Чернобыль российского кинематографа

Эссе предвзятого кинозрителя о сериале «Чернобыль» от НВО (2019) и фильме «Чернобыль» Данилы Козловского (2021)

Знак информационной продукции: 16 +

ВНИМАНИЕ: СОДЕРЖАТСЯ СПОЙЛЕРЫ!

На изображении: современный вид Чернобыльской атомной электростанции, укрытой вторым саркофагом (фото с сайта sharij.net)

 
«У нас ситуации, подобной которой на этой планете никогда не было»
(Из сериала «Чернобыль» от НВО)

«- Валера, из-за чего эта хреновина рванула?
- Из-за людей.
- А каких именно людей?
- Да какая разница?»
(Из фильма «Чернобыль» Данилы Козловского)

1.

Сериал «Чернобыль» от НВО стал для меня не просто кинособытием 2019 года. Он стал настоящим моральным потрясением. Многие сцены и цитаты из него крутились у меня в голове, заставляя по-новому переосмысливать то, что я знал об этой аварии раньше, а самая страшная из серий - 3-я – снилась мне по ночам.
В этом фильме меня поразили три вещи.
Во-первых, удивительно точное воспроизведение всех внешних атрибутов советской жизни середины 1980-х годов – от деталей быта, до военной экипировки. В этом данный мини-сериал превзошёл большинство современных российских фильмов, где порою невозможно сосчитать всех совершённых создателями ошибок и натянутых допущений.
Во-вторых, это прямое объяснение причин аварии, и весьма подробная реконструкция главных событий. В случае с Чернобылем такую задачу может решить только высокобюджетный сериал. Обычному фильму это чрезвычайно трудно, хотя бы в силу ограниченного хронометража.
И, в-третьих, раскрытие, и изменение по ходу повествования главных персонажей, особенно академика Легасова, и партийного чиновника Щербины. Именно на них сконцентрировано внимание создателей фильма. Лично меня особенно впечатлила история Щербины, из холодного и чёрствого карьериста превратившегося в настоящего героя. Причём зритель чётко видит момент окончательного, необратимого перехода Щербины на сторону добра, его разочарования в бюрократической системе, которой он служил долгие годы. Это момент, Щербина яростно кричит на своих непосредственных начальников, ругает Горбачёва открытым текстом, и разбивает вдребезги телефон.
Создатели «Чернобыля» от НВО проследили все ключевые эпизоды аварии через судьбы героев – пожарного и его супруги; операторов электростанции; женщины-учёного, ищущей правду о взрыве; мобилизованного военкоматом юноши… Некоторые линии персонажей причудливо пересекаются, некоторые выступают в качестве дополнительной иллюстрации, но всё это смотрится с интересом, в динамике, с глубокой драмой и с гнетущей атмосферой тревоги и ужаса. Эта атмосфера создаётся и музыкой, и «картинкой», но особенно – усиливающимся треском радиации в счётчиках Гейгера, сопровождающим многие сцены.
И этот подход – правильный. История Чернобыльской аварии хорошо известна, сюда трудно заложить какой-нибудь сценарный твист. А потому киноделы нашли иные способы «зацепить» зрителя.
Помимо претензии на историческую достоверность, мини-сериал он НВО поражает зрителя масштабом трагедии. Кино – это картинка, и здесь она выше всяких похвал. Панорама разрушенного реактора, известная каждому с детства, с устремляющимся в небо столбом чёрного радиоактивного дыма, или громадного по площади полигона «мёртвой», заражённой автомобильной техники, и, наконец, сам момент аварии, с вылетающими из реактора, словно спички, графитовыми стержнями…
Даже сцена на мосту, где дети играют хлопьями падающего с неба снегоподобного радиоактивного пепла, или момент с издыхающей на асфальте вороной, мимо которой идёт в школу подросток – всё это демонстрирует зрителю, насколько велика и ужасна была эта беда.

2.

