Гипотезы 8, 9
8. Восьмая Гипотеза. ДРУГОЕ ИНОМУ ДРУГОГО.
Я вижу, пришло время привести в окончательный порядок, хотя бы схематически, все предыдущие спекулятивные измышления и выкладки.
Исторический Парменид высказал всего три положения: "Бытие Есть; Небытия Нет; Космос - Иллюзия". Платон же выстроил на всём этом весьма, надо сказать, парадоксальную казуистику, вопиющая парадоксальность которой заключается, по сути, - в последующем самоуничтожении СВОЕЙ ЖЕ СОБСТВЕННОЙ ОНТО-КОСМОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ: КАК ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ТАК И ГИБЕЛИ, КАК КОСМОСА, ТАК И НЕ-КОСМОСА, КАК БЫТИЯ, ТАК И НЕБЫТИЯ.
Итак:
1) СВЕРХ-СУЩАЯ ЕДИНИЦА (абсолютное единство, ПРЕД-БЫТИЕ) (здесь и сказать нечего, ибо и слов-то нет)
2) ПРЕД-КОСМИЧЕСКАЯ, ПОКА ЕЩЁ ЕДИНАЯ ДВОЙЦА, КАК ЕДИНОЕ МНОГОЕ ( единое двойственное БЫТИЕ в абсолютном смысле. Божественный эйдос. )
3) ПРЕД-КОСМИЧЕСКАЯ, УЖЕ РАЗДЕЛЁННАЯ ВНУТРИ, НО ВСЁ ЕЩЁ ЕДИНАЯ В СВОИХ ГРАНИЦАХ, ДВОЙЦА, ПЫТАЮЩАЯСЯ ВЫЙТИ НАРУЖУ ( единое двойственное БЫТИЕ, в относительном смысле )
4) ЛОКАЛЬНОЕ ЕДИНОЕ ПОКИДАЕТ ГРАНИЦЫ ЕДИНОГО МНОГОГО. ВОЗНИКАЕТ ПОКА ИДЕАЛЬНЫЙ КОСМОС - КАК "ДРУГОЕ" ПО ОТНОШЕНИЮ К БЫТИЮ ( "не-единый", разделённый на отдельные "нечто", двойственный КОСМОС, отличается относительным смыслом неподлинности, в сравнении с "бытием". Материальный эйдос )
5) СУЩЕЕ, ПОД ВИДОМ МАТЕРИИ, ПОКИДАЕТ ГРАНИЦЫ ЕДИНОГО МНОГОГО. ОНА - ТАКЖЕ УЖЕ "ДРУГОЕ" ПО ОТНОШЕНИЮ К БЫТИЮ ( "не-единый" КОСМОС представляет собой абсолютный смысл "небытия" на данном уровне. Но материя здесь - не просто "небытие", а субстрат для эйдосов )
6) МНОЖЕСТВЕННЫЙ МИР - КАК КОСМОС ЕДИНСТВА МАТЕРИИ И ЭЙДОСА. ТАКОЙ МИР НАЗЫВАЕТСЯ ТЕПЕРЬ: "ИНОЕ ДРУГОМУ БЫТИЯ". ДЛЯ ПЛАТОНА ОН УЖЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДАЖЕ ВПОЛНЕ "СУЩИМ" ( "не-сущее" в относительном смысле: люди, звёзды, планеты )
7) НЕБЫТИЕ, КАК СВЕРХ-НЕГАЦИЯ. ПО-ПРЕЖНЕМУ - "ИНОЕ ДРУГОМУ БЫТИЯ". ОТСУТСТВИЕ САМОГО ОТСУТСТВИЯ( "не-сущее" в абсолютном смысле )
8) МИР, В КОТОРОМ ОТСУТСТВУЕТ УЖЕ НЕ ПРОСТО "СУЩЕЕ", НО И САМО "ЕДИНСТВО": "ДРУГОЕ ИНОМУ ДРУГОГО" ( "не-единое не-сущее" в относительном смысле: хаотическая совокупность частей из объектов гипотезы 6))
9) АБСОЛЮТНОЕ НЕБЫТИЕ - КАК "СУЩЕГО", ТАК И "САМОГО ПО СЕБЕ ЕДИНСТВА": "ДРУГОЕ ИНОМУ ДРУГОГО" ( "не-единое не-сущее" в абсолютном смысле: НИЧТО )
Из этой таблицы видно, что:
Платоновская сверх-идеальная концепция представляет собой довольно сложную иерархию четырёх "подразделений", вмещающих в себя восемь сущностно-иных друг другу СПОСОБОВ Бытия, началом генезиса которых выступает невыразимое СВЕРХ-СУЩЕЕ (i):
(i) 1)ПЕРВО-ЕДИНСТВО
(ii) 2)Мировой Ум
3)Мировая Душа
(iii) 4)Другое
5)Другое
(iiii) 6)Иное Другому
7)Иное Другому
(iiiii)8)Другое иному Другого
9)Другое иному Другого
