Счастье

В иудаизме счастье связывается с соблюдением заповедей Торы, человечностью (милосердие - хесед), с целостностью бытия человека (шалем), с гармонией семейной жизни, ощущением присутствия Всевышнего в жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

В исламе счастье характеризуется близостью к Аллаху, связанной как с нравственной жизнью, так и с молитвенными практиками, речь о пятикратном намазе - одном из столпов ислама (в суфизме намаз сочетается с изощренными медитативными практиками, такими как "сама" (слушание), "зикр" - поминание имён Аллаха и рядом других).

Согласно буддизму счастье это отсутствие привязанностей, кармических накоплений, это счастье стоит выше обыденных понятий удачи, счастья и их антиподов и постигается в ходе нравственной жизни (шила) и медитации (дхьяна).

Счастье в буддизме соотносится с понятием "нирвана" (санскр. -"угасание", в данном случае речь идёт об "угасании" привязанностей у адепта буддизма и проблем). Толкование нирваны многообразно и наряду с мистически-апофатическими определениями содержит и понятие блаженства и счастья.

В индуизме олицетворением счастья является богиня Лакшми.

Разные течения индуизма по-разному (хотя и близко друг к другу) толкуют понятие счастья.

Вайшнавская традиция понимает счастье как близость с Кришной или Вишну. Достигается это состояние благодаря практике мантра-йоги и нравственной (в соответствии с заветами индуизма) жизнью.

Шиваиты нередко толкуют это понятие как отсутствие страстей и видение всего таким как оно есть (есть и иные трактовки).

Шакта (индусская тантра) склонна квалифицировать счастье как сочетание успехов в духовной жизни с процветанием в мирских делах, рассматривая как единое "профанное" (мирское) и духовное, связанное с правильным отношением к Реальности вследствие даруемого Богиней (Дургой, Кали, Лакшми) Пробуждения.


Рецензии