Гипотезы 4, 5

             ДИАЛОГ ПЛАТОНА: "ПАРМЕНИД"



4. Четвёртая Гипотеза.  ОДНО ВО МНОГОМ.

Название этой Гипотезы: "МНОГОЕ ЕДИНОЕ". Объект - Материальный эйдос.*

"Единое" и "Многое" окончательно разделены. В конце концов они прорывают свою "оболочку": начинается, согласно интерпретации неоплатоников, процесс Эманации - как Творения. Сначала "за пределы" выходит "Единое". Отрываясь от своего Благого Источника, становясь теперь всего-лишь причастным Высшему Единому, его блеклым подобием, "внешним изображением", оно теряет своё своеобразие, превращаясь попросту - в "свойства" порождаемого им в последующих Гипотезах, уже непосредственно сущего (напр.: вещи бывают тёплые, сладкие, твёрдые и т.п. ); либо же - в сами "сущности" этих вещей ( "стол", "дом", "человек", "лошадь") . В терминологии Платона - это "Материальные эйдосы предметов материального мира" - высшие единства и порождающие модели материальных предметов.

Кто-то из древних заметил, что подобный эйдос так же отличается от Высшего Единого, как картина, изображающая пейзаж, от самого пейзажа.

Дамаский пишет: "В отличии от "Божественного эйдоса", изучаемого в более высоких устроениях, в возникающем и гибнущем "материальном эйдосе" - "единое" это оказывается уже чем-то привходящим, как привходящим для камня, является тепло, свойственное ему."

В Четвёртой гипотезе "Многого" - как материального Космоса, эманировавшего за пределы "Единого многого", ещё нет: выходят вовне пока Эйдосы, именуемые теперь "материальными" и представляющие из себя уже более низкую ступень Единства. "Многого" - как Космоса нет в том смысле, что нет пока Материи, в которой Эйдосы могли бы проявить своё участие. Итак, эти сущности теперь выступают наружу, и Платон называет их "Другим" ( другим "Единому многому" 2 и 3 гипотез ). Так они названы потому что являют собой уже не Изначально-само-по-себе-сущее, а - Творимое ( Творение ), по-Платону, т.е. - совершенно иной порядок бытия.

Итак, предметом четвёртой Гипотезы выступает данный производный объект, который Дамаский трактует - как нечто ( в соединении с материей ) образующее вещи нашего мира. Такой "эйдос" не является ещё самОй этой вещью, чем-то атомарным, предметом материальной действительности. С другой стороны, он не будет и "Божественным эйдосом" Гипотезы №2, а будет, попросту говоря, - "другим", потускневшей копией подлинного "Единого".

Нужно отметить, что изначальный парадокс "Первого Единого" продолжает и здесь иметь своё место, хотя уже и не в столь грандиозном масштабе. Дело в том, что "Единое", само по себе, не просто противоположное, но и вовсе - чуждое "Многому", также и в данном случае порождает ( эманирует )его из себя - только теперь уже вовне. Именно поэтому это "Другое" (в данном случае исключительно в сравнении с Единым более высоких порядков) Платон и называет: "не-единым".

По мере развития платоновской модели миротворения, мы видим, как постепенно "деградируют" и, как бы, сходят на нет его "единства", начиная от "Первого Единого", через "Единое Многое", "Единое и Многое", и вот теперь - "МНОГОЕ ЕДИНОЕ" ( таково название этой Гипотезы ) , воплощённое в понятии "Материального эйдоса".


* "Единство" здесь - в смысле "единства" каждой из "многих" (окончательно разделённых) монад.
В целом понятие "единого" следует понимать, по Платону, как минимум в четырёх смыслах:

 1) Абсолютная единственность (1г.)

 2) Единство "единого" и "многого" (2г.)

 3) Единственность каждой из "монад" (4г.)

 4) Совокупное единство многих "монад" по тому или иному признаку (6г.)



5. Пятая Гипотеза. ДРУГОЕ.


Название этой гипотезы: МНОГОЕ. Объект: Материя

Итак, эманирует вовне теперь уже "Сущее" ( "Многое" ) приняв облик материи. Платон именует этот объект "Другим" ( также как и вышедший ранее за свои пределы эйдос ). Упомянутое "Другое" - есть сущее, уже окончательно лишённое всех своих сущностных определений, и прежде всего - единства. Оно есть ни что иное, как "Хора" ( Кормилица и восприемница всякого рождения ) - "первая материя" из платоновского "Тимея". Без-образность её подразумевает прежде всего тот момент, что с Эйдосами она пока никак не связана.

