Гипотезы 2, 3
2. Вторая Гипотеза. Единство ЕДИНСТВА И НЕ-ЕДИНСТВА.
Название второй гипотезы: ЕДИНОЕ МНОГОЕ. Объект: МИРОВОЙ УМ
Начиная с этого момента, перед нами предстаёт сложная диалектика платоново-пифагорейской "единицы" и "двойцы".
Находясь в пространстве "шестой Гипотезы", наш мир пребывает в процессе крайнего расслоения и распада первоначального Абсолютного Единства.
Эманация "Сверх-Сущей Единицы" инициировала "Двойцу", а "Двойца" - множественность своих объектов; "Единица" же, т.е. "Одно", являет себя теперь в том, что это "многое" выступает не в рассеянности, как первичная материя, а в собранности и "чтойности", как "Нечто" ("Монады", отграниченные своим "целым" от других монад). Иными словами, "Одно" переместилось внутрь бесконечного "Множества".
Их начальный, пока ещё неразвёрнутый переходный гибрид мы и видим в рассматриваемой ныне Гипотезе *(КАЖДЫЙ ИЗ ОБЪЕКТОВ ЗДЕСЬ ПРЕДСТАЁТ КАК - ОДНОВРЕМЕННО И САМ ЭТОТ ОБЪЕКТ И ЦЕЛОЕ ВСЕХ ОБЪЕКТОВ ВООБЩЕ, ОДНОВРЕМЕННО - И КАК ОДНО И КАК МНОГОЕ.**)
* Т.е., нечто среднее между Самосовершенным единством и двоичностью.
** Здесь бросается в глаза явная параллель с христианским учением о Второй Божественной Ипостаси. (В самом деле, первозданное единство всех людей во Христе (состояние до грехопадения) представляет из себя, по-видимому, некое парадоксальное единство, в котором каждый его член - есть и он сам, и целое всех остальных членов, = самому Христу: "И вы вместе - тело Моё, а порознь - члены..." Т.е., являясь Его "телесными" частями, в то же время - во Христе - как в Духе. Аналогичным образом и Платон говорит в "Тимее" о "Всесовершенном живом существе", как объекте этой Гипотезы.) Ещё одно подтверждение связи христианства с платонизмом.
Итак: "Вторая Картина Мира". "ПЕРВОЕ ЕДИНОЕ", которому Платон наконец присваивает окончательный титул: Сверх-сущее-Одно , гипостазируется в то, что в дальнейшем будет проименовано - как "ЕДИНОЕ МНОГОЕ" (или "ЕДИНОЕ СУЩЕЕ"). ***
И вновь - непостижимая для нас "картина". Только иначе. Платон, как бы так говорит: Мы рассмотрели "ПЕРВОЕ ЕДИНОЕ", и пришли к выводу о том, что оно находится - как за пределами существования, так и не-существования. Давайте же теперь посмотрим - как может выглядеть объект под названием: "ЕДИНОЕ ( ОДНО ), КОТОРОЕ СУЩЕСТВУЕТ". Сразу повторю, что "существование", по Платону, имеет отношение уже не к "Перво-Сущности", а к гипостазированному от неё. Гипостазированное же - есть уже Иное по отношению к "Первому", т.е. "сущее", т.е. "многое", ибо лишь Первое Единое абсолютно-единственно; Сущее же - уже "тройца", как производное от "бытия-двойцы", иначе говоря: в свёрнутом виде - весь числовой ряд, который, однако, пока только "рождается" внутри некоей тотальной, хотя уже и не Абсолютной, как в Гип.№1, "Единицы". **** Таким образом, название этой 2-ой Гипотезы: ЕДИНОЕ МНОГОЕ. Объект - МИРОВОЙ УМ.
*** Таким образом, в целом понятие "единого" следует понимать как минимум в четырёх смыслах: 1) Абсолютная единственность (1г.); 2) Единство "единого" и "многого" (2г.); 3) Единственность каждой из "монад" (4г.); 4) Совокупное единство многих "монад" по тому или иному признаку (6г.).
**** Внимательно следя за ходом этих рассуждений, нетрудно понять, что, как только мы предполагаем "Одно" существующим, оно тут же, распадаясь, превращается в бесконечное "Множество" 'одних' (картина мира, хорошо нам знакомая).
