Гипотеза 1

                ДИАЛОГ ПЛАТОНА: "ПАРМЕНИД"





Первая Гипотеза. ОДНО И СВЕРХ-ОДНО.


Сначала несколько слов о самОм "главном действующем лице" платоновского диалога. Парменид - величайший из философов-Досократиков, основатель так наз. "Элейской школы". Я бы выделил у него три главных момента:

Тезис 1: Необходимая и основная доминанта бытия - как такового: его мыслимость, поскольку немыслимое - и есть, по сути, - абсолютное небытие.

В мире, в котором мы живём, нет ничего, о чём нельзя было бы помыслить. Мыслим даже "круглый квадрат", даже произнося слово: "ничто", мы ведь, так или иначе, пускай смутно, но ПРЕДСТАВЛЯЕМ себе это самое "ничто", - как всё же некоторое "нечто". Условно разграничим эти два поня: небытие - отсутствие бытия вещи, НИЧТО - зияющая бездна невообразимого.

Отсюда - уже, в виде следствия: между Бытием и Ничто НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ( в том смысле, как, скажем, между "виновным" и "невиновным" ). Противоположность имеет место только между тем, что относится к сущему, т.е. мыслимому. Ничто же - не существует. ( Т.е.,иначе говоря, - как может быть противоположностью то, о чём и помыслить-то невозможно? )


Тезис 2: Бытие есть, а Небытия нет. Тавтология? - Ничуть! Небытия ( здесь в смысле: "ничто" ) нет, поскольку это - немыслимая пропасть (а вовсе не образ, вызванный соответствующим словом). Бытие же означает - существовать, быть тем, что "есть", "ествовать". Бытие - и есть это самое "есть", связывающее весь разноликий калейдоскоп мыслимых вещей ( реальны ли они или мнимы - это уже другой вопрос ). "Есть" пони в цирке, "есть" закат над городом, "есть" Парадоксы Зенона и Небесное воинство. Вот только "бытие" это - сущность такого рода, что её никоим образом невозможно "нащупать" и указать иное место пребывания, кроме как в мыслящем человеческом рассудке.
И далее:


Тезис 3: Бытие - одно для всего. Всё существует - как одно. Это "ОДНО" - одновременно и начало и подначальное. Утверждение о множественности - путь заблуждения. Наш мир - не есть истинно-сущий: он - мнимый, неподлинный. Существует только единое в себе бытие. Многое же - напротив всегда двоится: оно то есть, то не есть. В широком смысле, бытие Парменида представляет собой некий уникальный объект, по принципу "Предела", ограничивающий "Беспредельное". Философ описывает его в виде замкнутой сферы, не прерывающей своих границ в направлении внешней беспредельности материи.


Теперь, после краткого вступления, - о первой платоновской Гипотезе.

Исходя из предпосылки, что Начало всего не может быть никоим образом многим, Платон, под своим "Бытием-Единственно-Сущим", мыслит теперь нечто - и впрямь невообразимое, а именно - некое "ОДНО", КРОМЕ КОТОРОГО И НЕТ-ТО НИЧЕГО БОЛЕЕ ( т.е.: ничего абсолютно ). Таковая "Первая Единица" не способна и вовсе содержать в себе что-либо иное, что-либо ВТОРОЕ. Подобное "Одно" человеческий разум не способен ни представить, ни вообразить - разве что только - по предельно-обобщающей аналогии с простой математической цифрой 1 ( уже производной от этой Первой сущности ).*

Отличие двух концепций (Платона от Парменида) здесь в том, что для Парменида, его Бытие-Начало - Бытием-же-Началом и заканчивается (сущего - как мира отдельных вещей, для него, попросту говоря, не существует, ибо у него само Бытие и является тем самым истинно-сущим). Платон же видит в своём "ПЕРВО-ЕДИНОМ" - действительное Начало, а точнее сказать: именно - Пред-Начало (как "ЕДИНОЕ"{"i"}, служащее исходной точкой "Бытию"{"ii"}, а то - в свою очередь - пускай и идеальному, но всё же - "сущему"{"iii"}), которое он впоследствии, пока ещё вполне абстрактно (но всё-же не настолько абстрактно, как, скажем, у Пифагора) назовёт "МНОГИМ".

