Вторая мама

Светлой памяти моей бабушки, Силюта Валентине Александровне, посвящаю

Не хотят — не вспоминай, не надо,
Все равно я вишню посажу!
М.В.Исаковский


Это воспоминания о человеке, который всю жизнь творил добрые дела и наполнял наш мир добротой и любовью. Человек, который отдавал свое сердце людям. Трудно  отдавать сердце! Многие на это не способны! Но нам есть у кого поучиться!


Сороковые... С этим временем ассоциируется лишь одно слово, страшное слово – война... Война – самое ужасное, что вообще может быть в жизни любого человека, потому что она уносит с собой самое дорогое – человеческие  жизни. Война – это время, когда люди забывали о себе, когда общественные интересы ставились выше личных, когда люди, не щадя себя, делали все ради победы над проклятым врагом – фашизмом.

Война оставляет нестираемый отпечаток в жизни любого человека, а тем более ребенка. По моему мнению, наиболее тяжело приходилось детям, поколению детей войны. Это дети, не видевшие детства, дети, перенесшие все тяготы сначала военной, а потом и послевоенной жизни. В их памяти остались лишь горькие воспоминания о том страшном времени, полном тягот и лишений.

Но люди не отчаивались, они прекрасно понимали, что лишь все вместе, сообща, всей страной можно победить, где каждый внесет что-то свое ради всеобщего счастья – мира на земле. Вся страна от мала до велика вносила свой вклад в победу над фашизмом.

«Все для фронта, все для победы» – очень популярный лозунг во время войны. Благодаря всему этому, наша страна сумела отстоять свою свободу и независимость и, более того, избавить Европу от «коричневой чумы» - фашизма.

Но дальше следовало не менее тяжелое послевоенное время, когда нужно было возрождать разрушенную страну и строить идеальное общество – социалистическое. Общество, в котором не будет ни богатых, ни бедных, общество, в котором все будет честно и справедливо. Действительно, это была замечательная мечта!


Рассуждая о военных событиях,  вспоминается бессмертный шедевр братьев Вайнеров «Эра милосердия». Правы были авторы, когда рассуждали о наступлении эры милосердия. Только в бедности, скудости, нищете, лишениях, и никак иначе, может зародиться эта самая эра. Эра всеобщего благоденствия, где все люди будут жить в мире и согласии. Время, когда общечеловеческими ценностями будут – доброта, милосердие и любовь. А сейчас, мы живем в такое время, где все покупается и продается, где нет бесценных вещей, сейчас все имеет свою цену. Сейчас все можно купить. Начиная от дружбы и любви и заканчивая человеческой жизнью. Сейчас миром правят деньги!

И мечта о создании и приближении эры милосердия сейчас кажется нереальной и даже фантастической. Сейчас мы все дальше и дальше уходим от возможности ее осуществления...


Моя бабушка родилась в самом начале сороковых годов. Детская память очень остро сохраняет военные воспоминания. Они остались с моей бабушкой на всю жизнь. Вот вам реальный пример.

Однажды моя мама купила буханку черного хлеба. Мы всей семьей приступили к обеду. Одна лишь бабушка сидела и удивленно смотрела, как мы едим борщ с черным хлебом.

– Как вы можете его есть? – спросила бабушка у нас.

– Да обычно. Хлеб, как хлеб, только что черный, - ответил я, как человек, который родился спустя полвека после войны.

– Кому обычный, а кому и нет. Мне этот хлеб напоминает хлеб из макухи, - сказала бабушка, вспоминая свое голодное детство.

Я хотел спросить, что такое «макуха», но бабушка меня опередила.

– Макуха – это жмых, который остается после отжима олии из семян сояшника. Помимо макухи в хлеб также добавляли отруби и опилки. Хлеб во время войны был не только главным продуктом питания, но и мерилом жизни. В блокадном Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства.