Опять-таки, послушаем, чтО говорит нам по этому поводу Плотин:
"{Первое} Единое, выступая как первосущность, не является ни разумом, ни потенциальным предметом разумного познания. Иерархия бытия распространяется от Единого, по ступеням Его нисхождения до материи - низшей границы. Процесс этого нисхождения (и одновременно - творения всего сущего) называют
"Эманацией" (лат. emanatio - вытекание, проистечение). Поскольку по мере этого движения происходит поэтапное отделение и отдаление от всеблагого Единого, этот процесс может быть также назван и "деградацией" (от лат. gradus - шаг, ступень)".
"Вторая ипостась - Ум (нус) {объект Второй Гипотезы} - рождается как следствие этой эманации Единого. Порождённые Умом мысли, идеи, образы, как и сам Ум, продолжают быть в общении и единении с абсолютным Благом".
"Здесь Плотин использует неопифагорейское учение о уже упомянутой "двоице", первом различии и "дерзости", ставшей причиной перехода Единого во множество. Ум "дерзнул" отпасть от Единого, Душа (предмет Третьей Гипотезы) - от Ума."
Вторая Гипотеза включает в себя три "устроения": УМОПОСТИГАЕМОЕ, УМОПОСТИГАЕМО-УМНОЕ и УМНОЕ, которые - каждая делятся ещё на три "чина". Далее располагаются ещё так назыв.: УПОДОБЛЯЮЩЕЕ устроение; Устроение СВОБОДНЫХ (сверхкосмически - внутрикосмических) БОГОВ; ВНУТРИКОСМИЧЕСКОЕ устроение (устроение НЕБЕСНЫХ БОГОВ) и, наконец, Устроение ПОДЛУННЫХ БОГОВ.
В пределах Умопостигаемого, гипостазированная от Первоначала сущность, являет собой парадоксальное единство Одного и Многого (Единицы и Двойцы). Единство это - тотальное, нерасторжимое. Одно (Единое), как бы "беременно" Многим, пока ещё не исторгая его из себя.
Теперь напомню, что в тексте, касающемся первой Гипотезы, я приводил целый ряд положений: "У Абсолютного Одного не может быть частей." ; "Без частей нет целого, стало быть, оно не может быть и целым."; "Следовательно, не может иметь также начала, середины и конца." и т.д. Тогда, в отношении этих положений, шла речь о том, что наше Первое Одно никоим образом не может обладать ими. Теперь же, Платон снова, последовательно озвучивая весь данный категориальный список, утверждает уже - необходимость обладания им для объекта своей второй Гипотезы (ЕДИНОГО МНОГОГО). Вот этот новый список, идущий по ходу развёртывания рассматриваемых здесь устроений и чинов. Здесь видно, как Единое Гипотезы №2, В ВЫХОДЕ ЗА СВОИ ПРЕДЕЛЫ, постепенно и последовательно приобретает все эти свойства.
УМОПОСТИГАЕМОЕ устроение
Первый чин: НЕРАСТОРЖИМОЕ ЕДИНСТВО Единого и Многого.
Второй чин: ЕДИНСТВО Единого и Многого.
Третий чин: ЕДИНСТВО Единого и Многого.
УМОПОСТИГАЕМО-УМНОЕ устроение
Первый чин: Единое и Многое впервые разделены, как ЧАСТИ.
Второй чин: Собранность этих ЧАСТЕЙ впервые становится ЦЕЛЫМ. Предел и Беспредельное *
Третий чин: ЦЕЛОЕ ЧАСТЕЙ теперь только начинает обладать ОЧЕРТАНИЯМИ и
делиться на НАЧАЛО, СЕРЕДИНУ и КОНЕЦ.
УМНОЕ устроение
Первый чин: Единое многое - как впервые НАХОДЯЩЕЕСЯ В СЕБЕ САМОМ И В ДРУГОМ.
Второй чин: Единое многое - как впервые ОБЛАДАЮЩЕЕ ДВИЖЕНИЕМ и ПОКОЕМ.
Третий чин: Единое многое - как впервые ТОЖДЕСТВЕННОЕ и ИНОЕ.
