Риголетто, опера Верди
Удивительная опера "Риголетто"! Ее можно слушать хоть каждый день с любого места и в любом направлении! Как и "Травиату". Не зря эти оперы были самыми любимыми и у самого Верди! Даже в триста первый раз в "Риголетто" будут волновать и музыка, и сюжет. И сцена прощания и смерти Джильды будет вызывать невольные слезы, если несчастного шута поет Владислав Сулимский. Это феноменальная роль певца, полная сарказма, ярости, боли и отчаяния! В ней всегда поражает свобода пения и драматической игры, огромный диапазон вокально выражаемых эмоций, чередование нежнейших интонаций, тревожных мотивов и безудержной ярости. Поистине шаляпинский размах оперного исполнительства!
А на словах Риголетто, обращенных к умирающей дочери в финале: "Parla, parlami!" ("Поговори со мной!"), меня всегда накрывает волна сильнейшего сопереживания! Несносный и неугомонный шут Владислава Сулимского - заложник своего положения, он дразнит, насмехается надо всеми "униженными и оскорбленными", задирает их ядовитыми шутками, злыми подначками, он знает, чего ждать от герцога и его придворной лихой братии! И подыгрывает им, хотя прекрасно понимает, насколько опасны эти развлечения, как они могут искалечить жизнь и даже убить! Но не он хозяин положения, хотя активно участвует в злых проказах своего господина. И нарывается на проклятие Монтероне (Александр Герасимов), который не пожелал промолчать по поводу герцогских забав, и поплатился жизнью. Это проходная роль, но как здорово, когда ее выразительно поет певец с хорошим голосом!
Мне понравилось нежная Джильда Анастасии Калагиной, особенно в сцене с Риголетто во втором действии. Люблю их дуэт в третьем действии, где Риголетто замышляет страшную месть. В нем клокочущая ярость шута (Владислав Сулимский) сменяется молящими интонациями Джильды (Анастасия Калагина), и все исполняется в ритме бешенно колотящегося сердца! Гениальный дуэт!
Партия герцога - самая выигрышная, хоть и безмерно трудная. Все самые красивые мелодии, все самые знаменитые арии этой оперы - его. Сергей Скороходов - герцог проверенный, многоопытный и предсказуемый. В меру циничный, в меру привлекательный, в меру беспечный, как легкомысленный мотив его знаменитой песенки "Сердце красавиц склонно к измене".
Спектакль закончился, в сердце еще свежа печаль трагедии Риголетто и Джильды, а душа уже готова пережить эту историю вновь! Вот, что значит, бессмертное музыкальное творение!
Свидетельство о публикации №221042001423