Вот какое значение имел хлеб во время Великой Отечественной войны. А мы сейчас очень часто «перебираем харчами» и привередничаем. А людям военного времени было не до этого. Главной задачей было не умереть с голоду. Так что, если хлеб испечен из пшеничной муки – это уже не голод.

Сейчас я понимаю, что этот черный хлеб был для моей бабушки отголоском голодного детства. Память и через много лет не смогла загладить воспоминания из военного времени.


После войны моя бабушка пошла в школу. Как позже она сама вспоминала: «Носить было нечего, потому что шли первые послевоенные годы, не менее тяжелые, чем военные. Особенно зимой приходилось трудно. У меня и моего брата Саши были одни валенки на двоих».

У любого современного человека сразу возникнет вопрос: «И как же вы учились?» А ответ очень прост. «С утра сначала я иду в школу, – вспоминает бабушка – потом прихожу домой и передаю валенки своему брату. Так и учились».

Вот в каких условиях приходилось учиться детям в послевоенное время. Это я еще не говорю о нехватке учебников, тетрадей и других школьных принадлежностей. Несмотря на все это, дети почему-то старались получить знания. А дело в том, что у них было желание учиться! Не у всех конечно, но у большинства – уж точно. И слова Владимира Ильича Ленина: «Учиться, учиться и еще раз учиться» говорят о том, что все в мире начинается с получения знаний. И поколение детей войны прекрасно это понимало и старалось учиться, хорошо учиться!


А сейчас мне хочется вспомнить мое детство. Оно, в отличие от «детства» моей бабушки, было счастливым. Оно было таким, каким и должно быть настоящее детство. Детство с игрушками, конфетами, играми, стихами, сказками, песнями. Я кланяюсь до земли и говорю «спасибо» всем тем людям, благодаря которым мое детство прошло в мирное время, и о войне я могу узнать ТОЛЬКО из книг и фильмов.

Хочу поблагодарить всех – ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны. Мы в неоплатном долгу перед ними всеми. Лишь благодаря этим людям, мы ходим под мирным небом, живем в свободной и независимой стране – России.


Мои воспоминания из детства в первую очередь связаны с моей любимой бабушкой Валей. Это человек, во многом сформировавший мое мировоззрение. Много времени в детстве я проводил именно с ней, потому что родители работали.

Первой карточной игрой, в которую меня научила играть бабушка, была «пьяница». Суть этой игры очень проста. Каждый из игроков кладет по одной карте (масть не имеет значения) и выигрывает тот игрок, у которого карта выше. Но есть и исключение в этой игре: самая маленькая карта, то бишь шестерка, забирает самую большую карту колоды – туза. В этой игре проигрывает тот, у которого не осталось ни одной карты, другими словами, тот, кто пропил все. Несмотря на свою простоту и легкость, эта игра очень интересная, но иногда и очень долгая. Бывало, что мы с бабушкой играли в эту игру часами и не могли выявить победителя. В таких случаях побеждала дружба.

Второй карточной игрой был «дурак». Думаю, что многим эта игра знакома, поэтому я не буду рассказывать в чем ее суть. Скажу только то, что это более сложная игра, которая заставляет человека думать. Эта игра очень хорошо развивает память, сообразительность, логику, мышление.

Еще одной замечательной настольной игрой было «лото». Наиболее сильно запомнились народные названия цифр на бочонках: «11 – барабанные палочки», «12 – дюжина», «13 – чертова дюжина», «22 – гуси-лебеди», «69 – свиньи», «77 – кочережки», «80 – баба», «90 – дед».

Очень часто я спрашивал:

– Бабушка, а почему число 69 называется именно «свиньи»?

На что мне бабушка отвечала:

– Шуричок, смотри внимательно. Если смотреть на бочонок хоть с одной стороны, хоть с другой, то мы все равно видим число «69». Теперь понял почему?

– Да, – радостно ответил я.