И, наконец, собственно, о Гипотезе 8): А здесь уже - последнее из возможных максимально-механических единств, предельно удалённых от истинного Перво-Единства, ибо подобные объекты ( "другое иному другого" в относительном смысле ), не "единятся", и даже не соединяются между собой ( как в Гип.6 ), а и вовсе - "совокупляются" ( ибо попросту являют собой совокупности уже составных, из эйдоса и материи, объектов, - как частей "другого" - других друг другу ). Такими частями могут быть, напр., для астронома, - невообразимо-фантастические, пылающие всевозможными цветами, фигуры космических туманностей - всего-лишь совокупный зримый облик "не-единого" в ОТНОСИТЕЛЬНОМ СМЫСЛЕ.
9. Девятая Гипотеза. АБСОЛЮТНОЕ НИЧТО.
В нашей предыдущей таблице, предмету этому соответствовало, также как и предмету №8, следующее определение:
"ДРУГОЕ ИНОМУ ДРУГОГО". Только уже не в относительном, а в абсолютном смысле.
"Сначала Платон вновь упоминает об объекте шестой Гипотезы ( составное из Материи и Эйдоса ), о котором говорит, что он будет "Единым" не в плане бытия, а лишь по видимости, и добавляет к этому, что, напротив, "Единое" следующей за ним, седьмой Гипотезы есть - "ни-коим-образом-не-сущее": не зримое, и даже не кажущееся. Точно в таком же разрезе рассуждает он далее - и о предмете Гипотезы №9, окончательно и абсолютно отвергая его бытие - и в первую очередь, как некоего относительно-зримого бытия Гипотезы №8."
Теперь Платон задаёт вопрос:
"Если Единого [Седьмой Гипотезы] не существует, то чем должно быть другое ему?"
При этом, в первую очередь, он отмечает, что упомянутое другое, противостоящее Гипотезе №7 не может быть не только "Единым", но, по-видимому, и Многим ( наподобие аналогичным образом лишённой "Единства" Материи пятой Гипотезы ). Ведь там, где находится "Многое", должно непременно присутствовать и "Единое", ибо Многое невозможно вне категории единства.
И далее Платон заостряет своё внимание на том, что исследуемая ныне Гипотеза, пребывает в таком положении, что является Другим, по сути, - Небытию. О чём же в таком случае, можно утверждать в её рамках?
По этому поводу нужно заметить следующее. Если это "небытие" седьмой Гипотезы означало у нас лишённость всех, без исключения, качеств ( равно, как и самОй по себе лишённости ) мы должны были бы тогда хотя-бы принять за возможное, что, по крайней мере, в отношении представляющего рассудка, "лишённость" эта всё же способна являть некоторый, хотя и весьма смутный образ. В самом деле, само по себе утверждение о нахождении за пределами: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ, НАЧАЛА И НЕ-НАЧАЛА, УНИЧТОЖЕНИЯ И НЕ-УНИЧТОЖЕНИЯ И КАКИХ-БЫ ТО НИ БЫЛО ЛОГИЧЕСКИХ ВЫВОДОВ ВООБЩЕ, представляет собой, очевидно, некоторое, хотя и весьма умалённое единство ментальной структуры. Теперь же, исследуя наше НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕ ЕДИНОЕ И НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕ СУЩЕЕ ( исключительно условно проименованное в начале этой работы - как "Ничто" ) необходимо сознавать, что даже в "родовых муках мысли" ( даровавшей нам отдалённый образ идеи Абсолюта, в случае Первой Гипотезы ) ныне не в наших силах вообразить немыслимое.
