Мы все добрые!
Большинство трагедий происходит из-за человеческого стремления быть добрее и справедливее Творца. Что скрывается под покровом видимого семейного благополучия? Где находится граница между материнской любовью и жестоким деспотизмом? Подсудна ли мать, отдавшая себя в жертву ради детей? Русская классика в постановке режиссёра Сергея Федотова – незаурядное культурное событие и мистическая загадка для зрителя. Федотов открыл нам не только пьесы ирландского драматурга Мартина МакДонаха, но и подарил новое прочтение русской классики. Несомненный успех, сдержанные петербургские зрители стоя аплодировали пермским актёрам. Оказывается, знакомые по многочисленным постановкам сюжеты могут быть весьма современны!
Почему столько бед происходит под иконой Богородицы, на которую постоянно крестятся обитатели дома Железновой? Во всех невзгодах семьи виновата властная и жестокая Васса (актриса Марина Шилова)? Не будем торопиться с ответом. Пьеса весьма актуальна, поскольку в её героях мы узнаём наших окружающих, домашних, а подчас – себя. В этом смысле настоящий русский драматический театр напоминает собою зеркало. Разве наши повзрослевшие дети не требуют свою долю наследства? Они не удовлетворены мечтой о грядущем светлом будущем семьи. Им подавай всё и сегодня! Не напоминает ли дядя Прохор современного петербургского персонажа, жаждущего «водки литер»? Не стал ли индивидуализм в сегодняшнем обществе – единственной мерой добра и этическим критерием всем совершаемым поступкам? Как долго мы помним об умерших, даже самых лучших и праведных? Не торопимся ли избавиться от близких как от негативных воспоминаний? При этом, мы не можем решать за Бога! Даже самый смелый человек не спешит на встречу со смертью. Жизнь в доме Вассы напоминает безумный русский танец на грани небытия.
Русский человек задним умом силен? Цинизм и деньги — это религия нынешнего века? Максим Горький написал картину гибельного расставания с человеческими иллюзиями, временным, материальным и тленным. Что мы принесли в этот мир? Что унесём из него? Сидящая на гробе мужа вдова не может остановить неумолимое течение реки времени. Она лишь созерцатель крушения традиционной семьи и гибели патриархальной царской России. Время стремительно уносит память о чудесном саде, днях благополучия и мечту о семейном процветании. Даже смерть близких, разлука, разочарование и безумие не останавливает жестокости. Ни одно сердце не согревается от холодного огня. Почему материнская любовь, как отравленная стрела, направлена в сердца самых близких? Убивает тех, для кого ты хочешь добра. Мудрость и совесть не ходят рука об руку по нашим полям и дорогам. Почему русский человек частенько глупость свою принимает за совесть? Не от того ли, что под любовью мы понимаем эгоизм и своевластие? Васса всё решает за своих взрослых детей. Она одна знает, что для них лучше, кто должен жить в её доме, кто Богу молиться, чьим детям играть в цветущем саду. Страшно подумать, только она решает, кому – жить, а кому – умирать. Трагедия её в том, что она пытается взять на себя роль Бога.
Библейская притча о блудном сыне повторяется в доме богатой и гордой Вассы Железновой. Все дети требуют свою часть наследства. На наших глазах происходит распад коллективного быта, многовекового уклада, характерного для традиционной русской семьи. Все в город! Там спокойнее! Разве это только девиз переселенцев начала XX века? Посмотрите на наши мегаполисы! Трагедия не в переселении человека в другие места обитания, а в сознательном отказе от семьи, утрате жертвенной любви, отмирании «чувства домашнего очага», потере сострадания и понимания. Всё фальшиво в доме Вассы. Лишь из тьмы сияет иконописный образ чистой Богородицы. Только она настоящая! Та, которую судить никто не может, как и любую мать, отдавшую себя за детей, одновременно грешную и святую.
фотография: Валерий Неукрытый
Свидетельство о публикации №221042000064