Гипотезы 6, 7

                ДИАЛОГ ПЛАТОНА: "ПАРМЕНИД"




6. Шестая Гипотеза. ИНОЕ ДРУГОМУ.


Название эта гипотеза не имеет. Её объект - Тело.

Итак, рассмотрев первые четыре из восьми платоновских Гипотез ( говорю: четыре из восьми, т.к. "ПЕРВОЕ СВЕРХ-СУЩЕЕ ЕДИНОЕ", описываемое Гипотезой №1, стоит у нас особняком, ибо находится ещё за пределами, как существования, так и не существования ). Итак, рассмотрев их, мы пришли к следующему выводу: все описываемые в "Пармениде" модели мира, начиная со второй Гипотезы, под названием: "ЕДИНОЕ МНОГОЕ", где понятие о "существовании", как таковом, собственно, только впервые и появляется - постепенно и неотвратимо деградируют и саморазлагаются.

В конце Гипотезы №2 мы были свидетелями того, как "Единое", пребывавшее в самом начале в неразрывном единстве с "Сущим", не просто полностью отделилось от него, но и каждый из вновь образовавшихся объектов, разбился ещё и на бесконечное множество атомарных единиц - отдельно "Единого", и отдельно "Сущего". При этом, монады "единого", различавшиеся поначалу лишь количественно ( "Числом" ) , впоследствии обрели и качественную инаковость, преобразовавшись в "Эйдосы".

Далее, в Гипотезе №3, мы видели, как вышеупомянутые атомарные элементы попеременно превращались друг в друга: Пытаясь покинуть пределы изначального "контура", "Единое", в процессе становления, погибало, превращаясь во "Многое"(т.е. в "Сущее"), а возвращаясь от становления назад - вновь обретало свою первоначальную сущность "единого".

В четвёртой Гипотезе, регрессирующее "единое" ( в виде "эйдосов" )  наконец разорвало границы "бытийного целого", и эманировало вовне, порождая там свои копии: "Материальные эйдосы"- первые "творения".

Соответственно, в пятой Гипотезе, распавшееся ранее на отдельные элементы, "многое", также покинуло положенные ему пределы и локализовалось вовне - в виде субстрата этого "творения" - Материи.

Для большей наглядности, представлю здесь две своеобразные схемы:


1) Первая Гипотеза: ВЫСШЕЕ ЕДИНОЕ ( невыразимое )


2) Вторая Гипотеза: ЕДИНОЕ МНОГОЕ ( единое-уже-существующее )

3) Третья Гипотеза: ЕДИНОЕ И МНОГОЕ ( единое и многое, пытающиеся покинуть свой замкнутый бытийный контур )

4) Четвёртая гипотеза: МНОГОЕ ЕДИНОЕ ( эманация "единого" вовне; "материальный эйдос"; ЕДИНОЕ МНОГОЕ теряет своё своеобразие и превращается в "свойства" будущих вещей )

5) Пятая Гипотеза: МНОГОЕ ( эманация вовне - "сущего" под видом "материи" )


Однако на этом регресс "единого сущего" не заканчивается. Последующие четыре модели мира доводят этот регресс до его крайней стадии, превращая, по сути, весь процесс миротворения - в небытие:


1) ПЕРВОЕ ЕДИНОЕ


2) УМ-НОЕ ЕДИНОЕ СУЩЕЕ ( "единое сущее" в абсолютном смысле )

3) ДУШЕВНОЕ ЕДИНОЕ СУЩЕЕ( "единое сущее" в относительном смысле )

4) НЕ-ЕДИНОЕ СУЩЕЕ ( "другое единому сущему"; "не-единое" в относительном смысле )

5) НЕ-ЕДИНОЕ СУЩЕЕ ( "другое единому сущему"; "не-единое" в абсолютном смысле )


6) ЕДИНОЕ НЕ-СУЩЕЕ ( "иное другому"; "не-сущее" в относительном смысле )

7) ЕДИНОЕ НЕ-СУЩЕЕ ( "иное другому"; "не-сущее" в абсолютном смысле )

8) НЕ-ЕДИНОЕ НЕ-СУЩЕЕ ( "другое иному другого"; "не-единое не-сущее" в относительном смысле )

9) НЕ-ЕДИНОЕ НЕ-СУЩЕЕ ( "другое иному другого"; "не-единое не-сущее" в абсолютном смысле )


Из этой, второй схемы видно, что, берущая своё начало от "Абсолютной Единицы", следующая за ней "Двойца", изживает себя, по сути, в восемь этапов.