Признаюсь: творение НВО я долгое время смотреть не хотел. Были другие дела. Да и вообще, к европейско-американским сериалам (за исключением разве что «Спрута» и «Мандалорца») я равнодушен. Ни нашумевший «Шерлок», ни легендарная «Игра престолов», ни прочий сериальный мейнстрим меня ни капельки не заинтересовали. И от «Чернобыля» я не ждал ничего особенного.
Собственно, желание его посмотреть мне навязал Интернет. Уж слишком много о нём писали, говорили и снимали обзорные ролики все кому не лень; а его постером и некоторыми кадрами стали иллюстрировать любую информацию по теме Чернобыля.
И после просмотра сериала, которому я посвятил пару ночей, я убедился в том, что всё это – не случайно.
Моё мнение на фильмы, снятые по мотивам исторических событий таково. Я считаю, что их задача – не только рассказать (хотя бы частично) правду, или авторское её видение, но, прежде всего, вдохновить зрителя искать информацию самому. Так сказать, побудить интерес к теме. И с этой задачей сериал от НВО справился блестяще. Невозможно перечислить одних только роликов из Ютуба, посвящённых деталям этой аварии. Блогеры разобрали воспоминания Легасова, изучили в деталях всю имеющуюся в Интернете кинохронику, сопоставили рассказ начальника смены Дятлова с событиями из фильма… А когда кинокритики обвинили киноделов из НВО в нетолерантности из-за отсутствия в нём чернокожих актёров, то нашлась история солдата-кубинца, строившего мост через Припять, а кто-то из журналистов даже взял у него интервью. 
Но в то же время, рассчитанный на западного зрителя «Чернобыль» от НВО содержит огромное количество антисоветской «клюквы», напоминающей порой открытую пропаганду. Лично меня ею не проймёшь, и, отбросив её мысленно прочь, я концентрировался на главных достоинствах этого фильма.
Один из моих коллег довольно точно определил жанр «Чернобыля» от НВО как особую разновидность фильма ужасов. Я согласен с этой точки зрения с той лишь разницей, что это своеобразное комбинирование этого жанра с политическим триллером.

3.

А недавно я сходил на российский фильм Данилы Козловского «Чернобыль». Кино это я ждал давно, поскольку о нём писали как о некоем «ответе» нашего кинематографа. После того негодования, который вызвал сериал от НВО в российских СМИ, мне было особенно интересно узнать, что же такое необыкновенное нам предложат взамен.
А ожидания мои были велики, прежде всего, из-за названия. Заголовок фильма, по идее, должен отвечать содержанию, и если уж его назвали именно «Чернобыль», а никак иначе, то он должен, как минимум раскрыть тему аварии, её основных причин и последствий.
Но мои ожидания были завышены, и фильм меня разочаровал.
Во-первых, гиперконцентрацией на одном персонаже и на двух эпизодах от всей этой глобальной катастрофы – тушении пожара, и откачивания воды из-под реактора.
Во-вторых, кино получилось откровенно скучным и невероятно затянутым. Любовная драма главных героев, которой уделено необоснованно много внимания, выглядит неуместно, а для меня и вторично, поскольку похожее я уже видел в российском мини-сериале «Мотыльки». Более того, в «Мотыльках» романтическая линия солдата-срочника инженерных войск и дочери генерала, по-моему, трогательнее, и печальная развязка цепляет куда сильнее. В сериале от НВО как таковой любовной линии нет, но зато есть история супругов Игнатенко, показавших и подвиг пожарников, и глубокую трагедию их близких.
В-третьих, фильм Данилы Козловского сам по себе не очень качественный. Здесь чувствуется клиповый, недоработанный сценарий, не раскрытые герои, задвинутые на второй план главным персонажем, и невнятные технические подробности, которые зрителю непонятны. Поди разберись, о чём там говорили герои фильма на совещании о необходимости откачки воды! А потом вообще была странная сцена, когда все просто сидят за столом, молчат и курят. На фига это зрителю? Если для того, чтобы показать внутреннее напряжение ликвидаторов, то этого явно не получилось.
Ещё меня задело максимально клишированное изображение в фильме советского чиновника. Никакого Щербины здесь нет. Но есть какой-то ответственный товарищ, максимально одиозный и внешне, и внутренне. А ведь это - воплощение большой группы людей, сыгравших огромную роль в ликвидации, и заплативших за это своим здоровьем. И выставлять их негодяями как-то уж очень неправильно.
Но больше всего меня раздражал неоправданно затянутый хронометраж. Уберите из него минут сорок занудства, и кино станет намного лучше! Атмосфера фильма уж очень сериальная, пронизана мелодрамой, и мне непонятно, почему над ней никто по-настоящему не работал.
Неприятно удивил некачественный звук. «Что он сказал?» - спрашивали друг друга мои соседи по креслу, и я тоже не всегда хорошо слышал героев. И это в пустом кинотеатре!
Но всё это меркнет в сравнении с моим главным разочарованием: у меня не получилось сопереживать главным героям. Они мне неинтересны, и их имена стёрлись из моей памяти сразу же, как только появились финальные титры. И если из героев сериала он НВО я могу с ходу назвать Легасова, Щербину, супругов Игнатенко, Горбачёва и Дятлова, то от данной киноленты у меня осталась только … Алла Пугачёва, документальное камео которой показали изумлённому зрителю в самом конце.
Вот представьте: через пару лет меня кто-нибудь спросит: «А кто был героем фильма «Чернобыль»?» «Алла Пугачёва» - отвечу я. Несомненно, мой собеседник решит, что я пошутил.

