Роль обрядовой сферы в жизни верующего

          В деле спасения души (а это, как известно, есть конечная цель христианской жизни) необходимо наличие главного условия: нравственных усилий со стороны человека, непрерывной работы над собой, изживания в себе греховной природы, стойкого желания стать лучше, добрее, справедливее. Однако Церковь предупреждает, что здесь одних человеческих усилий будет недостаточно, необходима ещё и встречная поддержка со стороны Бога. Слишком слаб человек, чтобы в одиночку воевать как с внутренним врагом – собственной греховной природой, так и с внешним – демонами. (Пелагий и его последователи заблуждались, думая, что человек способен "взять штурмом" Царство Небесное собственными силами, не прибегая к помощи Бога.)
          Помощь Божья приходит к человеку в разнообразных формах, но в первую очередь – в виде благодати, таинственной энергии, привлекаемой посредством священнодействия. Самое элементарное (и, вместе с тем, самое важное) священнодействие в жизни члена Церкви – это осенение себя крестным знамением. Опыт Церкви показывает, что крест, наложенный осмысленно (следовательно – неторопливо), благоговейно, с умной молитвой, надежно защищает человека от бесов и придаёт силы сражаться с грехом. Далее идут более развёрнутые и сложные формы священнодействия: индивидуальные и коллективные молитвы и молитвенные правила, чинопоследования с участием священника и церковные таинства. Всё это разнообразие предназначено лишь для одного – укрепить и защитить Божественной энергией нравственную жизнь христианина, удержать его мысли, действия и поступки в русле евангельских норм.
          Однако следует помнить, что Божественная энергия несовместима с греховным образом жизни и греховным образом мыслей. Благодать дистанцируется от человека, пренебрегающего нравственными нормами, нормами общежития. Если в нас зажглась искра праведности, т.е. твёрдое желание стать лучше, исправиться, побороть в себе страстную эгоистическую природу, – благодать поможет раздуть эту искру в пламя. Если же человек нравственно мёртв, то и пользы ему от священнодействия не будет ровно никакой. Будет лишь имитация христианства: крещусь, молюсь, посещаю службы, вычитываю правила, целую иконы, а толку от этого – ноль.
          Церковный обряд – это приложение к нравственным усилиям человека, но отнюдь не наоборот.


Рецензии