К 35-летию аварии на Чернобыльской АЭС

     О картине: "Чернобыль. Последний день Припяти. Авария на ЧАЭС 26 апреля 1986 года", 2013-2014 гг., Холст, масло, 120х180 см. На создание картины у живописца- основоположника орнаментализма ушло около двух лет. Сюжет примечателен тем, что состоит из около ста тысяч мелких орнаментов (знаков и символов), написанных кистью и масляными красками вручную. В картине отображены трагические события, произошедшие 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС. Тема объединяет в себе три сюжета, три времени: Центральная часть - момент ликвидации начавшегося пожара после взрыва реактора четвёртого энергоблока (пожарные расчёты и на дальнем плане сотрудники ЧАЭС). Правая часть (сюжет в круге) - мать у окна с младенцем на руках. Вечер в Припяти - за окном, у горизонта можно видеть ЧАЭС за несколько часов до взрыва. Круговой контур сюжета не случаен, он повторяет собой контур Колеса обозрения (которое видно за окном), только вместо кабинок на нём – знаки радиации и расщеплённого атома.
     Сюжет полотна состоит из около ста тысяч мелких орнаментов, написанных мной вручную. Излюбленный мной орнаментальный мотив «снежинка», приобретает особый смысл в картине - её контуры напоминают крылья бабочек, а фигуры ликвидаторов аварии, словно превращаются в мотыльков, летящих навстречу атомному свету. Многие снежинки разбиты, их обречённость на гибель подчёркнута тем, что в ядерном пекле, они способны прожить лишь мгновенье.
Впервые зрители увидели картину на отчётной Областной художественной выставке «Осень 2014» в выставочном зале Союза художников России в Рязани, затем, в 2016 году на выставке «Кыштым и Чернобыль: трагедия, подвиг, предупреждение», посвящённой 30-летней годовщине аварии на Чернобыльской АЭС. Чебоксары, Чувашский национальный музей (26 апреля — 15 мая).( из рассказов автора Алексея Акиндинова).

По историческому произведению Алексея "Чернобыль. Последний день Припяти. Авария на ЧАЭС, 26 апреля 1986 года", 120х180 см, холст, масло, 2013-2014 гг., мной был написан стих "Завтра была беда..." в цикле "Поэзо-живопись с Алексеем Акиндиновым". Стих написан моим видением, этот стих не лирический, а прочтение знаковости полотна, рифмуя его по крупицам...применяя метод смешения слогов и слов, из которых и вытекает  глобальный смысл прочтенного.
Плачут небес оргАнглазницы,
Очнись луна... пришла беда...
Человечество беспробудно,
С утра на экране Беда!

Вы, Вчера, хранящие тепло,
Застыли в пыли паровой...
Над призрачным городомЭхом
Взял всех в покой шар огневой?!

В чреве Ангела жива Душа-
В краю другом "живет" Любовь,
Шар огневой город освятил,
Сон отцов развеет он вновь...