УПОДОБЛЯЮЩЕЕ устроение: Единое многое - как впервые ПОДОБНОЕ и НЕПОДОБНОЕ.
Устроение СВОБОДНЫХ БОГОВ: Единое многое - как впервые РАВНОЕ и НЕРАВНОЕ.
Устроение НЕБЕСНЫХ БОГОВ: Единое многое - как пребывающее в СОПРИКОСНОВЕНИИ.
Устроение ПОДЛУННЫХ БОГОВ: Единое многое - как впервые пребывающее во ВРЕМЕНИ.
* Это, собранное в единство "целое" безусловно отличается от "неразличимого", свойственной первому чину (а эта изначальная целостность в свою очередь также несоизмеримо отлична от Единого первой гипотезы, пребывающей и вовсе за её пределами). Всё дело в том, что в случае первого чина ещё и речи не может быть ни о каких частях. Они возникают лишь теперь - как следствие выхода "неразличимого" за свои пределы, в результате чего оно, как бы отрицая свой исходный посыл, впервые только и обогащается новым содержанием: "состоять из неких частей", обладающих - каждая своей собственной определённостью, отличной от первоначальной.
Теперь, рассмотрим вкратце некоторые из них: рассмотреть все и подробно - не представляется возможным.
Умозаключения движутся здесь по известной нам из трактатов Гегеля, "триадической" схеме: Тезис ----- Антитезис ----- Синтез (или: Пребывание ---- Выход за свои пределы ----- Возвращение), что вместе описывает ЭМАНАЦИЮ.
УМОПОСТИГАЕМОЕ
Так, если в чине №1 Умопостигаемого устроения мы видим тотальное единство Единого и Многого (Сущего) (Тезис),
то во чине №2 намечается уже будущее их разделение: это намечающееся разделение такого рода, что делящиеся объекты не являются ещё, в собственном смысле, - ни ЧАСТЯМИ, ни ЦЕЛЫМ, но каждая (условно говоря) часть, парадоксальным образом представляет из себя не эту отдельную часть, но обе части вместе взятые. Единое в них является Сущим, а Сущее -
Единым. (Антитезис).
Далее, чин №3: две условные "части" вновь соединяются, и весь объект: "Единое Сущее" распадается на БЕСКОНЕЧНОЕ МНОЖЕСТВО таких "единых сущих". Но при этом внутри каждого из них "единое" (одно) ещё не противоположно "сущему" ("многому"). "Сущее" здесь ещё скрыто в "едином". (Синтез). *
Третий чин Умопостигаемого представляет собой "Всесовершенное живое существо", рассматриваемое Платоном в "Тимее".**
* В этой платоновской схеме, "части" являются соотнесёнными друг с другом: "Единое" не может обойтись без "Сущего" и "Сущее" - без "Единого". "Следовательно, - рассуждает Платон, - каждая из этих двух частей в свою очередь содержит и единое, и сущее, и любая часть опять-таки образуется по крайней мере из двух частей…[: "единое сущее" и "сущее единое"] Что ж, существующее единое не представляет ли собой, таким образом, бесконечное множество?"
{Данная сноска вначале по ошибке была отнесена к разбору третьего чина следующего, Умопостигаемо-умного устроения}.
** Приведенные здесь (а также - ранее и далее) утверждения разрушают законы логики, но по этому поводу нужно заметить, что настоящим показан, по сути, - процесс именно становления той самой логики, в которой мы ныне и пребываем.
УМОПОСТИГАЕМО-УМНОЕ
Чин №1. Только здесь (в результате окончательного разделения ЕДИНОГО СУЩЕГО на ЧАСТИ: отдельно "Единое" и отдельно "Сущее") впервые возникает "ИНАКОВОСТЬ" и, как следствие, - "ЧИСЛО". Эти ЧИСЛА - есть Части гипостазировавшегося целого под названием "ЭЙДОС", появляющегося в УМНОМ устроении (о чём будет сказано в своём месте). Причём, если Эйдосы являются парадигмами зримых вещей, то о Числах можно сказать, что они - парадигмы Эйдосов.
