Гипотезы 8, 9

                ДИАЛОГ ПЛАТОНА: "ПАРМЕНИД"




8. Восьмая Гипотеза. ДРУГОЕ ИНОМУ ДРУГОГО.

Я вижу, пришло время привести в окончательный порядок, хотя бы схематически, все предыдущие спекулятивные измышления и выкладки.

Исторический Парменид высказал всего три положения: "Бытие Есть; Небытия Нет; Космос - Иллюзия". Платон же выстроил на всём этом весьма, надо сказать, парадоксальную казуистику, вопиющая парадоксальность которой заключается, по сути, - в последующем самоуничтожении СВОЕЙ ЖЕ СОБСТВЕННОЙ ОНТО-КОСМОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ: КАК ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ТАК И ГИБЕЛИ, КАК КОСМОСА, ТАК И НЕ-КОСМОСА, КАК БЫТИЯ, ТАК И НЕБЫТИЯ.

Итак:

1) СВЕРХ-СУЩАЯ ЕДИНИЦА (абсолютное единство, ПРЕД-БЫТИЕ) (здесь и сказать нечего, ибо и слов-то нет)




2) ПРЕД-КОСМИЧЕСКАЯ, ПОКА ЕЩЁ ЕДИНАЯ ДВОЙЦА, КАК ЕДИНОЕ МНОГОЕ ( единое двойственное БЫТИЕ в абсолютном смысле. Божественный эйдос. )

3) ПРЕД-КОСМИЧЕСКАЯ, УЖЕ РАЗДЕЛЁННАЯ ВНУТРИ, НО ВСЁ ЕЩЁ ЕДИНАЯ В СВОИХ ГРАНИЦАХ, ДВОЙЦА, ПЫТАЮЩАЯСЯ ВЫЙТИ НАРУЖУ ( единое двойственное БЫТИЕ, в относительном смысле )

4) ЛОКАЛЬНОЕ ЕДИНОЕ ПОКИДАЕТ ГРАНИЦЫ ЕДИНОГО МНОГОГО. ВОЗНИКАЕТ ПОКА ИДЕАЛЬНЫЙ КОСМОС - КАК "ДРУГОЕ" ПО ОТНОШЕНИЮ К БЫТИЮ ( "не-единый", разделённый на отдельные "нечто", двойственный КОСМОС, отличается относительным смыслом неподлинности, в сравнении с "бытием". Материальный эйдос )

5) СУЩЕЕ, ПОД ВИДОМ МАТЕРИИ, ПОКИДАЕТ ГРАНИЦЫ ЕДИНОГО МНОГОГО. ОНА - ТАКЖЕ УЖЕ "ДРУГОЕ" ПО ОТНОШЕНИЮ К БЫТИЮ ( "не-единый" КОСМОС представляет собой абсолютный смысл "небытия" на данном уровне. Но материя здесь - не просто "небытие", а субстрат для эйдосов )


6) МНОЖЕСТВЕННЫЙ МИР - КАК КОСМОС ЕДИНСТВА МАТЕРИИ И ЭЙДОСА. ТАКОЙ МИР НАЗЫВАЕТСЯ ТЕПЕРЬ: "ИНОЕ ДРУГОМУ БЫТИЯ". ДЛЯ ПЛАТОНА ОН УЖЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДАЖЕ ВПОЛНЕ "СУЩИМ" ( "не-сущее" в относительном смысле: люди, звёзды, планеты )

7) НЕБЫТИЕ, КАК СВЕРХ-НЕГАЦИЯ. ПО-ПРЕЖНЕМУ - "ИНОЕ ДРУГОМУ БЫТИЯ". ОТСУТСТВИЕ САМОГО ОТСУТСТВИЯ( "не-сущее" в абсолютном смысле )

8) МИР, В КОТОРОМ ОТСУТСТВУЕТ УЖЕ НЕ ПРОСТО "СУЩЕЕ", НО И САМО "ЕДИНСТВО": "ДРУГОЕ ИНОМУ ДРУГОГО" ( "не-единое не-сущее" в относительном смысле: хаотическая совокупность частей из объектов гипотезы 6))

