Железнова Васса Мать

Спектакль Свердловского Академического Театра Драмы - 15 апреля 2021 г.

Передать изощрённый психологизм искалеченных душ персонажей Горького – задача непростая. Но очень почётная. Практически каждый горьковский образ имеет своё отражение в современной жизни. Скатиться в прямые ассоциации достаточно просто. Но вот что интересно: в спектакле «Железнова Васса Мать» не ощущается привязки ко времени. Ни к тому времени, когда пьеса писалась. Ни ко времени нынешних железновых. Создателям спектакля удалось преодолеть плен времени и создать атмосферу страстей вечности. Атмосферу неизменную с ветхозаветных времен.

И дело даже не в ассоциативных моментах, связанных с Садом земных наслаждений, первородным грехом, а также с цитатами из Святого Писания. Хотя это тоже важно. И именно эти ассоциации и параллели, скорее всего, заставили Алексея Максимовича переписать в 1935 первый вариант пьесы, сместив практически все акценты в сторону рационального материализма.

И всё-таки, прежде всего, в спектакле «Железнова Васса Мать» поражает Горький-психолог. Точнее, то, как актёры доносят до нас содрогания душевных струн своих персонажей. И эта уже перестаёт быть великолепной актёрской игрой. Сама жизнь во всей неприглядности её изнанки царит на сцене. Но за неприглядностью и ужасом бездны падения всех членов семьи Железновых и их окружения, всё-таки где-то там, на самом дне тлеет уголёк надежды, который ещё может согреть эти души.

Недаром уже на поклонах, после духовной смерти Вассы, происходит примирение персонажей… Без этой жизнеутверждающей точки всё происходившее на сцене не имело бы смысла.


Рецензии