Как видите, все эти игры связаны с цифрами и числами. Кто знает, может и из-за этого во мне до сих пор живет любовь к математике – царице наук!


Как позже вспоминала моя бабушка: «Мы с Шуриком выросли на окне». И это, действительно, так. Чаще всего это было зимой. Мы сидели на подоконнике и наблюдали за машинами. Так как окна были деревянными, сидеть зимой было холодно, мы стелили на подоконник теплое шерстяное одеяло. Мы были не очень толстыми и свободно помещались вдвоем на одном подоконнике. На нем случился один забавный случай, который навсегда остался в моей памяти.

Я сидел с бабушкой на подоконнике и считал машины. Я считал те, которые ехали в одну сторону, а бабушка, которые ехали в другую. В какой-то момент проехала машина – жигули голубого цвета.

– Гуваня, – закричал я.

Бабушка не поняла, что я сказал. И это вполне нормально. Взрослый человек не всегда может понять детский язык.

– Машина поехала, – пыталась перевести мой язык бабушка.

Я твердо качал головой и, наверное, думал: «Почему вы меня не понимаете, я же понятно все сказал».

– Гуваня, гуваня, – неугомонно повторял я.

Бабушка по-прежнему не понимала меня. Она уже начала перечислять виды и марки автомобилей, на которые я только отрицательно качал головой. Но я все-таки хотел преодолеть этот языковой барьер. Я спрыгнул с подоконника и побежал в другую комнату. Довольно долго пробыл я там и вернулся с открытой книгой. На странице книги был изображен грузовик, но это не важно, важно то, что он был именно голубого цвета.

Увидев эту картинку в книге, бабушка наконец-то поняла, что же я хотел сказать:

– Голубая машина, – сказала она.

Я радостно закивал головой и заулыбался. Я все-таки, несмотря ни на что, смог объяснить, что я имел в виду.


Детские воспоминания также сохранили моменты, которые случались на кухне. Я вместе с бабушкой лепил домашние пельмени, вареники, пирожки. Мне очень нравилось лепить и потом кушать не вареники, а вареницы. Для тех, кто не знает, что это такое, я поясню. Вареница – это тот же вареник, только без внутренностей, просто одно тесто.

Но самое главная еда для ребенка – это, безусловно, конфеты. Их мы с бабушкой делали дома, а не покупали в магазине. Мы называли их «тянучками», потому что при приготовлении конфеты нужно было тянуть. После этого действия вытянутая «конфетная колбаска» резалась на маленькие квадратики. Потом они застывали и получались замечательные «сосательные» конфеты собственного приготовления. Поверьте мне, они намного вкуснее сегодняшних магазинных конфет. Эти конфеты – неповторимый вкус детства!


Позже я пошел в школу. Самым главным человеком в подготовки к урокам была моя бабушка. Человек с великолепной памятью, посудите сами: она помнила все со школы, хотя прошло больше пятидесяти лет! Меня до сих пор удивляет то, как она могла мне помогать, если сама в школе училась на тройки. По русскому и литературе у нее было три, хотя она грамотно писала и помнила все произведения школьной программы. Это сейчас кажется невероятным! Какие же раньше были требования к ученикам, не то, что сейчас. Хотя одних учеников винить мало. Если сравнить чему учили в советской школе и чему учат сейчас. Земля и небо! А какие раньше были учебники. Эх.… Зачитаешься. И все было понятно, доступно и просто. Нужно было лишь желание учиться. Сейчас же этого очень часто не хватает, потому что детей сегодня учат тому, что не пригодится в жизни. Раньше в школах получали знания, а сейчас получают образование. А разница в этих двух понятиях в том, что образование можно купить, а знания нельзя, их можно только получить!


