Для тех, кто хочет в Италию

   Фильм «Счастливый Лазарь» итальянского режиссёра Аличе Рорвахер получил на Каннском кинофестивале 2018 года приз за лучший сценарий. Хотя, вполне заслуженно, мог получить Пальмовую ветвь этого киномарафона, так как не часто в современном итальянском кино появляются картины такого уровня. Можно сказать, что это настоящее событие в европейском кинематографе. Аличе Рорвахер не посрамила имён своих великих предшественников: Лукино Висконти, Пьера Паоло Пазолини, Этторе Сколы и братьев Тавиани. Её притча о современном Лазаре возвращает нас к лучшим образцам неореализма в кино Италии и выглядит достойным представителем постнеореализма, если можно так выразиться.
   Режиссёр не делает скидок и не идёт на компромиссы ни со зрительской аудиторией, ни с политкорректной критикой, а даёт бой разлагающейся Италии да и Европе в целом. Тут уж не до «скромного обаяния буржуазии» или сентиментальных историй про «униженных и оскорблённых». Среднестатистический итальянец-европеец показан во всей красе, как есть. Финальный эпизод является просто кульминацией волчьего оскала, так называемой, приличной публики. Хотя на фоне настоящего волка, эта публика выглядит трусливым шакалом, который нападает только на беззащитного противника.
   И всё же они наградили картину призом, вероятно для того, чтобы показать, что к ним лично этот сюжет не имеет никакого отношения. Нет уж, господа хорошие, имеет и самое прямое!
   Не люблю спойлеры, поэтому все детали по ходу просмотра фильма.


Рецензии
Здравствуйте, Вольфганг!

Вы упомянули имена великих режиссеров, к тому же фильм поставила женщина, поэтому интрига есть. На мой взгляд, особо хороших вариантов будущего для человечества, а значит, и для Европы явно не просматривается. Но пока остается из чего выбирать:)) Например, между патриархально-традиционным укладом жизни или транснациональным укладом:)). После окончательного уничтожения «родовой общности» в человеке даже иллюзии подобного выбора не останется. «Счастливые Лазари» - это досадные "ошибки" будущей системы:)) Обязательно посмотрим кино.

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   19.04.2021 14:02     Заявить о нарушении
Приветствую, Александр!

При просмотре этой картины конечно же вспоминаешь и фильмы Висконти («Рокко и его братья», «Леопард» - имя Танкреди появляется в фильме отнюдь неслучайно:), и фильмы Пазолини («Аккаттоне», «Свинарник»), и конечно же «Отвратительные, грязные, злые» Этторе Сколы, и это ещё не полный список, но Аличе Рорвахер смогла не только переосмыслить наработки знаменитых предшественников, но и создать свой оригинальный авторский подход к решению заявленной ею теоремы:)
Что касается выбора «между патриархально-традиционным укладом жизни или транснациональным укладом», то в картине будут предъявлены оба варианта:))

С уважением, Вольфганг.

Вольфганг Браузер   19.04.2021 20:10   Заявить о нарушении
«Рокко и его братья». О, ка ! Я неоднократно слышал от детей наших с Юлией знакомых, что это лучший фильм у Висконти. Конечно, я бы отнеся к их мнению иронически, ну, мы-то с Вами в теме: какие лучшие фильмы у Висконти:)), если бы ни один нюанс. Некоторые из детей наших знакомых профессионально и успешно занимаются классической музыкой. А мы знаем, как нелегко пробиться в этой сфере искусства людям … . Они должны быть на порядок лучше всех своих конкурентов. Короче, надо пересмотреть фильм:)). Может быть, мы в свое время его не оценили:))
Пазолини – это легенда! Хватит пальцев одной руки, чтобы перечислить всех режиссеров, в отношении которых пошли на крайние меры из-за их творчества.
«Отвратительные, грязные, злые». Этот фильм Этторе Сколы мне не только понравился, но даже помог своей неповторимой энергетикой в трудные времена:)).
Посмотрим фильм Аличе Рорвахер.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   19.04.2021 22:28   Заявить о нарушении
В данном конкретном случае фильм Рорвахер связан с «Рокко и его братьями» только тематически, а в плане эстетики (стиля) он конечно ближе фильмам Пазолини, братьев Тавиани и Этторе Сколы. Висконти был довольно далёк от использования притчи и сатиры в качестве выразительных средств. И да, «Рокко» не самый лучший его фильм:) Хорошо, что в своё время их фильмы удалось посмотреть на экранах кинотеатров, была возможность сравнить эффект воздействия в условиях кинозала:)

Вольфганг Браузер   19.04.2021 23:32   Заявить о нарушении
Конечно, не самый лучший фильм:)). Вчера пересмотрел несколько отрывков из «Рокко» и все стало на свои места. У народа кардинально изменилось восприятие творчества Висконти. Если нас в юности очаровывала в его фильмах красота, то новые поколения зрителей, прежде всего, замечают в них патологию персонажей. Она, конечно, тоже присутствует, но мы не акцентировали на нее внимание. В СССР совершенно спокойно показывали бесконечно красивый фильм «Смерть в Венеции», и никаких вопросов ни у кого не возникало. Поэтому они и выбирают «Рокко» из творчества Висконти, как наименьшее зло)). Как же изменился мир, в котором мы живем:)).
Да, народу уже не удастся посмотреть старые фильмы в кино. Кинотеатры Госфильмофонда исчезли. У нас в Петербурге на месте последнего из них сначала открыли ночной клуб, а потом лютеранскую церковь:)). Правда, остался еще «Дом кино», но это другой формат.
Вольфганг, не помню фильмы Пазолини на советских экранах. Висконти показывали много, а Пазолини как-то не пришелся ко двору. Да и провалились бы его фильмы в советском прокате. Хотя, по-моему, фильм «Мама Рома» все же у нас показывали в 60-х.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   20.04.2021 08:20   Заявить о нарушении
С фильмами Пазолини ситуация была следующей, для кинопроката были приобретены «Аккаттоне» (1961) и «Мама Рома» (1962), но я посмотрел их по ТВ в обратной последовательности:) что даже очень хорошо, так как «Аккаттоне» произвёл более сильное впечатление. Ленты чёрно-белые в стиле радикального неореализма, просто рождены для телепросмотра:) Далее был большой перерыв и уже в перестройку опять по ТВ показали «Евангелие от Матфея» (1964), а вот потом с 1989 года начались «Недели Итальянского кино» в кинотеатрах и появилась возможность посмотреть на большом экране «Свинарник» (1969), «Цветок 1001 ночи» (1973) и «Царь Эдип» (1967). По ТВ тогда же дали «Декамерон» (1971), «Кентерберийские рассказы» (1972) и другие фильмы. В общем к концу 90-х посмотрел почти всё... Но самой неуловимой его картиной была «Теорема» (1968), которую посмотрел только в 2010 году на DVD (буржуи прятали её от нас:))) Да, в 60-70-е годы это кино было бы непонято нашим зрителем, обстановка была не та, хотелось отдыхать и развлекаться, а вот в 90-е это уже было самое то.
Кстати, «Рокко и его братья» я смотрел по ТВ и на дисках, несколько раз видел и каждый раз смотреть было всё труднее из-за той самой патологии отдельных персонажей.

Вольфганг Браузер   20.04.2021 17:13   Заявить о нарушении