Здесь небезынтерестно отметить, что постепенный и последовательный переход ЕДИНОГО во МНОГОЕ намечается ещё у Эмпедокла в его главном сочинении: "О природе вещей". Когда сила "Любви" у него уступает место силе "Вражды", ЕДИНСТВО четырёх стихий распадается, образуя мир МНОГИХ вещей. Примечательно, что у Неоплатоников переход этот выступает теперь в форме своеобразного расслоения первоначальной слитности "Единицы" и "Двойцы": Единение - Разделение - Вновь Единение, но уже с меньшей плотностью Первоначального  Единства, и т.д. И таким образом корни "Вражды" (т.е МНОГОЕ) зарождаются у них ещё во Второй Гипотезе, хотя пока и внутри "Любви" (т.е. ЕДИНСТВА): древо познания Добра и Зла было насажено ещё до грехопадения. В конечном же итоге всё нарастающая "Вражда" побеждает.

Именно здесь, во Второй Ипостаси, с необходимостью появляется сдерживающая сила Архе-Логоса Христа, что однако не мешает Мировым Душам-Архангелам "замыслить" известное отпадение, произведя на свет Частные Эйдо-Логосы, разверзшие собою Ta Pavta ("Всё"). Что же касается видимого мира Шестой Гипотезы, и далее - вплоть до Девятой, то большинство как греческих, так и римских неоплатоников и вовсе обходят молчанием эту "мёртвую" зону, не воздавая ей должное, как некой реальной сущности (Платон, как известно, не считал реальный космос чем-то вполне сущим на том основании, что каждая вещь в нём не может быть всеми вещами вместе). Из комментариев Прокла до нас дошли лишь таковые к Гипотезе №1, так что в этом смысле остаётся довольствоваться толкованием Дамаского.

Название пятой Гипотезы: "МНОГОЕ". Такое именование приводится (как уже было сказано) исключительно в смысле отсутствующего единства. * Однако совершенно очевидно, что материя - не есть многое таким же образом, каким может восприниматься многим напр. груда разноликого хлама, ибо последнюю мы называем "совокупностью" (см. разбор г.№8).

Материя, по-видимому, есть небытие в том смысле в каком напр., строительные материалы - есть небытие дома: ведь дом слагается из кирпичей и брёвен, а не из маленьких домиков, как полагал Анаксагор. И, если дом - это сущее в предельно обобщающем смысле, которое только впервые сейчас возникает, то что же тогда субстрат? Эта проблема не давала покоя, в своё время, Аристотелю, и, тем не менее, в его "Метафизике" мы не находим однозначного ответа. Можно сказать и иначе: материя есть (образно выражаясь) - пустота, а все вещи - её наполненность.

Вот общий вывод из пяти основных платоновских Гипотез:

ЕСЛИ ЕСТЬ ОДНО, ОНО НЕ СУЩЕСТВУЕТ КАК ОДНО - ГЛАСЯТ ПЕРВАЯ И ПЯТАЯ;

ЕСЛИ ЕСТЬ ОДНО, ОНО СУЩЕСТВУЕТ КАК МНОГОЕ - УТВЕРЖДАЮТ ВТОРАЯ И ЧЕТВЁРТАЯ;

ЕСЛИ ЕСТЬ ОДНО, ОНО СУЩЕСТВУЕТ И НЕ СУЩЕСТВУЕТ- ГОВОРИТ ТРЕТЬЯ.

Из этого членения видно, что Гипотезы №1 и №5, соответственно начиная и заканчивая основной цикл, являют нам апофатические (отрицающие нечто) выводы по всем, без исключения, пунктам платоновой аналитики:

 Целое и части.

 Очертания и форма.

 Нахождение где либо.

 Движение и покой.

 Тождественность и инаковость.
 
 Подобие и неподобие.

 Равенство и неравенство.

 Соприкасаемость и несоприкасаемость.

 Пребывание во времени.

Иными словами, они в некотором смысле, очерчивая верхнюю и нижнюю границы, описывают собой небытие, хотя и "смысл" этот для обоих случаев различен. И если о Сверх-сущем (т.е. о не имеющей ни в чём своего основания, "пустоте наполненности" Дао) можно сказать, что всё, стремясь к нему, существует ради него, то материя (как олицетворение вселенской нужды в лучшем), это, по-видимому то, что само существует в высшей степени ради другого.


* В любом из четырёх упомянутых ранее смыслов.







 


Рецензии