О друзьях, о недругах и о пуде соли

А с Вами случалось такое, когда Вы попадаете в какую - нибудь ситуацию с незнакомым человеком, буквально минуты или даже секунды общения, а у Вас такое ощущение, что вы его знаете лет сто.
 Вы уже про него что-то такое поняли, чего, возможно, он сам о себе не понимает. И Вам начинает казаться, что Вы уже съели с ним пресловутый пуд соли. И даже успели сходить с ним в разведку. Или покорили Эверест. 
Прошло то всего десять - пятнадцать секунд, а Ваш мозг уже вынес свой окончательный вердикт в отношении этого незнакомца.
И тут возможны варианты. Например внутренний индикатор может заставить Вас вздохнуть с сожалением, и послать Вам мысль: «Как же жаль, что этот человек не мой друг, или не мой близкий родственник. Как бы мы с ним хорошо общались, обсуждали прочитанные книги, может быть ходили вдвоём в кино. Или гуляли по осеннему парку.»
 Возможно Вы просто оказались с этим человеком - мужчиной или женщиной, за одним столиком в набитой людьми кафешке, когда на улице неожиданно ливанул сильный дождь. Незнакомец совсем промок, а стряхивать куртку ему неудобно- вокруг люди, тесно. И Вы наблюдаете, как он заталкивает мокрую куртку в помятый, случайно оказавшийся в его сумке, пакет. Вы понимаете, что делает он это из деликатности, что бы не забрызгать людей вокруг, как было бы, если бы он начал её стряхивать. Хотя куртка - то в пакете окончательно промокнет. А без куртки на улице прохладно. И ещё подмечаете, что лицо у него весёлое, доброе, располагающее к себе. Потом этот незнакомец заказывает себе чашечку кофе латте и два пирожных с заварным кремом. А Вы сами именно этот кофе любите больше всего и именно эти пирожные. И да. Ещё краем глаза Вы видели, как он аккуратно, незаметно положил полтинник под опустевшую из под пирожных тарелочку — чаевые тому кто будет убирать за ним стол. Официантов там не было. Простая совсем кафешка.
Потом дождь закончился. Посетители высыпали гурьбой на улицу. И он - ваш случайный сосед по столику в кафешке, куда-то ушел быстрым шагом по своим каким-то неизвестным Вам, делам. А у него насквозь промокшая, не стряхнутая от дождя куртка в пакете. На улице прохладно после дождя. Вы вздохнули. Это был Ваш человек. Ваш потенциальный друг.
Вы бы с ним хоть в разведку, хоть на Эверест. Только он конечно об этом не узнает. Не приставать же с предложением о дружбе к незнакомому человеку.
   А бывает по другому. Со мной на днях, например, такой случай произошел. Вроде ничего особенного. Но тоже случайное «знакомство» получилось. Стояла я на остановке, ждала, как обычно, свой автобус. На остановке собралось человек десять. Все ждут этот же номер. Очередь никто не занимает, но все видят кто раньше его пришел и встают чуть позади. Я краем глаза подмечаю женщину в яркой красной куртке. Подошла одной из последних. Трудно не заметить. Накрашена ярко. Останавливается автобус и начинается почти давка. До этого все стояли спокойно. И вроде бы люди, как люди. Ведь не вопрос жизни или смерти, когда все лезут в последний уходящий вагон.
Замечаю, что особа в красной куртке уже впереди всех в автобус проникла. Меня такие люди раздражают. Хочется конечно сидя ехать, но достоинство человеческое не дает других людей локтями расталкивать. Я в душе её в ту минуту осудила.
Подхожу к входной двери автобуса. Оплата при входе. У меня с утра мелких денег нет. Протягиваю водителю пятьсот рублей. Он дал сдачу. Я её в руке держу и прохожу по автобусу в самый конец. И вот вижу свободное место. Удача. А на соседнем сиденье - эта самая дама в красной куртке. Она уступила мне место у окна. Выходит раньше. От неё исходит «благоухание» дешевого парфюма в радиусе двух метров. Хоть нос зажимай. Но ехать хочется сидя. Надо потерпеть.