Начиная с этого "устроения", Платон рассматривает "Единое", входящее в состав ЕДИНОГО СУЩЕГО, отдельно от рядоположенного ему "Сущего". При этом, отделившееся "Единое" выйдет в Умном устроении за свои пределы в виде Материальных эйдосов, локализуется вовне (четвёртая Гипотеза) и, запечатлев свой отпечаток в Материи, породит в Гипотезе №6 множественный зримый космос (всё, что мы видим вокруг). "Сущее" же, покинет "изначальную матрицу" в "пятой" под видом Материи.
В данном чине властвует Никта - как разделяющее женское начало.
Чин №2. Этот чин вновь собирает вместе ЧАСТИ (теперь уже в виде ЦЕЛОГО), разделённые и выступающие в качестве дискретных Чисел первого чина, сообщая им НЕПРЕРЫВНОСТЬ, приводящую их в соприкосновение между собой. Таким образом, чин №1 - есть причина ЧИСЛА, №2 - причина НЕПРЕРЫВНОСТИ, а №3 - причина ФИГУРЫ, слагающейся из числа и непрерывности.
Специфику данного чина составляет "Хранительное своеобразие" (Боги, располагающееся здесь, именуются Хранителями).
Чин №3. Третий чин, в выходе за свои пределы, доводит второй до СОВЕРШЕНСТВА.
И, если третий Умопостигаемого представал в виде БЕСКОНЕЧНОГО МНОЖЕСТВА ЕДИНЫХ СУЩИХ (монад ?)*, то этот воплощается в виде БЕСКОНЕЧНОГО МНОЖЕСТВА ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ ФИГУР. ** При этом, "бесконечное множество единых сущих" не только не было тогда ещё дискретным (отсутствовала "инаковость"), но и вовсе пребывало в неразличимости Одного и Многого (как уже было сказано).
Боги, располагающиеся в этом чине, именуются Телеоархами.
* Термин: "монада" здесь и в других местах, употреблён, конечно же метафорически, т.к. в умопостигаемом устроении, ни о каких монадах ещё не может быть и речи. Эти т.н. "монады" третьего чина умоп. не различаются ещё даже по числу, пребывая в чрезвычайной слитности. Неоплатоники называли их "генадами".
** Итак, Умопостигаемое - "генады"; Умоп-ум. - "числа" (чистые единичности: 1 чин) и далее - "формы" (единичные сущности: 3 чин); Умное - "эйдосы" (единичные сущности множеств). По ходу данного членения видно, как все эти моменты поочерёдно как бы всплывают в реальность из состояния максимальной слитности "единицы" и "двойцы" Умопостигаемого устроения, постепенно уменьшая эту концентрацию.
УМНОЕ
Чин №1. В УМНОМ устроении в целом - доказывается существование "единого" второй Гипотезы - как находящегося "внутри" чего-либо ("В СЕБЕ САМОМ" или "В ДРУГОМ"). При этом: "находиться в себе" означает здесь: "пребывать в возвращении"; Характеристика же - "находиться в другом", относится к такому гипостазировавшемуся в этом же устроении объекту, как ЭЙДОС.
"Роды, предшествующие "Умным"("Умопостигаемое", "Умопостигаемо-Умное") не располагаются в "другом": сохраняя свои специфические черты, они пребывают в предшествующем, образуя с ним единство. Напротив, рассматриваемый "Ум" - есть первое, находящееся в "другом", и при этом сохраняющее собственную специфику, будучи чем-то другим тому "другому", в котором он находится." ( Дамаский ).
Всё дело в том, что УМ, в отличии от предыдущих устроений, выходит за собственные пределы - именно в ДРУГОЕ, а не как более высокие чины, - развиваясь внутри самого ЕДИНОГО МНОГОГО (объекта второй Гипотезы). Под ДРУГИМ подразумевается здесь нечто, уже порождённое на свет, т.е. выведенное за пределы всей "МАТЕРИНСКОЙ МОНАДЫ" в целом, т.е. - Материальные Эйдосы и Материя. Но, хотя об этом "Другом" и идёт сейчас речь, заявляют о себе подобные сущности (М.Э.) только начиная с четвёртой Гипотезы, т.е. с того момента, когда они "прорывают" границы первоначального Единства.