И далее, великий автор пытается здесь доказать ( поправляя Парменида ) -  одновременно и существование и несуществование не просто развёрнутого множества, но даже и - самогО Изначального. Верно, что бытие являет собой - "Есть" того, чем "есть" потом всё остальное, всё другое бытию ( т.е. сущее: пускай и неподлинное ). Но также верно и то, что об этом "Есть" нельзя уже второй раз сказать, что оно также "есть", также существует. (как это получается у Парменида: "Есть только Бытие") Бытие - НЕЧТО ИНОЕ.

И вот теперь - следствия для Одного ( Единого ) - как Абсолютной Единственности. ( Всеми нижеследующими умозаключениями, Платон подводит нас к  доказательству парадокса своего Абсолюта: "ЕСЛИ ЕСТЬ ТОЛЬКО АБСОЛЮТНОЕ ОДНО, И БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕТ, ТО НЕТ И ЭТОГО ОДНОГО" ** ).
Ряд следствий-умозаключений:

1) У Абсолютного Одного не может быть частей.

2) Без частей нет целого, стало быть, оно не может быть и целым.
   А следовательно, не может иметь также начала, середины и конца.

3) Очертаний и формы. ( Т.к. форма охватывает собой то, что может быть разложено
   на "многие" фрагменты ).

4) Возможности находиться где либо. ( Т.е. "многими" своими частями
   располагаться в том или ином месте ).

5) Двигаться или пребывать в покое. ( Т.е. перемещаться через "многие" точки пространства ).

6) Быть тождественным и иным.
 
7) Быть подобным и неподобным. ( Любая противоположность {между тем-то и
   тем-то} в самом своём понятии подразумевает "множественность" ).   
   
8) Быть равным и неравным.

9) Пребывать во времени. ( Ибо время это также - исчисление, а стало быть вместилище "многого" ).

"Но возможно ли, - спрашивает Платон, - чтобы нечто было причастно бытию иначе, нежели одним из этих способов?"

Следовательно, Абсолютное Одно никак не причастно бытию. О нём нельзя сказать, что оно существует.

Ибо, если мы ему ( как всякой обычной вещи ) даруем предикат, скажем: "огромное", то напротив него тут же появится "малое". А это уже не один, а два; если скажем о нём, что оно "белое" - появится "чёрное". А это уже не один, а два; наречём "красивым" - рядом окажется "безобразное". А это также больше, чем один. Но мы договорились, что наше Одно - Единственно в Абсолютном Смысле. И, по аналогии:  стоит нам назвать нечто "существующим", как тут же в языке и логике появится и к этому предикату его дуальная пара: а именно - "не-существование".

И, далее:

"Не существует оно, следовательно, - даже и как само по себе Одно ***, ибо в таком случае было бы уже "существующим" и причастным бытию [а бытие это уже не "один"(i) а "два"(ii)] ведь назвав нечто "единым", мы вынуждены будем признать возможность также и "не-единого". А, стало быть, наше Единое Одно способно сделаться и таковым, т.е. опять-таки удвоиться."

Но мы договорились, что оно - Единственно в Абсолютном Смысле.

"И вот оказывается: Одно не существует как одно, да и вообще не существует."

И, ещё далее:

"А если что не существует, то может ли что-либо принадлежать ему или исходить от него?"
( Т.е. это наше Высшее Единое, вследствие своей ( насколько это теперь выяснилось ) абсолютной пустоты, НЕ МОЖЕТ быть также - и источником возникновения миров, описываемых последующими восемью гипотезами. )

Но ( вопреки всему только что сказанному ) аналогичным образом ( согласно тем же, что и в первом случае соображениям ) мы не вправе приписать нашему Абсолюту также и все перечисленные сейчас отрицательные определения: не-существование, не-единство, не-начальность, ведь они по сути также определяют некую, теперь уже отрицательную, сущность. Мы ВООБЩЕ ничего не вправе о нём заявлять: "Следовательно, не существует ни имени, ни слова для него, ни знания о нем, ни чувственного его восприятия, ни мнения. Следовательно, нельзя ни назвать его, ни высказаться о нем, ни составить себе о нем мнения, ни познать его, и ничто из существующего не может чувственно воспринять его." 