Я воспитывался на народном материале: сказки, пословицы, поговорки, стихи, песни. И все они были из нашей родной русской литературы. И сейчас мне хочется вспомнить два замечательных стихотворения русского поэта Николая Некрасова. Считается, что Некрасов народный поэт. Это связано с тем, что он писал свои произведения о простых людях, об их жизни, проблемах, радостях и горестях. Вот поэтому творчество Некрасова так близко тем людям, которые родились и выросли в деревне. Деревня очень хорошо воспитывает человека. Она дает человеку такие качества, которые вряд ли может дать город. Деревня во все времена была надежным тылом, опорой и поддержкой для всей страны. Достаточно вспомнить, что именно деревня помогла нашей стране восстать из руин и продолжить дальнейшее развитие после страшных военных лет.
Моей малой Родиной является село Маньково-Калитвенское. Я безумно люблю свою малую родину! Это место, где меня любят и ждут, куда хочется возвращаться вновь и вновь!


Отрывок  из поэмы «Крестьянские дети»

Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под узды мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
– Здорово, парнище! – «Ступай себе мимо!»
– Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? – «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
– А что, у отца – то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я...»
– Так вон оно что! А как звать тебя? – «Власом».
– А кой тебе годик? – «Шестой миновал...
Ну, мертвая!» – крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто все это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь –
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы, и боли,
В которых так много любви!


Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи, –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде...
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую
Хвастливую песню поет.
«Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны,
Построю дворцы изо льда.
Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли...
Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро...»


Как говорила моя бабушка: «Дитя надо воспитывать с пупьяшка, тогда из него вырастет человек». Я бесконечно благодарен моей бабушке и глубоко убежден, что ей удалось вырастить из меня грамотного и воспитанного человека.

Время мчится вперед и вперед, оставляя беззаботное и счастливое детство лишь в воспоминаниях. Очень жаль, что оно уходит безвозвратно и не вернется уже никогда...


Хочется вспомнить самое любимое стихотворение моей бабушки. Оно называется «Вишня», и написал его русский поэт – Михаил Исаковский. Это стихотворение является ровесником моей бабушки, потому что написано в сороковом году.

Вишня

В жаркий полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть растет и вширь, и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят – экая досада, –
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят – не вспоминай, не надо, –
Все равно я вишню посажу!»


В детстве это замечательное стихотворение рисовало передо мной лишь образ красивого дерева – вишни и всей русской природы в целом. Но смысл этого гениального поэтического произведения намного глубже, чем мне казалось тогда. Это стихотворение, которое воспевает лучшие человеческие чувства – доброту, бескорыстие, человеколюбие, милосердие. Это то, чего сейчас очень не хватает в нашем современном мире. Эти чувства необходимы сейчас нам, как глоток воды, как живой родник. Это стихотворение также заставляет задуматься о смысле человеческой жизни!

По моему мнению, смысл жизни заключается в том, чтобы реализовать себя, выполнить то, что ты должен на этой земле выполнить. Чтобы это ни было! Кто-то построить дом, кто-то посадить дерево, кто-то быть солдатом. Ну, а кто-то послан на эту землю, чтобы творить добро.

Теперь я точно понимаю, почему именно это стихотворение нравилось моей бабушке. Я твердо стою на мнении, что для нее это больше, чем просто замечательные стихи. Это смысл всей ее жизни. Последние строки этого стихотворения, которые стали эпиграфом моего повествования, убеждают нас, что нужно делать добрые дела, помогать людям, даже если они и не вспомнят этого.


Далее я хочу рассказать несколько историй из жизни моей бабушки. Конечно же, они не могут полностью дать представление о ней, но, тем не менее, эти истории мне очень дороги. Это память! А что быть может памяти сильнее?

Эта история случилась осенью. Бабушка Валя пошла в магазин купить самое необходимое. Зайдя в магазин, она увидела очень большую очередь. Бабушка стала в самый ее конец. Стоя в очереди, она вспомнила свою практику в техникуме. Училась бабушка на товароведа.