4.

Как человек, небезразличный к секретам популярности творческих произведений (кино и литературы), я стараюсь подмечать разные сценарные приёмы. Причём, чем оригинальней секрет, тем больше уважения он у меня вызывает. Для себя я их называю «творческими открытиями». В сериале от НВО таковой выступила сцена, происходящая на главном пульте четвёртого энергоблока Чернобыльской электростанции в ночь аварии. Авторы разделили её на две части. В первой серии зрители увидели вторую её часть, начинающуюся фактически с полуслова, сразу же после взрыва реактора. Диалоги и динамика сюжета здесь таковы, что ты сразу же забываешь её «обрывочного» начала. Зато эту же сцену, но до взрыва, включили в последнюю серию в качестве флешбэка, разнообразив монологи судебного заседания напряжённым и нетривиальным экшеном. Именно в этой сцене мы и увидели вылетающие из «обезумевшего» реактора графитовые стержни.
Возможно, где-то в фильмах и было такое. Но я лично ничего подобного не встречал.
А в фильме Данилы Козловского всё просто, линейно, вторично. И в мою «копилку идей» добавить решительно нечего.

5.

А общий итог моего сопоставления сериала и фильма таков: русофобское творение от НВО со всей своей развесистой антисоветской «клюквой» как художественное произведение намного лучше российской ленты. Лучше её даже  давний сериал «Мотыльки».
Осознав это, я стал думать: а на какую целевую аудиторию может рассчитывать Данила Козловский?
Для поклонников сериала НВО фильм несколько пустоват. Он не впечатляет ни экшеном, ни драмой, ни общей атмосферой. Причин аварии не называет, масштабов её почти не показывает, главными героями не «цепляет». Не остаётся после него ни сильных эмоций, ни желания пересмотреть, лишь небольшое недоумение, и ощущение безвозвратно утраченного времени.
Есть категория людей, которые интересуются всем, что связано с этой аварией. Им этот фильм не даст ничего нового, и лучше вместо него пересмотреть и переосмыслить какую-нибудь советскую документалку, наподобие «Хроники трудных недель» (1986). Вообще, жаль, что об этой категории зрителей никто не думает. Я бы, к примеру, для них снял фильм о том, как в авральном режиме строили и запускали под Чернобылем бетонный завод. Именно «большой бетон» укрыл реактор первым саркофагом, что означало победу над самыми страшными последствиями этой аварии. Но подвиг организаторов промышленности строительных материалов широкому зрителю абсолютно неизвестен.
На людей преклонного возраста, интересующихся советским прошлым, фильм явно не рассчитан. Для них здесь нет подходящих персонажей, и близких по возрасту актёров. Алла Пугачёва не в счёт, так как включённые в фильм кадры с её участием не раз показывали на ТВ. Да и само это камео выглядит как некое бонусное «приложение». Его бы лучше показали как органичное вплетение в основное повествование фильма (как, к примеру, Розенбаум в кинокартине «Афганский излом»).
В общем, я пришёл к такому выводу: целевая аудитория у этого фильма – это преданные поклонники Данилы Козловского и Оксаны Акиньшиной. Если кому-то интересны эти актёры – будет интересен и сам фильм. Он так же может понравиться пожарным и водолазам, так как там много профессионально близких им сцен.
Ну и, конечно же, самим ликвидаторам – ведь фильм посвящён их беспримерному, благородному подвигу. Собственно, они и должны дать главную, наиболее объективную оценку тому, как показана в фильме эта история.