Тут я вспомнила о деньгах, зажатых в руке и решила переложить сдачу в кошелек. Раскрываю ладонь. А там пять бумажек по сто рублей и мелочь. Я непроизвольно вслух произнесла: « Ну вот! Как неловко получилось! В торопях сразу сдачу не пересчитала, а оказывается водитель лишнюю сотку дал.»
Весь проход до выхода занят пассажирами. Автобус длинный. Если передать сотку водителю через пассажиров, то каждый следующему должен будет объяснить, что это не на билет, а лишняя бумажка со сдачи. Идти к водителю самой — назад уже не протиснешься и ехать придётся стоя.
Я опять вслух тихо себе под нос говорю: « Не забыть бы при выходе водителю вернуть». И оставляю одну бумажку у себя в руке. Попутчица слышит мои слова. Я чувствую на себе её взгляд. В нём сквозит изумление и лёгкая насмешка.
 И тут моя нечаянная попутчица снисходительно - покровительственным тоном, доверительно наклонившись к моему уху, произнесла: «Женщина, Вы, что не нормальная? Вы ему деньги отдавать собрались? Он же сам виноват. Пусть сначала считать научится, если с деньгами работает. Да и вообще эти водилы те ещё прохвосты. Он за день таких как Вы сотню обсчитает. Вот меня хрен обсчитаешь. А Вас запросто. Уберите деньги, Вам говорю.»
Я не стала с ней вступать в дискуссии. Какой смысл? Она взрослый, сформировавшийся человек. И кто я по шкале её ценностей? У меня на лбу написано - "соври - поверит","лох со стажем", которого она, в числе прочих, оттолкнула локтем, пробираясь к двери автобуса. Да, что вообще с меня взять? « Ни украсть, ни покараулить.»
Я ехала глядя в окно автобуса. Почему-то физически брезгливо было сидеть рядом с ней.
А ведь я знаю эту женщину всего несколько минут. Общение с ней заняло считанные секунды. Но мне казалось, что я уже съела с ней тот самый пуд соли.
И я уже успела сходить с ней в разведку.  Мой мозг выдавал однозначный вердикт:
«Всё хватит! Больше никогда в жизни! Никаких пудов соли! Ни единой ложки соли! Я больше не хочу тратить годы своей жизни на то, что бы понять кто мне друг, а кто недруг.  Я не даю ей ни единого шанса стать моим другом!» Прошло ещё несколько минут, я то отвлекалась, глядя в окно, то опять мысленно возвращалась к попутчице. И что я к ней привязалась?
Вот, что она выиграла в эти минуты? Первой влезла в автобус?
Дала непрошеный совет случайной попутчице, почувствовав себя умнее и круче? А, что потеряла? Возможно она сейчас потеряла потенциально верного, доброго, надёжного друга. Потеряла ещё не приобретя. Навсегда. Хотя вряд ли это её способно расстроить. Можно лишь догадываться с кем ей приходится дружить и общаться. И в каком террариуме единомышленников она существует.
Секунды. Секунды. Картинка за окном ежесекундно менялась. Мелькали остановки. Город был наполнен людьми. Вокруг люди, люди. Мы сталкиваемся, как кометы, летящие каждая по своей траектории, на минуты, секунды иногда часы и разлетаемся в разные стороны навсегда теряясь друг от друга в космической дали.
 И у каждого из нас свой личный космос.
 Нечаянная попутчица вышла двумя остановками раньше меня. Довольная собой - яркая, пробивная, активная. Она встречала новый день своей жизни новыми победами. Возможно ей с подругами не везет - одна сплетничает о ней за спиной, другая чуть мужа из семьи не увела, да ещё вот с детьми нет взаимопонимания. Так ведь это просто случайность. Детей, между прочим, не выбирают.
   Я, выходя из автобуса, отдала переплаченную сдачу водителю. Он поблагодарил, улыбнулся, пожелав мне хорошего дня. И каждый из нас пошел своей дорогой.


Рецензии
:-) День добрый.

Читал с удовольствием. Ясно и понятно. Слова на душу ложатся, как масло на хлеб:-)
Вот так и взял прям и проглотил весь рассказ. Ещё и облизнулся.

Кузьмин С.В.   20.04.2021 21:55     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.

Лариса Покровская   23.04.2021 11:55   Заявить о нарушении