Иными словами, ЕДИНОЕ МНОГОЕ уже не пребывает всецело в рамках "для-себя-бытия", а дарит теперь свою изначальную цельность последующим единствам *, призванным зажечь живой огонь Мироздания, и взявшими своё начало от "чисел" предыдущего УМОПОСТИГАЕМО-УМНОГО, на которые распалось ещё более раннее, цельное "единое" - в виде УМОПОСТИГАЕМОГО Второй Гипотезы.
Теперь несколько слов о понятии "Эйдоса".
"Эйдос" у Платона, в отличии от неистинных, мнимых объектов так называемого реального мира, - есть (исключительно в сравнении с ними) - единственный ИСТИННО СУЩИЙ ОБЪЕКТ (точнее - объекты, ибо "Эйдос" этот есть "матрица", парадигма для каждой из групп предметов иллюзорной реальности). В нашей вселенной данная сущность представляется нам "идеальной", т.е. пребывающей исключительно в идее, но, по Платону, это не просто действительность - а самая, что ни на есть высшая. Узники, прикованные цепями в его мифической "Пещере", видят лишь тени на стене. Эти тени - и есть всё, что находится в нашем мире. Однако, то реальное, ЧТО отбрасывает эти тени: люди из плоти и крови, предметы, события - в нашем вместилище, остаются за пределами досягаемости. Мало того: вся эта, так называемая "бутафория", лишь только потому имеет своё существование, что "эйдосы" даруют себя "материи", порождая собой вещи зримого Космоса. Такие объекты носят название "материальных э.". Однако в настоящей Гипотезе о них речь ещё не идёт (они займут своё место в Гипотезе №4, как уже было сказано). Ныне же идёт речь о сущностях ещё более высокого порядка: о т.н. "Божественных" эйдосах, своеобразных эйдо-родителях.
Итак, характеристика исследуемого сейчас, первого чина: НАХОЖДЕНИЕ В СЕБЕ САМОМ.
Здесь, в первом чине, имеет место возвращение ЧАСТЕЙ к ЦЕЛОМУ и раздельности - вновь к единству, т.к. "Умное" в целом - есть единство внутри разделённого. "Раздельность, в которой существует всё потомство целого, - и есть все части, выступающие в виде целого, т.е. Отца. В этом и состоит суть мифа о Кроне, глотающем своих детей. Только тогда, когда УМ достигает совершенства и [утверждается], располагаясь В СЕБЕ [чин №1], он превращается в предмет участия ДЛЯ ДРУГОГО [чин №2]." (Чего нельзя было сказать о более высоких чинах. О них можно было сказать лишь то, что они существуют).
Бог, властвующий в этом чине, именуется Неумолимым.
Чин №2. Характеристика чина - ДВИЖЕНИЕ и ПОКОЙ.
" Бытие в себе самом и в другом - есть своего рода цели, способ же достижения этих целей - есть ДВИЖЕНИЕ и ПОКОЙ. Действительно, любая вещь движется для того, чтобы оказаться либо в другом, либо в самой себе, и останавливается она с той же целью." (Дамаский).
И, ещё: " УМ, будучи "всеми частями", [чин №1] предпочитает ПРЕБЫВАТЬ В СЕБЕ САМОМ, а как "целое" [чин №2], он РАСПОЛАГАЕТСЯ В ДРУГОМ, ибо совершает выход за свои пределы - в "другое". Крон изрыгает своих детей, поскольку он пресытился ими. Сперва он создал их в СЕБЕ САМОМ, а затем - в ДРУГОМ."
И, далее: " "Бытие в другом" подразумевает нахождение лучшего в худшем, о котором это лучшее вершит свой промысел. Мы должны прийти к выводу, что "ДВИЖУЩЕЕСЯ К ДРУГОМУ" подразумевает движение по направлению к лучшему, а отправной точкой такого движения оказывается "ПОКОЙ В САМОМ СЕБЕ."
Чин №3. Характеристика чина - ТОЖДЕСТВЕННОЕ и ИНОЕ.
Дамаский замечает: "ТОЖДЕСТВЕННОЕ" и "ИНОЕ" [уже] не РАСПОЛАГАЕТСЯ В СЕБЕ, и не ДВИЖЕТСЯ по направлению К ДРУГОМУ, оно уже само в каком-то смысле является ДРУГИМ, будучи тождественным ему, хотя бы оно и сохраняло тождественность самому себе. И, будучи иным другому, оно оказывается иным и самому себе, потому что словно содержит в себе самом множество другого.