Итак, продолжим далее, касательно непосредственно шестой Гипотезы.
"Составной объект" Гипотезы №6 Платон считает относительно не-сущим ( сущим лишь по видимости, как некая кажимость ) , по той причине, что в нём имеет место уже не истинное, а чисто механическое объединение основополагающих частей. Самым примитивным образом эмитируя Единство высших образцов миротворения, высших "чинов" неизреченного ЕДИНОГО СУЩЕГО, подобные модели попросту складываются ( наподобие конструктора ) из "материи" и "материального эйдоса" - в то, что потом принимает вид человеческих существ, звёзд, планет, чёрных дыр и проч. Этот мир, напоминающий камуфляж, Платон называет "иное", употребляя это слово в одном из производных значений, поскольку ИНЫМ в подлинном смысле, для него является изначальная инаковость "Сверх-Сущей Единицы" - по отношению к гипостазировавшейся из неё "Двойцы", инаковость Единого Бытия - по отношению к Множественному Сущему. Плачевное положение дел осложняется ещё и тем, что ведь данное "Иное" - это даже ещё не первое подражание Истинно-Сущему: до этого было ещё некое "Другое" - материальный эйдос, который и сам, в своё время, лишь внешним образом уподобился "ЕДИНОМУ" 2-ой и 3-ей Гипотез, потеряв при этом подлинное своеобразие. И таким образом, мы  имеем здесь дело, попросту говоря, - с "иным другому" - другому, который и сам уже , будучи иным, давно забыл своё Настоящее ( т.е. - с копией копии, оригинал которой утерян ).

Тот факт, что речь в шестой Гипотезе идёт о действительном предмете, обладающем ипостасью, Платон демонстрирует, называя этот предмет познаваемым, и давая ему другие катафатические ( утверждающие нечто ) определения.

"Единое здесь оказывается не вообще не-сущим, а лишь не во всех отношениях сущим, и ОТРИЦАНИЕ, В НЕКОТОРОМ СМЫСЛЕ, ТАКЖЕ И САМОГО ЕДИНОГО, ПОДРАЗУМЕВАЕТ НЕ ПОЛНОЕ ЕГО ОТВЕРЖЕНИЕ, НО, НАПРОТИВ, КОНСТАТАЦИЮ ТОГО ФАКТА, ЧТО РАССМАТРИВАЕМЫЙ ПРЕДМЕТ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ОБЪЕКТОВ В СФЕРЕ "ДРУГОГО"[ имитирующих "Единое" 2-ой и 3-ей Гипотез ], ИБО ОН ЕСТЬ - "ИНОЕ ДРУГОМУ" [ т.е., его имитация "единого" представляет собой уже некую имитацию второго порядка ] ,СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ИЗУЧАЕМЫЙ ОБЪЕКТ НЕ БУДЕТ - НИ "ЕДИНЫМ", НИ "ДРУГИМ", ИБО ОН ЕСТЬ "ЕДИНОЕ НЕ-СУЩЕЕ, ИНОЕ ДРУГОМУ". ИНЫМИ СЛОВАМИ, В НЁМ ОТВЕРГАЕТСЯ БОЛЕЕ ВЫСОКОЕ "ЕДИНОЕ", ХОТЯ И ПРИЗНАЁТСЯ "единое" - КАК СОСТАВНОГО ОБЪЕКТА, ИЗОБРАЖАЮЩЕГО СОБОЙ ИСТИННОЕ ЕДИНСТВО."

И поскольку единое не-сущее в относительном смысле шестой Гипотезы является составным, распадение его частей означает, по-видемому, также и прекращение его бытия.



7. Седьмая Гипотеза. НЕБЫТИЕ.

Итак, в предыдущей главе мы рассмотрели "иное другому" - как "не-сущее в относительном смысле". Теперь же рассмотрим, что представляет собой "абсолютный смысл", вложенный в понятие обсуждаемого ныне объекта.

Совершенно очевидно, что исследуемый в данной Гипотезе объект коренным образом отличается от ПЕРВОГО ЕДИНОГО, которое, хотя и олицетворяет собой "даосскую" Пустоту, но эта пустота, вне всякого сомнения, является продуктивной, ибо пробуждает к жизни все последующие циклы нисходящих ступеней бытия. Не будет наше ЕДИНОЕ НЕ-СУЩЕЕ представлять из себя также и нечто похожее на относительный смысл небытия Материи - только впервые и слагающей из себя нечто такое, как "определённое нечто". Несоизмеримо более высокое положение ВЫСШЕГО ЕДИНОГО ПЕРВОЙ ГИПОТЕЗЫ определяется и тем, что внутри него вообще отсутствует понятие о "существовании", в то время, как Гипотеза, обсуждаемая ныне, вероятно находит своё место тогда, когда "единое сущее" уже давно обрело свою силу. И только после этого, в её ( Гип.№7 ) рамках, появляется возможность говорить уже и о том, что можно теперь, в принципе, и не существовать, рАвно, как и не быть единым.

