развёрнутые и сложные формы священнодействия: индивидуальные и коллективные молитвы и молитвенные правила, чинопоследования с участием священника и церковные таинства. Всё это разнообразие предназначено лишь для одного – укрепить и защитить Божественной энергией нравственную жизнь христианина, удержать его мысли, действия и поступки в русле евангельских норм.
Однако следует помнить, что Божественная энергия несовместима с греховным образом жизни и греховным образом мыслей. Благодать дистанцируется от человека, пренебрегающего нравственными нормами, нормами общежития. Если в нас зажглась искра праведности, т.е. твёрдое желание стать лучше, исправиться, побороть в себе страстную эгоистическую природу, – благодать поможет раздуть эту искру в пламя. Если же человек нравственно мёртв, то и пользы ему от священнодействия не будет ровно никакой. Будет лишь имитация христианства: крещусь, молюсь, посещаю службы, вычитываю правила, целую иконы, а толку от этого – ноль.
Церковный обряд – это приложение к нравственным усилиям человека, но отнюдь не наоборот.
Свидетельство о публикации №221041900757