Французская Роза

В далёкие 90-е довелось мне поработать на теплоходе с французскими туристами. Французы посещали Москву и Санкт-Петербург. Меня удивило, что основная масса моих подопечных была глубокого пенсионного возраста. Молодёжи не было вовсе, а люди 40-50 лет составляли всего 5-7 процентов. Как мне объясняли сами туристы – туры в Россию по реке стоят очень дорого, и молодёжь просто не может их себе позволить, да и интересы у молодой публики иные. 

Работа меня увлекала, постоянно приходилось крутиться и быть в движении. Общение с таким количеством совершенно разных людей было интересным. Со всеми туристами у меня складывались добрые отношения, но из всей толпы я почему-то выделила одну старушку. Звали её Роза. Как-то так получалось, что с ней и компанией её подруг мне приходилось общаться чаще. Старушке я тоже понравилась, мы много разговаривали, проводили время вместе не только на экскурсиях и мероприятиях, но и в мои свободные часы. Мы болтали обо всём на свете. Меня поражало, насколько почтенная дама была юркой и бойкой, очень жизнерадостной и активной. Она с подругами не только шустро бегала на берегу по экскурсиям, она ещё и на теплоходе принимала участие в разных мероприятиях и даже танцевала на дискотеках! 

Очень скоро бабушка Роза попросила меня называть её «мами» - это «бабулечка» на французском. А меня она стала величать своей русской внучкой. Ей также понравилось, когда я звала её babushka.

В один из вечеров после напряжённого дня, когда была экскурсия в очередном городе и шумная дискотека вечером на борту, мы с мами договорились, что ещё поболтаем после танцев. И вот когда бар с танцполом опустели, и туристы пошли отдыхать в свои каюты, мы с бабулечкой сели за столик, заказали чай и завели разговор. Я спросила её, почему же она выбрала столь нетрадиционный для европейцев отдых – поехала в Россию, которую в те времена многие считали дикой страной. Ответ меня поразил до глубины сердца…

Вот что рассказала мне бабушка Роза.

- Деточка, я многим обязана твоей великой стране. Я очень уважаю и люблю Россию и советских людей. Это особая для моего сердца страна. Во время Второй мировой войны я попала в плен. Фашисты лютовали и не щадили никого. Меня отвезли в концлагерь. Жизнь там была невозможно тяжёлой, ощущение смерти витало в воздухе. И каждый день мог стать последним. Надежда на освобождение у многих узников угасала, кто-то умирал от бессилия и болезней. Было страшно представить, что меня могут убить каждый день, но ещё страшнее было думать о том, что так я проживу до старости. Но в один день случилось чудо. Концлагерь захватили советские солдаты, они вели бой, пленили и уничтожили нацистов. Они освободили всех пленников, накормили нас и позаботились о нас. Я смогла вернуться домой. А после войны во Франции было организовано общество бывших узников концлагерей. И меня пригласили в это сообщество, я принимаю участие в собраниях и в деятельности этой организации. И мне очень хотелось поехать в Россию, увидеть страну моих освободителей, посетить Москву, пройтись по Красной площади, на которой проходил Парад Победы, увидеть русских людей и узнать их получше. И поклониться им. И вот наконец я смогла осуществить свою мечту.   

История разбередила мою Душу, я чувствовала это огромное Уважение, которое бабушка испытывала к моей Родине. После этого рассказа мы подружились ещё больше. А когда бабушке надо было возвращаться домой во Францию, мы обменялись адресами, чтобы поддерживать связь. Мы обнимались со слезами на глазах. Бабушка неожиданно сунула мне в руку какой-то маленький предмет. На моей ладони лежал неприметный значок. Это был значок членства в сообществе узников концлагерей. Мами сказала, что хочет оставить его мне, на добрую память о ней. Я понимала, НАСКОЛЬКО ей дорога и важна эта вещица, и что значит этот значок для неё. Я испытала чувство глубокой благодарности. Значок я бережно храню.   

Потом мы долго переписывались, но с каждым годом рука бабушки становилась всё слабее, почерк дрожал, фразы тянулись едва заметной ниточкой, как нестабильная кардиограмма у тяжелобольного. Я понимала, что бабушка Роза болеет и слабеет, хотя она никогда не жаловалась и не рассказывала мне о своих болячках, лишь упоминая их вскользь. Она посылала мне чудесные открытки по поводу и без, расспрашивала меня о моей жизни и делах. И вот настал миг, когда она не ответила на моё письмо. Я писала ещё, адресуя мои послания не только бабулечке, но и её потенциальным родственникам или каким-то знакомым, кто бы мог обнаружить конверт, подписывала в адресе: бабушке Розе или её родственникам. Но ответа, увы, так и не получила.

Через некоторое время я догадалась написать запрос в мэрию городка, где жила бабушка Роза. Город очень маленький, курортный, находится на юге Франции на Средиземном море. И у меня была надежда, что служащие смогут поднять архивы и хотя бы напишут мне, если бабушки уже нет. Я вкратце описала историю нашего знакомства, чтобы люди понимали, что я не какая-то аферистка. На удивление ответ мне пришёл. Мне сообщили, что по указанному мной адресу значится мадам Роза Б. Я обрадовалась, значит бабушка была жива!!! Возраст у неё был уже солидный, глубоко за 90 лет. Может, она лежала в больнице на тот момент, или просто была дома лежачей больной, или может её забрали к себе дети или внуки – расклад мог быть любым. Но всё же мне очень хотелось верить, что мами ещё тут с нами в этом мире... 


Рецензии
Замечательный какой рассказ! Даже прослезилась!

А я вот, наоборот, люблю Францию, французов и французский язык! Всегда хотела в Париж.

Сын побывал в Париже раньше меня, сказал: чего ты там не видела? Вообще ничего особенного.

А для меня это было нечто! И после того, как там побывала, только ещё больше полюбила. Опять хочу в Париж! ☺️🌹

Ваша мами - чудо! Прекрасно, когда душа умеет быть благодарной! 💖

Надя Бирру   18.02.2022 15:03     Заявить о нарушении
Надя, благодарю Вас! Да, бабулечка Роза была замечательной. Я удивлялась её жизнелюбию, бодрости и оптимизму. Она на дискотеках на корабле ещё и танцевать умудрялась. Такое у неё было наслаждение каждым днём! Францию я тоже очень люблю, в Париже и в других регионах была не один раз. Прекрасная, красивая страна, в которую хочется возвращаться. Надя, желаю Вам, чтобы вы снова смогли попасть в Париж!

Динара Ра   18.02.2022 21:30   Заявить о нарушении
Спасибо! Надеюсь! 💗☺️

Надя Бирру   18.02.2022 23:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.