Но это заблуждение. Мы можем рассуждать о некотором нечто - в том смысле, что оно оказалось лишённым бытия. Однако в рассматриваемом ныне случая, небытия, по видимому, больше. Мы должны здесь говорить также и о лишённости всего того, что наделяло этим бытием изначально, т.е. вернуться к истоку и подвергнуть небытию сам исток. Мы должны здесь признать, что Седьмая Гипотеза описывает то, что ПРОТИВОРЕЧИТ ВСЕЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЕЩЕЙ, БЕРУЩЕЙ СВОЁ НАЧАЛО ОТ СВЕРХ-СУЩЕГО. ЗДЕСЬ МЫ ВИДИМ - НИ В ОДНОМ ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ.

И далее. Если исследуемый теперь объект является прямо противоположным АБСОЛЮТУ ( Г.№1 ) как небытие - бытию, то необходимо констатировать, что он ( так же, как и ПЕРВАЯ ПРИЧИНА ), должен располагаться ЗА ПРЕДЕЛАМИ всех возможных предикатов, в том числе также и - за пределами, в качестве которых выступают начало и конец сущего как таковые, иными словами, - как утверждения, так и отрицания. Дамаский: "Если в предыдущей, шестой Гипотезе, описывающей "единое не-сущее" в относительном смысле, мы понимали, что распадение и рассеяние его объектов означает их окончательное уничтожение, то теперешнее, "никоим-образом-не-существующее" ( т.е., "единое не-сущее" в абсолютном смысле ), представляет собой ПОЛНУЮ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ДАЖЕ РАССЕЯНИЮ И ГИБЕЛИ, ПОСКОЛЬКУ ОНО ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПОЛНУЮ ЛИШЁННОСТЬ ВСЕХ КАЧЕСТВ - В ТОМ ЧИСЛЕ, И ВОЗМОЖНОСТИ УНИЧТОЖЕНИЯ."
"Значит оно, по сути, не будет лишённостью в строгом смысле этого слова, которая всегда свойственна сущему, как, напр., слепота в глазу. НАПРОТИВ, БУДУЧИ ЛИШЁННОСТЬЮ ДАЖЕ И НЕ-СУЩЕГО, "НИКОИМ-ОБРАЗОМ-НЕ-СУЩЕЕ" - ЕСТЬ ВОВСЕ И НЕ ЛИШЁННОСТЬ."

И, если в случае Первой Гипотезы, речь шла о том, что, в её рамках, все мыслимые логические выводы ( как утверждения, так и параллельные им опровержения ) были нами опровергнуты под предлогом несоизмеримо более высокого статуса ПЕРВО-ЕДИНСТВА, то в теперешнем случае мы должны согласиться с тем, что аналогичным образом ОТВЕРГАЕТСЯ ТАКЖЕ И ДЛЯ ГИПОТЕЗЫ№7 УТВЕРЖДЕНИЕ О ТОТАЛЬНОЙ ЛИШЁННОСТИ ВСЕХ КАЧЕСТВ В ОТНОШЕНИИ ЕЁ ОБЪЕКТА - только теперь уже на основании его вопиющей ничтожности. Разница лишь в том, что в первом размышлении отвержение было направлено, если так можно выразится, - в сторону Бытия ( в сверх-положительном смысле ), во втором же - в сторону Небытия ( в смысле - сверх-отрицательном ).

Дамаский констатирует: "Седьмая Гипотеза противоположна Первой, поскольку она ОПРОВЕРГАЕТ НАШИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕИЗРЕЧЕННОМ, ЗАКЛЮЧАЮЩИЕСЯ В ТОМ, ЧТО ВСЁ В НАШЕМ МИРЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СВЫШЕ, И ЗДЕСЬ ГИБНЕТ."

Так, смерть человека есть одновременно - и присутствие небытия и его отсутствие, знаменуя собой  не просто исчезновение прошлой жизни: она означает, что этой жизни и вовсе не было.


Рецензии