9) АБСОЛЮТНОЕ НЕБЫТИЕ - КАК "СУЩЕГО", ТАК И "САМОГО ПО СЕБЕ ЕДИНСТВА": "ДРУГОЕ ИНОМУ ДРУГОГО" ( "не-единое не-сущее" в абсолютном смысле: НИЧТО )


                Из этой таблицы видно, что:

Платоновская сверх-идеальная концепция представляет собой довольно сложную иерархию четырёх "подразделений", вмещающих в себя восемь сущностно-иных друг другу СПОСОБОВ Бытия, началом генезиса которых выступает невыразимое СВЕРХ-СУЩЕЕ (i):


(i)    1)ПЕРВО-ЕДИНСТВО


(ii)   2)Мировой Ум
       3)Мировая Душа

(iii)  4)Другое
       5)Другое

(iiii) 6)Иное Другому
       7)Иное Другому

(iiiii)8)Другое иному Другого
       9)Другое иному Другого

И, наконец, собственно, о Гипотезе 8): А здесь уже - последнее из возможных максимально-механических единств, предельно удалённых от истинного Перво-Единства, ибо подобные объекты ( "другое иному другого" в относительном смысле ), не "единятся", и даже не соединяются между собой ( как в Гип.6 ), а и вовсе - "совокупляются" ( ибо попросту являют собой совокупности уже составных, из эйдоса и материи, объектов, - как частей "другого" - других друг другу ). Такими частями могут быть, напр., для астронома, - невообразимо-фантастические, пылающие всевозможными цветами, фигуры космических туманностей - всего-лишь совокупный зримый облик "не-единого" в ОТНОСИТЕЛЬНОМ СМЫСЛЕ.



9. Девятая Гипотеза. АБСОЛЮТНОЕ НИЧТО.

В нашей предыдущей таблице, предмету этому соответствовало, также как и предмету №8, следующее определение:
"ДРУГОЕ ИНОМУ ДРУГОГО". Только уже не в относительном, а в абсолютном смысле.

"Сначала Платон вновь упоминает об объекте шестой Гипотезы ( составное из Материи и Эйдоса ), о котором говорит, что он будет "Единым" не в плане бытия, а лишь по видимости, и добавляет к этому, что, напротив, "Единое" следующей за ним, седьмой Гипотезы есть - "ни-коим-образом-не-сущее": не зримое, и даже не кажущееся. Точно в таком же разрезе рассуждает он далее - и о предмете Гипотезы №9, окончательно и абсолютно отвергая его бытие - и в первую очередь, как некоего относительно-зримого бытия Гипотезы №8."

Теперь Платон задаёт вопрос:

"Если Единого [Седьмой Гипотезы] не существует, то чем должно быть другое ему?"

При этом, в первую очередь, он отмечает, что упомянутое другое, противостоящее Гипотезе №7 не может быть не только "Единым", но, по-видимому, и Многим ( наподобие аналогичным образом лишённой "Единства" Материи пятой Гипотезы ). Ведь там, где находится "Многое", должно непременно присутствовать и "Единое", ибо Многое невозможно вне категории единства.

И далее Платон заостряет своё внимание на том, что исследуемая ныне Гипотеза, пребывает в таком положении, что является Другим, по сути, - Небытию. О чём же в таком случае, можно утверждать в её рамках?

По этому поводу нужно заметить следующее. Если это "небытие" седьмой Гипотезы  означало у нас лишённость всех, без исключения, качеств ( равно, как и самОй по себе лишённости ) мы должны были бы тогда хотя-бы принять за возможное, что, по крайней мере, в отношении представляющего рассудка, "лишённость" эта всё же способна являть некоторый, хотя и весьма смутный образ. В самом деле, само по себе утверждение о нахождении за пределами: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ, НАЧАЛА И НЕ-НАЧАЛА, УНИЧТОЖЕНИЯ И НЕ-УНИЧТОЖЕНИЯ И КАКИХ-БЫ ТО НИ БЫЛО ЛОГИЧЕСКИХ ВЫВОДОВ ВООБЩЕ, представляет собой, очевидно, некоторое, хотя и весьма умалённое единство ментальной структуры. Теперь же, исследуя наше НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕ ЕДИНОЕ И НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕ СУЩЕЕ ( исключительно условно проименованное в начале этой работы - как "Ничто" ) необходимо сознавать, что даже в "родовых муках мысли" ( даровавшей нам отдалённый образ идеи Абсолюта, в случае Первой Гипотезы ) ныне не в наших силах вообразить немыслимое.

