Царь Иван Грозный. Наша история

Царь Иван Грозный. НАША ИСТОРИЯ.
Пару лет назад в ближайшем храме приобрёл книгу Митрополит ИОАНН «Русская симфония» Очерки русской историософии.
С позицией яркой, откровенной, со свежим взглядом на исторические события митрополита был давно знаком. Всегда с интересом читал его запоминающиеся статьи в газете «Советская Россия» ещё во времена достопамятные Ельцина.
Публицистика митрополита С.Петербургского и Ладожского не воспринималась власть предержащими, особенно мэром С.Петербурга А.Собчаком.
Особенно не воспринималась непреклонная позиция митрополита ИОАННА на укрепление позиций государства и православия…
Верно говорят, каждая книга должна дождаться своего времени. Очевидно, время это пришло!
После просмотра фильма о царе Иване Грозном, обращаюсь к истории, так как её трактует митрополит.
Вряд ли можно до конца понять течение русской истории, не разгадав личности Грозного царя, утверждает митрополит. Действительно, это особо важная веха на сложном пути России.
Историки давно сошлись на том, что был он самым даровитым и образованным человеком своего времени.
«Муж чудного рассуждения, в науке книжного почитания довольно  многоречив», характеризует его современник.
«Несмотря на все умозрительные изъяснения, характер Иоанна …есть для ума загадка»- утверждает Карамзин, готовый усомниться в истине самых достоверных о нём известий»…
Ключевский о царе:»От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский московский ум».
Подобные оценки, часто вступающие в противоречия, недосказанные, неясные существуют не один век, утверждает митрополит ИОАНН.
Окаменевшие неверием сердца многих поколений «за классовыми противоречиями», «за равенством» и «национальной дружбой», за пустословием и домыслами «учёных людей», лишили историков возможности увидеть сквозь туман наветов и клеветы настоящего Иоанна, услышать его искренний, полный горячей веры голос:
« Тело изнемогло, болезнует дух, раны душевные и телесные умножились, и нет врача, который бы исцелил меня. Ждал я, кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого: утешающих я не нашёл – заплатили мне злом за добро, ненавистью -  за любовь»
«Мягкий и незлобивый по природе, царь страдал и мучился, вынужденный применять суровые меры В этом он удивительно напоминает князя Владимира Равноапостольного, отказавшегося было карать преступников, боясь   погрешить против христианского милосердия. «Боюсь греха!» - эти слова святого Владимира как нельзя лучше применимы и к Грозному царю»- пишет митрополит Иоанн.
Царь Иван Грозный видел в своей деятельности царской, в своём служении- он не имеет права простить измены делу Божию, строению и крепости Святой Руси. Он мыслил свои обязанности Помазника Божия как блюстителя верности народа русского своему предназначению носителя, охранителя и соблюдения православной веры Христова.
Когда в1565 году в Александровской слободе царь принял решение силой выжечь крамолу в России, это решение далось ему страшным напряжением воли.
Портрет царя до этого знаменательного и тяжёлого для царя дня: « .Иоанн был велик ростом, строен, имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза небольшие, серые, но светлые, проницательные, исполненные огня, и лицо приятное».
Когда же царь вернулся в Москву и, созвав духовенство, бояр, знатнейших чиновников, многие не узнали его. Иоанн постарел, осунулся, казался утомлённым, даже больным. Весёлый прежде взор угас, густая когда – то шевелюра и борода поредели. Царь знал, что ему предстоит, какую ответственность он берёт на себя и сколько сил потребуется от него.
Да, Иоанн Грозный карал. Советские историки подсчитали, жертвами «террора царского» стали три-четыре тысячи человек.
Со дня учреждения опричнины до смерти царя прошло тридцать лет: 100 казней в год, учитывая и уголовных многочисленных тогда преступников.
Теперь каждый волен судить – много это или не очень!
Только бы не забыть современным историкам и «судьям» многочисленные заговоры, измены и желание Запада всеми силами и способами подорвать набирающую силу России.
Один из многочисленных примеров известных бесспорно истории: во время Ливонского похода 1568 года заговорщики намеревались окружить опричные полки, перебить их, а Грозного выдать польскому королю.
Царь, сколько мог щадил, прощал…
В 1579 году к казни было приговорено  и выведено на казнь 300 человек.  Казнено 116 человек, остальные помилованы и отпущены.
А в « Повести об Иване Грозном и купце Харитоне Белоулин», дошедшей до нас из 16 века и вовсе говорится, что казнено всего семеро, остальные отпущены….
Казни были последствиями по «новгородскому и «псковскому» делам, попыткам отложиться от московского царя и уйти в подданство иноверному государству.
Царь не желал   казнённым зла, просил у Церкви святых молитв об упокоении мятежных душ изменников и предателей…
Царь Иван Грозный был набожным и смиренным человеком с открытой, страдающей душой. Принимая решения о суровом наказании отступников, заговорщиков,  он в первую очередь наказывал себя. Заставлял страдать своё сердце и душу. Таим земным человеком с православной христианской душой представляет его современному читателю митрополит  С.Петербургский и Ладожский покойный Иоанн.
Как это не похоже на то, что мы слышали о царе Грозном в школе. ВУЗах, литературе, кино.
Думаю, каждый молодой человек, стремящийся познать противоречивую историю России должен встретиться с этой книгой.
Ноябрь 2020 года. Апрель 2021 года.Январь 2022 года
PS.Как современна книга в наши сложные дни, когда Россия, как медведь-шатун обложена злыми, алчными со всех сторон! Книга ещё раз напоминает, что в наше время спасение, благополучие России в единстве народа, патриотизме и крепости державного правления. У нас слишком много внешних врагов, чтобы по недомыслию, злым советам плодить и внутренних злых, озлобленных, ненавидящих всё российское...


Рецензии