«Предположим, к вам приходит покупатель. Если вы, обслуживая его, видите, что он внимательно смотрит на весы, обдурите его в деньгах. Если он наоборот внимательно считает деньги, обдурите на весах. Ну, а если человек следит и за тем и за другим, то его нужно обслужить так, чтоб никто не смог придраться». Действительно, забавный совет.

Время шло, а очередь двигалась очень медленно. Чтобы хоть как-то ускорить это дело, бабушка предложила продавщице:

–  Давай я хоть кулечки крутить буду, все равно стою без дела.

Не все поймут эту фразу «кулечки крутить». Сейчас мы все привыкли к целлофановым кулькам. А раньше ведь их не было. Раньше в магазинах стояли огромные рулоны бумаги, из которых продавцы делали бумажные кулечки. В них сыпали продукты, которые продавались на развес. Да, согласен, не очень удобно, но зато бумага – экологически чистый материал.

После того, как бабушка начала помогать продавщице, очередь намного быстрее стала продвигаться. В скором времени моя бабушка смогла купить все, что ей было нужно. Пробыла она в магазине около часа. За это время погода сильно испортилась, пошел сильный дождь. Бабушка не стала ждать, пока он перестанет, и пошла домой. Благо, что дом располагался напротив магазина. Выйдя на улицу, она заметила на остановке, которая тоже была недалеко от ее дома, двух молодых парней. На самом деле никакой остановки и в помине не было, это просто место, откуда отправлялся автобус. Двое парней пытались спрятаться под тополем, который рос рядом с «остановкой», но дождь был настолько сильным, что они за несколько мгновений промокли. Бабушка перешла дорогу и приблизилась к молодым людям.

– Вам куда ехать? – спросила она.

– В Ребриково, – ответил один из парней.

– Так это вам еще два часа ждать до автобуса, – посмотрев на часы, сочувственно произнесла бабушка.

– Совершенно верно, еще два часа, – ответил парень.

– Так, берите свои вещи и идемте ко мне, –  твердо сказала бабушка.

– Да вы что, как-то неудобно.

– Никаких неудобно, пошлите со мной.

Через некоторое время двое парней сидели на кухне и пили чай с малиновым вареньем. Мало того, что парни сами замерзли, как собаки, они еще и вымокли до нитки.

– Я вижу, вы промокли. Живо снимайте свои вещи, сейчас посушим,– сказала хозяйка дома.

– Да что вы выдумываете, они и на нас высохнут, – стали отговариваться парни.

– Нет, – бабушка была непреклонна. – Не хватало, чтоб вы еще захворали.

Так за чашкой чая незаметно пролетели два часа. За это время, которое они просидели за столом, одежда высохла. Парни направились к выходу:

– Тетя Валя, спасибо вам большое за гостеприимство, за сухие вещи, нам пора на автобус.

– Счастливо доехать.

Многие читатели могут меня осудить, сказав, что история ничем не примечательна, что таких историй тысячи. Да, ничего особенного в этой истории нет, но, скажите мне, сколько сегодня найдется таких людей, которые впустят в дом незнакомого человека? Вот то-то и оно, что с каждым годом таких людей становится все меньше и меньше.

Сегодня доброта, забота, милосердие, щедрость, взаимовыручка вытесняются алчностью, лицемерием, жадностью и злостью. Сейчас нет надежды на создание идеального общества, которое мечтали построить люди, жившие в Советском Союзе.

Но эта история имела и продолжение.

Прошло несколько лет. Бабушка и мои родители поехали на маслоцех сдавать семечки на масло. Привезли мешков десять. И приступили к разгрузке. Тут к бабушке Вале подбегает парень и говорит:

– Тетя Валя, давайте я вам могу.

Бабушка Валя посмотрела на парня и, не узнав его, спросила:

– А откуда ты меня знаешь?

– Я у вас ждал автобуса.

– А, в Анно-Ребриково?

– Да, туда.

– Это ж сколько лет прошло?