И если во время обсуждения "седьмой" мы говорили о том, что её объект во всех отношениях противоположен объекту "первой", то здесь даже о такой вещи, как противоположность, судя по всему, не может быть и речи, ибо мы не в состоянии представить противоположность тому, что располагается и вовсе за пределами способности представления. 

Последние слова Платона, высказанные устами Парменида, гласят:
-Ибо сказав: Если "единого" не существует, то ничего не существует - правы ли мы будем?..


Что ж, подведём краткий итог темы небытия, держащийся на весьма тонких нитях.

"Сверх-Сущая" Гипотеза говорит о невыразимом, - как об Изначальном Абсолютном Единстве. И её "небытие" имеется в виду именно в этом смысле.

"Небытие" материи пятой Гипотезы ведёт речь о "небытии" - как, всё же, о возможности некоего, хотя и "не-единого", но существования.

Гипотеза №7 повествует о Небытии в сверх-отрицательном смысле. Она констатирует одновременно - и отрицание бытия, и отрицание самого этого отрицания.


Наша же, теперешняя, простирается, кажется, ещё дальше...


Итак, "небытие" четырёх платоновых гипотез:


Первая Гипотеза:  ИДЕАЛЬНОЕ

Пятая Гипотеза:   МАТЕРИАЛЬНОЕ

Седьмая Гипотеза: АНТИНОМИЧЕСКОЕ *



Девятая Гипотеза: АБСОЛЮТНОЕ



В целом же ( общую таблицу Гипотез ) можно изобразить ( в отношении предикативности ) ещё и следующим образом:


1. Апофатическая ( отрицающая нечто )



2. Катафатическая ( утверждающая нечто )

3. Катафатическая и апофатическая


4. Катафатическая

5. Апофатическая


6. Катафатическая и апофатическая

7. Отсутствие предикатов


8. Апофатическая и катафатическая

9. Отсутствие предикатов



Или - циклически:



i АБСОЛЮТНОЕ ЕДИНСТВО ( А-летейя, Источник Света ) --



-- ii ВТОРОЕ ЕДИНСТВО ( Освещённое Светом ) --

-- iii ЕДИНСТВО - НЕ-ЕДИНСТВО --


-- iiii ОТНОСИТЕЛЬНОЕ НЕ-ЕДИНСТВО ( первое искажение Света, Материальный Эйдос ) --

-- iiiii АБСОЛЮТНОЕ НЕ-ЕДИНСТВО ( первое небытие, Материя ) --


-- iiiiii НЕЧТО СОСТАВНОЕ ( искажение искажения, симулякры ) --

-- iiiiiii НЕБЫТИЕ НЕБЫТИЯ ( второе небытие ) --


-- iiiiiiii НЕЧТО СМЕШАННОЕ ( третье искажение ) --

-- iiiiiiiii АБСОЛЮТНОЕ НЕБЫТИЕ ( третье небытие, ничто, Лета ) --



-- i АБСОЛЮТНОЕ ЕДИНСТВО --



-- И вновь далее...



* От терм. "Антиномия" ( см. )




                ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

ПЛАТОН. "Сочинения в 3-х томах и 4-х книгах." Изд. "Философское наследие" под редакцией А.Ф.Лосева. ( 1968-1972 ).

ПРОКЛ. "Комментарии к "Пармениду" Платона". ( Перевод Л.Ю.Лукомского. СПб.2006 )

ДАМАСКИЙ. "Комментарии к "Пармениду" Платона". ( Перевод Л.Ю.Лукомского. СПб.2008 )

ПЛОТИН. "Эннеады. В 7 т." / Перевод Т. Г. Сидаша под ред. О. Л. Абышко. ( Серия "Plotiniana" ). — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004—2005.


Рецензии