Алексей Акиндинов написал целую рецензию на этот стих-прочтение полотна:
Публикация получилась историческая. Все образы в ней пронзительны, трагичны. В стихотворении у тебя соединены несколько событий в единый узел. Главная тема стиха - авария на ЧАЭС, она показана в первом четверостишии, очень сильный образ: "Плачут небес оргАнглазницы". В нем одновременно образ глаз и музыкального инструмента - оргАна. Вернее это уже не глаза, а глазницы. Это очень усиливает эффект трагичности. Строки: "Вы, Вчера, хранящие тепло,
Застыли в пыли паровой..." Это образ жертв, в особенности пожарных, которые тушили атомный пожар после взрыва реактора и именно у них, через несколько дней в больнице в Москве глаза превратились в глазницы. Стих был опубликован нами 15 февраля, в день падения Челябинского метеорита. Так, ты проводишь параллели образов взрыва реактора и взрыва метеорита. Образ метеорита появляется в строках: "Над призрачным городомЭхом
Взял всех в покой шар огневой?!" Вспоминаются строки из "Откровения святого Иоанна богослова": "Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде "полынь"; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки (Откр.8:10-11)." В финальном четверостишии появляется оптимистический образ: "В чреве Ангела жива Душа-
В краю другом "живет" Любовь". 15 февраля также произошло ещё одно значимое событие для жителей нашей страны - завершился вывод Советских войск из Афганистана. И строки из последнего четверостишия: "Шар огневой город освятил,
Сон отцов развеет он вновь..." говорят о пробуждении, рассвете. В стихотворении буря эмоций, и в финале трагизм сменяется на надежду и рассвет! Когда я в 2013-м году начал работу над картиной, я посмотрел множество материалов об аварии на ЧАЭС. И до сих пор эта тема не отпускает меня, так например я в эти дни смотрю фильм "Чернобыль (2019 г.) Ты не знала об этом, но как буд то увидела мои мысли. От этого мурашки по телу... Ещё одно интересное совпадение - многие работники ЧАЭС, когда она закрылась 15 декабря 2000-го года, переехали жить в Челябинск с целью работы на Южно-Уральской АЭС (она так и не была достроена). Рядом находится химкомбинат "Маяк", где в 1957-м году произошла первая в истории человечества атомная авария. Так, в твоём стихотворении связались в единый узел несколько образов, объединенных общей темой. Я горжусь тем, что моя картина "Чернобыль" смогла вызвать у тебя такие мощные, яркие образы! Спасибо что так тонко почувствовала сюжет полотна! Я знаю, что в твоём стихотворении ещё таится много неразгаданных тайн и возможно о будущих событиях страны и планеты в целом! Дальнейших нам с тобой творческих успехов, в особенности в нашем проекте "Поэзо-живопись"!
      Ещё до того, как было объявлено о пандемии короновирусной инфекции "COVID-19"! Тогда, в середине февраля мир ещё и не помышлял о том, что Земной шар охватит страшная зараза.В своей рецензии ещё тогда, в феврале, ты написала:
"Да, в этом выпуске таится много неразгаданных тайн и возможно о будущих событиях страны и планеты в целом!"
 
И вот в 2021 году картина "Чернобыль. Последний день Припяти" российского живописца- основоположника стиля "орнаментализм" из Рязани, Алексея Петровича Акиндинова  опубликована в Лондоне- в учебнике "Антология английской литературы: Антиутопия" (англ. English Literature Anthology: Dystopia).
Произведение получило статус социально-значимого во всей Европе и , в целом, в мире.
Ребекка Тиван, — менеджер по исследованиям изображений в лондонском издательстве "Образование Ходдера" (англ. Hodder Education написала: "Издательство "Hodder Education" выпускает разные книги. Картина "Чернобыль. Последний день Припяти. Авария на ЧАЭС 26 апреля 1986 года", 120х180 см, холст, масло, 2013-2014 гг. опубликована в учебнике "English Literature Anthology: Dystopia", в статье "Чернобыль: история трагедии". Издание существует в бумажном и электронном форматах, оно ориентировано на учеников 7; 8 и 9 классов в возрасте от 11 до 14 лет, изучающих литературу. Также существует онлайн-сайт, где изображения и текст появляются в ресурсах для учителей и учеников с целью планирования уроков и домашних заданий (PDF-файлы, таблицы Word, PowerPoints, анимации и т. д). Тематическая антология включает в себя: повесть-притчу британского писателя, журналиста и публициста Джорджа Оруэлла «Скотный двор»; антиутопический роман канадской писательницы Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» и дебютный аллегорический роман английского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Книга знакомит студентов с художественной, научно-технической и поэтической сторонами жизни. Побуждает их использовать различные тексты, чтобы получить полное представление о контексте и литературных приёмах, лежащих в основе каждого произведения. Авторы учебника: Стив Эдди и Джейн Шелдон. Тираж: 15000 экземпляров. Книга имеет распространение по всей Великобритании и за рубежом."
Отрадно, что это историческое произведение моего творческого соратника Алексея Акиндинова входит в наш цикл "Поэзо-живопись", аналогов которому в мире в настоящее время нет.
Остаюсь с пожеланиями скорейшей реализации в жизнь, наших с Алексеем Акиндиновым, творческих проектов.
Поэтесса, Фойгт Энзе Нурислам.
г.Казань.19.04.2021г.


Рецензии
Статья в сжатом виде расположена в новостном всероссийском сайте http://tochka.press/blog/2021/04/19/58586/

Энзе Фойгт   20.04.2021 16:46     Заявить о нарушении