Мир бездонный
Украшения из раковин особенно могли любить и потому, что они наиболее эффектно смотрелись на смуглом теле, буквально сияли на солнце. И, разумеется, люди не понаслышке знали, что морские раковины не только затейливее, ярче и пестрее, но и твёрже, а значит и долговечнее нильских. У египтян нашлось также применение и крупным двустворкам как из морей, так и из Нила – это ведь практически готовые оригинальные шкатулки для косметики или курильницы для благовоний, а также… кастаньеты. Наряду с гремушкой-систром и звенящим менатом такой инструмент, как кастаньеты, был связан с культом богини любви и увеселений Хат-Хор.
Но кастаньеты всё же не делали нарочно непременно из раковин двустворчатых моллюсков. А вот игривая форма раковин каури однозначно превратилась в устойчивую эротическую эмблему – до предела откровенную и одновременно прелестно-невинную. Элегантный декоративный пояс или бусы из раковин – настоящих или искусственных, носили многие египетские дамы во имя владычицы винного и любовного хмеля Хат-Хор. В Коптосе колосс бога урожая Мина не без умысла был украшен изображениями раковин – ему молились ещё и как покровителю экспедиций, отправлявшихся из Коптоса к Красному морю и возвращавшихся обратно с товарами, в том числе с грузом разных морских диковин.
Из некрополей и руин археологи извлекали бугристые точно шишки «башенки» тритонов (Cymatium aquatile), рифлёные двустворки гребешков (например, вида Pecten erythraeensis), веретёнообразные ракушки морских улиток нассариид (Nassariidae) и крапчатые «колпачки» конусов (Conidae), круглые, толстостенные ребристые «домики» лунок или нерид (Neritidae), уже упомянутые каури (Cypraeidae) всех размеров и колумбеллид (Columbellidae), конические «пирамидки» трохусов (Trochidae), ощетинившиеся иглами мурексы (Murex forskoehlii) и усеянные белыми «зёрнышками» алые фараоновы кланкулусы (Clanculus pharaonius), очень похожие на ягоды садовой земляники. Тут виды можно перечислять до бесконечности.
Наиболее же широкий их спектр на сегодняшний день предоставили раскопки в некрополе Мостагеддо времён IV – VI-й династий. Нам известно древнеегипетское название для раковин: «инер эн эр», либо «инер эн сапет му», что означает «камень, взятый у кромки воды». И в течение всей эпохи фараонов интерес у египетского населения к ним не ослабевал, и во все дни бурно процветала их имитация из кости, фаянса, сердолика, амазонита, сардоникса, порфира, серебра, электрума и золота. То есть, ракушки были равны в цене со многими поделочными камнями и, несомненно, ими восторгались как истинным чудом природы.
В египетских неолитических поселениях, удалённых от берегов Красного и Средиземного морей на многие сотни километров, археологи находили именно морские раковины. В Рас-Будране, где некогда был древнеегипетский форт, связанный в первую очередь с синайскими горными промыслами, находят не только самые разнообразные морские раковины, но и остатки кораллов, иглы морских ежей, кости морских рыб и сепии каракатиц. Археолог К.А. Бард сообщает, что такие диковинки как морские ежи или кораллы, известные как красный органчик (Tubipora musica) помещались в могилы эпохи Накада. У этих созданий тоже было некое таинственное культовое значение.
Тех же морских ежей возлагали на жертвенник в святилище близ копей в долине Тимна, а это было уже в эпоху Рамессидов. А вообще обращает на себя внимание тот факт, что нет ни одного твёрдого доказательства, что египтяне при фараонах охотились на обитателей морей ради еды (если исключить средиземноморских рыб, мигрирующих время от времени по Нилу). Хотя в заупокойном храме царицы Хатшепсут и был запечатлён удивительный подводный мир, которым и теперь любуются туристы в Египте (рыба-скорпион, рыба-меч, омар, кальмар, осьминог и др. существа), но сцен рыбалки или охоты там не изображали. Точно египтяне почитали за какое-то святотатство нырять в голубую бездну Красного моря.
Есть данные о том, что египтяне использовали панцирь морской черепахи для разных поделок, в том числе и для изготовления украшений, но мы не знаем, варили ли при этом из неё суп, к тому же, как выяснилось, всё же гораздо чаще подданные фараонов использовали панцирь нильской черепахи – Trionyx triunguis. Только уже от римской эпохи есть свидетельства того, что в долину Нила был организован экспорт 12 видов рыб, обитающих в Красном море на радость гурманам и новым хозяевам жизни: это были серые акулы, мурены, каменные окуни, луцианы, ставриды (гигантский каранкс и король-рыба), летрины, морские караси, губаны, рыбы-попугаи и рыбы-хирурги, а также красноморские виды кефалей.
На снимках: реконструкция древнеегипетского парика, украшенного раковинами, золотой медальон в виде раковины из гробницы фараона III династии Сехемхета (Каир, JE 92656), раковины морского моллюска - фараонова кланкулюса(Clanculus pharaonius), пояс царевны из XII династии по имени Сатхатхор с бусинками в виде раковин каури (Каир, JE 30858), подвеска из створки настоящей раковины с именем фараона Сенусерта, она выставлена в музее Манчестера вместе с низой бус в виде мух (72 шт.) из глазурованной бирюзовой фритты (7396). И то, и другое считалось мощными оберегами.
Источники:
Мамфорд Грегори. Рас Будран – форт Древнего царства для торговли раковинами и другой экзотикой с Красного моря/Gregory Mumford. Ras Budran and the Old Kingdom trade in Red Sea shells and other exotica. British Museum Studies in Ancient Egypt and Sudan 18 (2012): 107–45
Кинк Хильда Августовна. Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран. Изд-во «Наука», 1976 г.
Свидетельство о публикации №221042001627