Мы вынуждены здесь признать, что "Единое" подобного несоизмеримо высокого порядка пребывает: КАК ЗА ПРЕДЕЛАМИ СУЩЕСТВОВАНИЯ - ТАК И ЗА ПРЕДЕЛАМИ НЕ-СУЩЕСТВОВАНИЯ, КАК ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЕДИНСТВА - ТАК И ЗА ПРЕДЕЛАМИ НЕ-ЕДИНСТВА, КАК ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫСТУПАТЬ В ВИДЕ НАЧАЛА, ТАК И ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВОЗМОЖНОСТИ НЕ-СЛУЖИТЬ ИМ.

И, тем не менее... Первая платоновская Гипотеза стоит у Платона особняком от остальных восьми - как их Источник возникновения. Все остальные восемь "моделей мира" родились из неё. Это подтверждает и величайший из первых неоплатоников - Плотин:

"Единое { Сверх-сущее Одно } не есть сущее, но родитель его, и это - как бы первое рождение, ибо, будучи совершенным, так как ничего не ищет, ничего не имеет и ни в чём не нуждается, Оно как бы перелилось через край и, исполненное Собою, создало иное." [ Многое сущее ].

По этому поводу нужно сказать следующее: сам по себе смысл, вложенный в привычную для нас логическую форму речи: "порождение низшего высшим" - принадлежит ипостаси ИМЕННО НИЗШЕГО - как единственное для его умопостижения выражение того, что для него абсолютно непознаваемо. В силу своего несоизмеримого превосходства, ВЫСШЕЕ ЕДИНОЕ располагается далеко за пределами любых выводов о нём. Таким понятием, как: "возникновение", мы пытаемся помыслить нечто непостижимое силами нашего разума - то, сущность чего для нас закрыта. В этом, по-видимому, и состоит смысл положения: нахождение за пределами - как служения, так и не-служения Началом.
И, тем самым, мы сейчас вновь вернулись к причастности Первой Гипотезы, под названием: СВЕРХ-СУЩЕЕ-ОДНО - следованию из неё остальных восьми через осознание ветхости нашего разума, приписывающего непознаваемой трансцендентности - имени: "возникновение".

Вследствие всего вышесказанного, неоплатоники и изобрели свой собственный термин - как замену знака речи: "производить на свет", "порождать". Этот термин звучит - как "гипостазирование" - от греч. hipostasis ( субстанция ). Теперь, говорящий: "Сверх-сущее Одно гипостазирует ( вместо: порождает ) многое сущее", - говорит, тем самым, как бы следующее: "Я опредмечиваю непостижимую для моего разума субстанцию возникновения видимых мною вещей, приписывая ей реальное предметное имя, с целью хоть как-то приблизиться своим жалким разумом к немыслимому".

Далее Платон показывает нам, как бы, два этапа. Первый этап: будущая Множественность, пока в скрытом виде, "накапливается" внутри Единичности. Второй этап: достигнув определённого "наполнения", Множественность прорывает границы Единства, и изливается наружу ( эманирует ) под видом некоего "творения".


* Математическая цифра 1 принадлежит уже развёрнутому "множеству", попросту являясь одной из его дискретных частей, хотя все эти внутри-множественные дискретные части и представляют теперь, внутри самих себя, - малые единства.


** Перефразирование цитаты из поэмы Парменида: "Есть только Одно и больше ничего нет." Т.е., согласно перефразированному, - не только Многого нет, но и самого Единого также. ( Не измышляя ничего нового, Платон здесь попросту доводит до логического завершения ракурс концепции, изложенной Парменидом. )


*** "Пифагорейцы же и Платон понимали единое как некоторую сущность, а не только как способ бытия или как свойство бытия."   – см. Аристотель, Метафизика  1053в 10-15.



                ЛИТЕРАТУРА:

ПЛАТОН. "Сочинения в 3-х томах)4-х книгах." Изд. "Философское наследие" под редакцией А.Ф.Лосева. ( 1968-1972 ).

ПРОКЛ. "Комментарии к "Пармениду" Платона". ( Перевод Л.Ю.Лукомского. СПб.2006 )

ПЛОТИН. "Эннеады. В 7 т." / Перевод Т. Г. Сидаша под ред. О. Л. Абышко. ( Серия "Plotiniana" ). — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004—2005.


Рецензии