Музыка надтреснутого хрусталя

В большом магазине, полном всяких красивых и необычных вещиц, появились хрустальные колокольчики. Они были разноцветные, украшенные диковинными узорами, изысканной ажурной гравировкой и тончайшей позолотой. Стояли колокольчики в самой нарядной витрине, так, что каждый покупатель, едва зайдя в магазин, мог их увидеть.
Витрина освещалась теплым золотистым светом маленьких лампочек, а ее зеркальная поверхность отражала их так причудливо, что казалось, будто колокольчики подвешены на тысячах сверкающих ниточек.
Люди заходили и любовались колокольчиками. Многие покупали - в подарок кому-нибудь очень дорогому и особенному. Тогда продавец доставал какой-нибудь колокольчик и легонько стучал по нему карандашом. Раздавался нежный мелодичный звон, и колокольчик упаковывался в нарядную коробочку.
Но если тонкий звон колокольчика звучал надрывно и печально, то его отставляли на заднюю полку, туда, где стояли разбитые вещицы. Пока там стоял всего один колокольчик глубокого синего цвета и с широкой позолоченной каемкой. Старичок-продавец с досадой покачал головой - он очень не любил, когда товар бился или ломался, ведь тогда его приходилось выбрасывать.

Торговля шла бойко. Некоторые посетители покупали по два, а то и по три колокольчика, а за один, особенно красивый, две посетительницы по-настоящему поссорились. Продавцу пришлось даже вмешаться и сказать, что этот колокольчик уже продан и поставить его в самый дальний уголок витрины.
За день почти все колокльчики были распроданы. На витрине остался только самый маленький золотистый колокольчик, и тот, самый красивый, что прятался уголке.
И вот под вечер, почти перед самым закрытием, в магазин вошли две женщины, молодая и чуть постарше, и маленькая девочка. Они сразу же залюбовались колокольчиками.
- Нам нравится вот этот. - молодая женщина указала на маленький золотистый колокольчик.
- Этот! Этот! - запрыгала от нетерпения девочка и захлопала в ладошки.
Продавец достал колокольчик с витрины, и легонько стукнул по нему карандашом.
Увы!.. Вместо звонкого мелодичного звука раздался жалобный прерывистый звон надтреснутого хрусталя.
- Мне очень жаль, - развел руками продавец, - но в этом колокольчике есть трещинка.
- Но я ее совсем не вижу... - расстроенно протянула молодая женщина.
- Видимо, она совсем маленькая, но она есть. - пояснил продавец, - Поэтому колокольчик не звучит так чисто.
- Тогда дайте нам другой, - вмешалась женшина постарше, очевидно, мамина подруга.
- Мама! - воскликнула девочка, - Колокольчик же просто боится! Он нас еще не знает, вот и стесняется звенеть. Помнишь, как я тоже испугалась папиного знакомого, и не смогла ему ответить, как меня зовут?
- Так что же нам делать? - спросила мама.
- Можно, я подержу его в руках? - спросила девочка продавца. Тот, с улыбкой, кивнул.
Девочка взяла колокольчик в руки и осторожно погладила его пальчиком.
- Не бойся, - ласково сказала она, - Мы тебя не обидим. Ты можешь звенеть, как тебе хочется.
Она тихонько качнула его, колокольчик тоненько звякнул, но звук его судорожно оборвался.
- Вот видите... - печально вздохнул старичок-продавец.

- Мы просто купим вот этот! - снова вмешалась женщина постарше, указывая на красивый колокольчик в уголке витрины. - Пожалуйста, проверьте его.
Продавец достал второй колокольчик и слегка тронул его карандашом. Колокольчик зазвенел нежно и звонко.
- Ну, вот! - сказала мамина подруга, - Совсем другое дело! Мы берем его!
Девочка все еще стояла, держа в руках маленький колокольчик.
- Мама!.. - со слезами в голосе заговорила она. - Но ведь трещинки совсем не видно, ты сама сказала! Колокольчик же не виноват, он... он... он потом выздоровеет! - с отчаянием закончила она и заплакала.
Мама растерянно остановилась, глядя на дочку.
- Ох... боюсь, нам придется купить надтреснутый колокольчик, раз он так понравился дочери. - обратилась она к продавцу.
- Ну, сколько можно! - накинулась на нее старшая подруга. - Вы и так тащите домой все подряд! То одноглазого котенка, то полуживой фикус, то подбитую ворону, а теперь еще будете покупать разбитые вещи! Что за ребячество!
Молодая женщина улыбнулась и ничего не ответила. Она смотрела на дочку, чье личико так и просияло, когда продавец начал упаковывать маленький золотистый колокольчик в красивую коробочку.
- Звон надтреснутого хрусталя - это, все-равно, звон хрусталя. - сказала она наконец, - В нем тоже есть своя прелесть и своя музыка.

Они забрали свою покупку и направились к дверям. Старшая женщина что-то сердито выговаривала молодой, а та с радостной улыбкой смотрела на свою маленькую дочку, которая прижимала к себе коробочку с надтреснувшим колокольчиком.
- Подождите! - окликнул их старичок-продавец.
Все трое обернулись. Продавец наклонился к девочке:
- Я думаю, твоему колокольчику будет не так страшно, если он поселится у вас не один, а с другом. - он подмигнул, и протянул ей коробочку с самым красивым колокольчиком. Тем самым, из-за которого утром поспорили две покупательницы.

Когда посетительницы ушли, продавец встал, запер дверь и ставни, погасил свет, но почему-то медлил уходить. Потом подошел к полке, на которой одиноко стоял надтреснутый темно-синий колокольчик с широкой золотой каемкой, взял его в руку, тихонько покачал, и о чем-то задумался, прислушиваясь к жалобному тоненькому звону.
"В звоне надтреснутого хрусталя тоже есть своя музыка." - вспомнил он слова молодой женщины.
- Думаю, и тебе пора домой. - тихо проговорил старичок, укладывая колокольчик в красивую коробочку и пряча ее в карман пальто.


Рецензии