– Точно не помню, больше пяти, наверное.

– И ты до сих пор меня помнишь? – удивилась бабушка.

– Тетя Валя, добро не забывается, –  замечательно ответил парень.

Это был случай, когда на добро ответили добром. Но, к сожалению, не всегда так бывает.


Раньше моя бабушка со своими родителями жила на улице Степная. Очень часто любила об этом вспоминать:

– Какая дружная была у нас улица: все ходили друг к другу в гости, помогали, кто чем мог. Собирались вместе у кого-нибудь дома и играли то в лото, то в домино, то в карты. Сейчас это может показаться смешным, но других развлечений не было. Пока наши мужики на работе, мы и развлекались, как могли. Бывало засиживались там долго, что мужики возвращались с работы.

– Ой, девчата, мужики наши вернулись, а у нас и поесть нечего. Шо робыть? – взволновалась хозяйка дома.

– Да не переживай ты так. Сейчас каждый принесет что-нибудь и им хватит повечерять, – предложила бабушка Валя.

Так и сделали. Кто принес борщ, кто картошку, кто сало. И мужикам вполне хватило поесть.

К слову, о развлечениях. Первый телевизор появился на этой улице в начале шестидесятых. И как позже вспоминала моя бабушка: «Мы всей улицей ходили в этот дом дивиться телевизор».

В то время моя бабушка была уже с ребенком. Ну, а ребенок он и есть ребенок, нашкодил что-то.

– Ой, как неудобно получилось, я сейчас все уберу, – как любой воспитанный человек, взволновалась бабушка.

– Валя, да не переживай ты так. Ничего страшного не случилось ведь. Дети они и есть дети, – ответила хозяйка дома.


После этой истории, я призываю всех людей задуматься о еще одной проблеме современного мира. Сейчас, в большинстве случаев, люди ставят свои интересы выше общественных, а раньше было наоборот. Другими были раньше люди, не в сравнение с сегодняшними.

Другое время – другие люди. И кто посмеет сказать, что плохое было время?


«Среди добрых людей» - это единственная книга, которую бабушка Валя прочитала за всю свою жизнь, как она сама говорила, «от корки до корки». Юрий Збанацкий, украинский писатель, написал эту повесть в 1955 году, и называлась она на украинском «Меж добрыми людьми». Действия книги разворачиваются в сороковые-пятидесятые годы. Как только началась война, мать потеряла свою дочь. Но главная героиня, Михайлина, подобрала девочку, ни секунды не сомневаясь, что сможет заменить ей родную мать. Все свои последующие годы Михайлина жила только ради девочки. Позабыв про себя, она растила и воспитывала чужого ребенка, как своего собственного. Однако время не стоит на месте, и настоящая мать продолжает поиски своей дочери...

Эта очень человечная книга. Книга, которая заставляет сопереживать вместе с автором. Вот такие люди, как главная героиня повести, могли бы создать эру милосердия. Но сейчас таких книг не пишут. Я уверен, что эта книга основана на реальных событиях. А в наше время такие люди встречаются очень редко!


Помнится мне одна замечательная русская народная песня, которую очень любила исполнять моя бабушка. Да и не только она. Песня называется «Ромашка белая».

Ромашка белая

Выйду в поле вечерком,
Там цветы цветут кругом.
Среди синих васильков,
Там живет моя любовь.

Ромашка белая,
Лепесточки нежные.
Мне дороже всех цветов,
Ведь она моя любовь.

Я нарву цветов букет,
Среди них ромашки нет
Я сорву ее одну
И к груди своей прижму.

Ромашка белая,
Лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов,
Ведь она моя любовь

Среди синих васильков
Потеряла я любовь,
Чтоб найти ее опять,
Надо ночку не поспать.

