Индустриальная история Глава 2. Снабженцы

Только недалёкие люди могут считать снабженцев бездельниками. Вроде чего проще – купил что надо и сдал на склад. В отношении канцтоваров – согласен, а по остальным позициям всё гораздо сложнее. Во времена СССР, когда всё заказывалось за три года, да ещё с учётом лимитов, толковый снабженец мог творить чудеса. Но иногда и они были бессильны, невозможно купить то, что ещё не произведено или уже продано.

В первую очередь, снабженцы обеспечивали программу выпуска готовой продукции. И только потом заявки ремонтных служб. Хорошо помню историю с моим первым проектом автоматизации. Я размахнулся и использовал самые передовые детали и узлы. А монтажники потом меня похвалили, и попросили использовать в проектах то, что лежит на складах нашего завода, а не выпускается в СССР. Вот тогда я понял, что от снабженцев зависит многое. И прежде чем запускать полёт фантазии, надо консультироваться со снабженцами.

Помня об этом, я решил подружиться с отделом снабжения. Справку о раскладе в отделе снабжения я получил от Ольги (моей заложницы).

- Начальник отдела материально-технического снабжения работой не занимается. Всё тянет на себе его заместитель. А начальник берёт взятки и пьянствует с начальством. Зам толковый, из офицеров, - отрапортовала Ольга.
- Как мне лучше с ним подружиться? – спросил я.
- Наверно помочь ему в работе. Снабженцев имеют за сверхнормативные остатки на складах. Они ещё со времён СССР там пылятся. Мой начальник хотел помочь, но там весь хлам для старой программы.

И вот я в ОМТС. Я сразу наткнулся на пожилого (у нас до тридцати пяти!) мужика с пропитым лицом.

- Здравствуйте, я из ОГМ, хотел познакомиться с куратором, - ответил я на немой вопрос в глазах пропойцы.
- К заму, - буркнул пропойца и вышел из кабинета.
- Девушки, а где я могу найти заместителя начальника ОМТС?
- Пришёл знакомиться, а руки пустые, - раздался прокуренный женский голос.

Источником сарказма была потрёпанная жизнью дама неопределённого возраста, с тупым взглядом.

- Давайте я вас к нему проведу, - предложила девушка лет двадцати пяти.
- С удовольствием! – ответил я.

Замом оказался мужчина лет сорока пяти, с офицерской выправкой.

- Андрей Викторович! – защебетала девушка, - вот из ОГМ пришли, хотят познакомиться с куратором.
- Артур, инженер по ремонту, помятуя о роли снабженцев в ремонтном процессе, хочу познакомиться с куратором и его начальником, - чётко доложил я.
- Мудро, присаживайся, и ты тоже, - приказал зам девушке, куратором будет Лена, а проблемы решать со мной.
- А вы в каком роде войск служили? – неожиданно спросил я.
- Артиллерия, - ответил зам.
- Я тоже, - ответил я, - предлагаю поговорить как артиллерист с артиллеристом.

Глаза зама увлажнились, и он согласился кивком головы.

- У вас на складах наверняка есть неликвиды. Если вы дадите мне их список, то я попробую пристроить часть из них, - предложил я.
- Каким образом? – удивился зам.
- В процессе ремонта можно использовать не только заказанные детали. Например, лежит на складе шкаф управления от диковинного станка, которых на заводе уже не осталось. Так и будет лежать. Но в нём пускатели, трансформатор, реле и прочее, которые можно использовать для ремонта другого шкафа управления. Вот я и выпишу со склада этот шкаф. Вариант? – закончил я.
- Вариант! Для тебя я Андрей! Лена! Бегом за распечаткой неликвидов! А мы пока с Артуром о гаубицах поговорим, - распорядился Андрей.

Анализ списка неликвидов меня порадовал. Многое можно было использовать для ремонта. Только поразило меня количество монтажного провода – двадцать семь километров! И этот провод лежит на складе уже десяток лет. И прежде чем использовать его в работе, я решил пройтись по складам. Надо оценить качество материалом.

Андрей одобрил мой поход. Кладовщицы встретили меня как родного. Помещения складов были сухими, поэтому ничего не успело покрыться ржавчиной. Сделав необходимые пометки в списке неликвидов, я пошёл знакомиться с ремонтниками.

Зачем ремонтный цех превратили в ООО, я не понял. Но директором оказался молодой менеджер. Я ознакомил его с планом использования неликвидов:

- Значит достаём из шкафа нужные детальки, а корпус мы можем использовать в своих целях? – обрадовался директор.
- Да, - ответил я.
- А провод?
- Буду выписывать на ремонт станка метров по триста.
- И?
- Если проводка нормальная, то триста метров ваши.
- Замечательно!
- И буду потихоньку выписывать на ремонт резисторы. Их на складе тысяч восемьдесят. Поэтому не пугайтесь.
- А в станке их столько?
- Мало, будут небольшие партии. Снабженцам надо помочь.
- И куда я их дену?
- Отнесите в радиокружок. Там будут рады.

Доложив о неликвидах на планёрке, я предложил собрать механиков цехов и обязать их постепенно выписывать неликвиды. Получив добро, я выступил на собрании механиков цехов:

- На складах масса неликвидов, от них надо избавиться. Предлагаю вам ознакомиться со списком и приступать. Подписи на требованиях гарантирую, - озадачил я механиков.
- А как мы их будем списывать? – раздался осторожный голос.
- Едва вы получаете материалы со склада, они автоматически списываются, без отчёта, - ответил я.
- И даже монтажный провод?
- И даже он, но в разумных пределах. Метров по триста в квартал.
- А куда нам его использовать?
- Провод хороший, два с половиной квадрата. При ремонте проводки в машине пригодится, - улыбнулся я, - ну и по сотне резисторов в месяц выписывайте, в качестве нагрузки.
- А их куда?
- Знакомым радиолюбителям.
- А не проще ли их списать?
- Было бы просто, давно бы списали! – ответил я.

И процесс выписки неликвидов зашевелился. Ушлые механики, умудрились выписать многие другие неликвиды, которые, как оказалось, можно было использовать в цехах. Лена только успевала распечатывать свежие списки неликвидов. Андрей сказал задумчиво: «Надо было раньше механиков цехов в склады запустить. Они ведь как собаки, знают что им нужно, а сказать не могут». Прошёл год, а от двадцати семи километров провода, осталось два километра. И Андрей запретил его отпускать, пробормотав: «Что-то с ним не ладное твориться. То никому не нужен был, а тут ажиотаж. Даже столовая попыталась выписать километр. Ладно вовремя заметил». А кладовщицы начинали мне звонить, если поступившие на склад позиции, не выписывали на протяжении месяца. И мне приходилось ставить механиков в известность.

В целом, всё было отлично, только вот кладовщица нашего отдела, оскорблённая моим не вниманием, потребовала на планёрке, чтобы я избавил её склад от ржавых запасных частей. Ржавыми они стали от того, что в складе прорвало трубу с горячей водой, которая смыла заводскую смазку. После аварии никто не сообразил смазать их заново, вот они и заржавели. Но к шестерёнкам и валам я не имел отношения, поэтому смог лишь привести на склад механиков. Экскурсия закончилась истерикой кладовщицы, когда один из механиков выкрикнул: «Мать вашу! Я же просил выписать мне эту деталь! Отказали, а теперь она вся ржавая! Инженеры хреновые! Вас бы в цех!»

А меня кладовщица стала презирать…


Рецензии