Пожалуй, тождественность и инаковость подразумевают наличие всех прочих отношений отношений между вещами, типа: подобие и неподобие, равенство и неравенство, "моложе" и "старше". Подобие, напр. , представляет собой свойство в каком-то отношении тождественным, а неподобие - свойство быть в каком-то отношении иным."
Располагающийся в этом чине бог - Фанет.
* Божественным эйдосам.
3. Третья Гипотеза. ОДНО И МНОГОЕ.
Название третьей Гипотезы: :"ЕДИНОЕ И МНОГОЕ". Объект - МИРОВАЯ ДУША.
Опять-таки позволю себе привести несколько цитат из Плотина:
"Вторая ипостась - Ум (нус) - рождается как следствие эманации Единого. Порождённые Умом мысли, идеи, образы, как и сам Ум, продолжают быть в общении и единении с абсолютным Благом".
"Третья ипостась - Мировая Душа (псюхе) - следствие нисхождения Ума. Душа уже не мыслит себя как принадлежность Единому, но лишь стремится к Нему. Душа порождает {материальные эйдосы и} материю - начало физического и чувственного мира". {В целом "душа" - есть смысловое функционирование Ума за его пределами, "логос ума"}.
"Каждая последующая ипостась, всё более отдаляющаяся от источника, несёт в себе всё меньше активности и потенциальности. Крайняя стадия "деградации" - материя - представляет собой лишь полностью лишённую формы пассивность".
Данная Гипотеза занимает среднее (центральное) положение в платоновской таблице из пяти основных (канонических) гипотез. Об остальные четырёх также пойдёт речь в своём месте.
Она является описанием уникального, в своём роде, "промежуточного" мира - между, собственно, "Бытием-ещё-не-созданного-Другого", пребывающего целиком в себе (Гипотеза №2), и выходом (эманацией) этого "единого бытия сущего" 2-ой Гипотезы за свои пределы - в образе некоего творения.
Как писал тот же Плотин: "Единое, переполняясь самим собой, требует перехода в иное".
Всё предшествующее развитие платоновского миротворения, привело наконец к возникновению выше-упомянутых "Эйдосов", которые чуть позже (в 4-ой Гипотезе) породят свои чувственно воспринимаемые копии вовне, в материальном мире, удел коих - навеки покинуть "отчий дом". Что же касается нашего Единства, под названием: "Мировая Душа", то это, по сути, и есть те самые "Эйдо-родители", достигшие максимальной своей реализации - в пределах изначальной "Матрицы".
Единое "Мировой Души" как-будто испытывает родовые муки младенца в утробе матери, и мечется, томясь желанием отправится в путь, но пока ещё не обладая силами покинуть "родной причал".
Дамаский пишет: "Душа должна сперва отпасть от [высшей] сущности, затем прийти в становление, потом в этом становлении разделиться, затем соединиться со становящимися вещами, уподобиться им и сделаться неразумной или телесной душой и, наконец воплотиться в сфере рождённой природы и начать измеряться той же мерой, что и эта природа. Таково нисхождение души. При восхождении, она проходит те же самые этапы в обратном порядке".
"Парменид" Платона констатирует, что изучаемый в рамках данной гипотезы объект, является в разное время - то единым, то не-единым, то многим, то не-многим. Мировая душа, погружаясь в становление в материальном мире, разделяется, умирая и вместо единого делается многим (или, иными словами: из Единого Многого 2-й Гипотезы превращается в Материальный Эйдос 4-й (Многое Единое)) ; Но, в следующий момент времени - словно отступает назад и, воскресая, собирается воедино и из многого вновь возвращается в единое (из состояния Многого Единого - вновь в Единое Многое).
Становясь равным "Другому", как многому, она уподобляется ему и отпадает от себя самой. Аналогичным образом представляется и обратный путь.
И, таким образом, объект третьей Гипотезы - есть СТАНОВЛЕНИЕ внутрикосмического "Другого".
По образу и подобию "Мировой Души" - и наша душа - уходит и возвращается.
Свидетельство о публикации №221042001744