6.

Я не случайно взял для своего эссе такое обобщающее название. Я наблюдаю в российском кино весьма неприятный процесс: берётся какое-то важное, трагическое событие из нашей истории, его наименование делается заголовком фильма, а сюжет и главные герои практически «с нуля» придумываются сценаристом. Причём таким образом, чтобы обойти острые углы и не ответить ни на один животрепещущий вопрос. И вот этот «саркофаг» из повторов и клише подаётся обществу как историческое кино, которому мы должны верить. Яркими примерами из моей зрительской «копилки» являются: «Сталинград», «Т-34», «Военная разведка. Северный фронт», «Ржев».
Я не могу сказать, что у нас нет хороших фильмов, но вот историческое кино явно застряло в «сериальности» и «ловушке средних просмотров». Из-за этого снижается и интерес массового зрителя, и его доверие к качественным фильмам. Из последних я могу смело назвать «Брестскую крепость», «Конвой PQ-17», «28 панфиловцев», «Гагарин. Первый в космосе», и целый ряд других. Складывается впечатление, что киноделы просто уклоняются от ответственности за авторское видение исторической правды, желают избегать показа на экране принятия реальными личностями ключевых исторических решений и спрятаться за вымыслом, экшеном и графикой от открытой общественной дискуссии.
И вот при таком положении дел сериал от НВО про Чернобыль преподал урок всему нашему обществу не только тем, что дал однозначный (пусть и авторский) ответ на причины аварии, но и задал высочайшую планку сценария, художественности, саспиенса и актёрской игры. Тягаться по всем этим параметрам отечественному кино тяжеловато.
Мне кажется, что вместо оголтелой критики и многочисленных опровержений показанного в сериале от НВО России следовало снять документальный исторический сериал, наподобие «Рюриковичей», «Романовых» и «Титаника». Этот опыт есть у кинокомпании «Star Media» и Российского военно-исторического общества. А если подключить к этому творческому союзу ещё и госкорпорацию «Росатом», то могло получиться что-то действительно правдивое.
Можно было и сериал попробовать снять. Смогли ведь на ТНТ приятно удивить нас «Перевалом Дятлова». И получился отличный ответ на дешёвые псевдоистории Голливуда. И актёры в сериале хорошие, и атмосфера правильная, и есть любопытные эпизоды с сержантом Егоровым и Борисом Ельциным. Я даже «творческое открытие» для себя сделал – разделение сериала на два вида серий с разными сюжетными линями, выполненными в разном цвете, и чередующимися между собой.
Я заканчиваю своё киноэссе с надеждой. Надеждой на более качественные отечественные исторические фильмы. Фильмы не только с экшеном, графоном и звёздами в главной роли. Но и с ответами. Причём гораздо более развёрнутыми, чем тот, который я привёл в качестве второго эпиграфа.

19 – 20 апреля 2021 г.

Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits


Рецензии
Спасибо, Виталий, за открытую нелицеприятную правду.
Спасибо за ваше неравнодушие и за надежду тоже.
С уважением,

Элла Лякишева   22.04.2021 12:05     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!

Виталий Демешко   03.05.2021 14:24   Заявить о нарушении