Ромашка белая,
Лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов,
Ведь она моя любовь


Эта замечательная песня о самом прекрасном чувстве на свете – любви! Это вам не современная попса. Вот на таких песнях надо воспитывать молодежь. Этой песне лет, наверное, больше пятидесяти, но ее любят, помнят и исполняют. А современные песни-пустышки завтра никто даже и не вспомнит. Вот в чем разница!


Бабушка Валя была знакома с семьей, которая жила на соседней улице. Семья состояла из матери и двоих сыновей: одному девять, другому двенадцать лет. Старшего звали Владимиром, а младшего Александром. Семья относилась к категории неблагополучных.

Однажды случилась такая история, которая сильно запомнилась и запала мне в душу.

Бабушка шла из центра села домой. По пути ей встретились Вова и Саша. Одеты они были ужасно. Один в порванных штанах, другой в грязной и порванной рубашке.

– Здравствуйте, тетя Валя, – поздоровались ребята.

– Здравствуйте, хлопцы, – ответила бабушка.

Она взглянула на ребят и спросила:

– Я так понимаю, ваша мать даже не чешется купить вам новую одежду?

– Теть Валь, вы как всегда правы, – ответил один из мальчиков.

– Значит, слушайте меня внимательно. Как только вашей матери дают получку, только сразу, пока она их не успела пропить, подходите к ней и говорите, чтобы она купила одному сорочку, другому штаны, и что-нибудь поесть – только самое необходимое. Все поняли?

– Да, – ответили ребята и собрались идти своей дорогой.

– Стойте, а куда вы идете? – решила поинтересоваться бабушка.

– Да так, гуляем, – ответили мальчики и отвели глаза. Было очевидно, что они говорят неправду.

– Хлопцы, вы же знаете, что меня вам не обмануть. Говорите правду. Куда идете?

Старший брат посмотрел на младшего, вздохнул и подумал, что дальше врать бесполезно.

– На маслоцех, воровать семечки.

– Знаете, что я вам скажу, мои хорошие. Вы же знаете, что воровать – это до поры до времени. Все равно, рано или поздно, вас поймают.

– Все мы прекрасно понимаем, но хлеб с олией намного вкуснее, чем хлеб без ничего.

– Значит так. Сейчас идите на маслоцех. Там сегодня работает дядя Вася. Подойдите к нему и попросите насиння пожарить. Он разрешит набрать, а сам уйдет. Вы и набирайте полную сумку. На следующий день сделайте то же самое, так как будет работать другой человек. Потом все свои запасы ссыпьте в мешок и через несколько дней отнесите на маслоцех, чтобы вам сбили олию. Во всяком случае, это лучше, чем воровать.

– Тетя Валя, спасибо вам большое за совет, – хором ответили братья. Мы пошли. До свиданья.

– Счастливо, – ответила бабушка.

Прошло около двух недель, бабушка Валя снова встретила Вову и Сашу. Мальчики были одеты пусть не в чистые, но новые рубашки и штаны.

– Тетя Валя, здравствуйте, – радостно сказали братья.

– Здравствуйте, здравствуйте. Я вижу, мои советы пошли вам на пользу, – с улыбкой на лице сказала бабушка.

– Конечно. И с маслоцехом все получилось. Как хорошо, что мы вас встретили, а то натворили бы делов. Большое вам спасибо, – сказал старший брат.

– Если что – обращайтесь. Всегда рада помочь, – ответила бабушка Валя и пошла своей дорогой.


Очень часто жизнь проверяет человека на прочность. Уж очень часто бабушка проходила эту проверку. Вот лишь несколько примеров.

У бабушки Вали было две дочери: Лена и Галя. Но на самом деле была еще одна дочь. Её звали Надей. Она прожила всего несколько дней. Вы представляете, каково было матери потерять родную дочь... Еще вдобавок бабушка разошлась со своим мужем. Она осталась одна с двумя детьми на руках. Всю жизнь бабушка прожила без мужа, поэтому ей приходилось делать все самой. И как она говорила: «Я всегда все делала сама, хоть с Силютой, хоть без него». Поэтому жизнь ее научила держать в руках все: начиная со сковородки и кастрюли, заканчивая молотком и ножовкой. Она никогда не делила работу на мужскую и женскую, на достойную и недостойную. Недостойной никакая работа быть не может, недостойно и унизительно – это не работать!