И если во время обсуждения "седьмой" мы говорили о том, что её объект во всех отношениях противоположен объекту "первой", то здесь даже о такой вещи, как противоположность, судя по всему, не может быть и речи, ибо мы не в состоянии представить противоположность тому, что располагается и вовсе за пределами способности представления.
Последние слова Платона, высказанные устами Парменида, гласят:
-Ибо сказав: Если "единого" не существует, то ничего не существует - правы ли мы будем?..
Что ж, подведём краткий итог темы небытия, держащийся на весьма тонких нитях.
"Сверх-Сущая" Гипотеза говорит о невыразимом, - как об Изначальном Абсолютном Единстве. И её "небытие" имеется в виду именно в этом смысле.
"Небытие" материи пятой Гипотезы ведёт речь о "небытии" - как, всё же, о возможности некоего, хотя и "не-единого", но существования.
Гипотеза №7 повествует о Небытии в сверх-отрицательном смысле. Она констатирует одновременно - и отрицание бытия, и отрицание самого этого отрицания.
Наша же, теперешняя, простирается, кажется, ещё дальше...
Итак, "небытие" четырёх платоновых гипотез:
Первая Гипотеза: ИДЕАЛЬНОЕ
Пятая Гипотеза: МАТЕРИАЛЬНОЕ
Седьмая Гипотеза: АНТИНОМИЧЕСКОЕ *
Девятая Гипотеза: АБСОЛЮТНОЕ
В целом же ( общую таблицу Гипотез ) можно изобразить ( в отношении предикативности ) ещё и следующим образом:
1. Апофатическая ( отрицающая нечто )
2. Катафатическая ( утверждающая нечто )
3. Катафатическая и апофатическая
4. Катафатическая
5. Апофатическая
6. Катафатическая и апофатическая
7. Отсутствие предикатов
8. Апофатическая и катафатическая
9. Отсутствие предикатов
Или - циклически:
i АБСОЛЮТНОЕ ЕДИНСТВО ( А-летейя, Источник Света ) --
-- ii ВТОРОЕ ЕДИНСТВО ( Освещённое Светом ) --
-- iii ЕДИНСТВО - НЕ-ЕДИНСТВО --
-- iiii ОТНОСИТЕЛЬНОЕ НЕ-ЕДИНСТВО ( первое искажение Света, Материальный Эйдос ) --
-- iiiii АБСОЛЮТНОЕ НЕ-ЕДИНСТВО ( первое небытие, Материя ) --
-- iiiiii НЕЧТО СОСТАВНОЕ ( искажение искажения, симулякры ) --
-- iiiiiii НЕБЫТИЕ НЕБЫТИЯ ( второе небытие ) --
-- iiiiiiii НЕЧТО СМЕШАННОЕ ( третье искажение ) --
-- iiiiiiiii АБСОЛЮТНОЕ НЕБЫТИЕ ( третье небытие, ничто, Лета ) --
-- i АБСОЛЮТНОЕ ЕДИНСТВО --
-- И вновь далее...
* От терм. "Антиномия" ( см. )
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ПЛАТОН. "Сочинения в 3-х томах и 4-х книгах." Изд. "Философское наследие" под редакцией А.Ф.Лосева. ( 1968-1972 ).
ПРОКЛ. "Комментарии к "Пармениду" Платона". ( Перевод Л.Ю.Лукомского. СПб.2006 )
ДАМАСКИЙ. "Комментарии к "Пармениду" Платона". ( Перевод Л.Ю.Лукомского. СПб.2008 )
ПЛОТИН. "Эннеады. В 7 т." / Перевод Т. Г. Сидаша под ред. О. Л. Абышко. ( Серия "Plotiniana" ). — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004—2005.
Свидетельство о публикации №221042001801