Эта история началась с того, что у бабушки заболел глаз. Она пошла в сельскую амбулаторию, откуда ее направили в районную больницу в поселок Чертково. Окулистом работала полная противная женщина лет пятидесяти. Выслушав пациентку, она прописала ей капли, которые нужно капать три раза в день. А в то время бабушка работала продавцом.

Она спросила у врачихи:

– А как же я буду капать, если я на работе с утра до вечера?

– Вы где работаете?

– В магазине, продавцом.

– Тоже мне нашла проблему, попросите кого-нибудь из покупателей, чтобы вам закапали. Делов то.

Бабушка сделала так, как было сказано. Закапала три раза. Проработав целый день в магазине, бабушка собиралась идти домой. Закрывая магазин, к ней подошла ее знакомая – Любовь.

– Привет, Валя.

– Здравствуй, Любаша.

Немного поговорив, две женщины направились домой. Через дорогу стояла толпа молодых людей.

– Люба, а что это у нас за кони? – сказала Валя и показала рукой на молодых людей.

– Валя, какие ж это кони. Это люди, – удивленно ответила Люба.

Теперь бабушка Валя поняла в чем дело. Она достала из кармана пальто флакончик с каплями и, заматерясь, швырнула его через магазин.


Очень трудной была жизнь моей бабушки. Она сумела преодолеть все трудности и испытания жизни. Несмотря на все это, она осталась добрым человеком! Более того, хочу сказать, что эти жизненные испытания помогли остаться таким человеком до конца жизни. По этому поводу есть замечательные стихи иранского философа – Омара Хайяма:

Кто битым жизнью был, тот большего добьется.
Пуд соли съевший, выше ценит мед.
Кто слезы лил, тот искренней смеется.
Кто умирал, тот знает, что живет.

Немногие люди поймут, как же все-таки можно так жить? Жить не для себя, всю жизнь помогать нуждающимся людям. В какой-то степени может они и правы. Когда человек живет не для себя, а ради кого-то, он «сгорает» быстрее тех людей, которые живут  только ради себя. Это еще одна замечательная трактовка смысла жизни моей бабушки. Вероятно, моя бабушка по-другому просто не могла жить. Всю жизнь она следовала словам Гиппократа: «Сгорая сам, свети другим...»

Светя другим, сгораю сам.
А тараканы из щелей:
Зачем светить по всем углам?
Нам ползать в темноте милей.

Светя другим, сгораю сам,
А нетопырь под потолком:
Какая в этом польза нам?
Висел бы в темноте молчком.

Светя другим, сгораю сам.
Сверчок из теплого угла:
Сгораешь? Тоже чудеса!
Сгоришь — останется зола.

Сгорая сам, светя другим...
Так, где же вы — глаза к глазам,
Та, для кого неугасим?
Светя другим, сгораю сам!


Я прожил на этом свете почти восемнадцать лет. Мне встречались разные люди: очень плохие, хорошие, очень хорошие. Но такого человека, как бабушка Валя, я больше не встречал, и, наверное, не встречу никогда.

Это человек, который жил не ради себя, а ради близких и дорогих ему людей. Человек, который отдавал все, и ничего не брал взамен.

Бабушка Валя, ты навсегда останешься в моем сердце, в моей памяти, в моей душе!


лето 2016, с. Маньково-Калитвенское


Рецензии
Молодец, Саша! Не оставляй литературное творчество! Читается легко,в строках ощущается душа автора! С искренним уважением, Сергей.

Сергей Росляков 2   20.04.2021 20:11     Заявить о нарушении