Исаев Алексей Михайлович

Исаев Алексей Михайлович (11 [24] октября 1908 – 25 июня 1971), конструктор и учёный, специалист в области жидкостных ракетных двигателей.

Родился в Санкт-Петербурге. В 1931 г. окончил Московский горный институт. Работал на строительстве металлургических предприятий в Магнитогорске, Запорожье и Нижнем Тагиле. В начале 1930-х гг. увлёкся авиацией. В 1934 г. был принят конструктором бригады механизмов и шасси в ОКБ В. Ф. Болховитинова авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова в Филях (Москва). А. М. Исаев разрабатывал шасси для дальнего бомбардировщика «Академия» (ДБ-А) и скоростного ближнего бомбардировщика «С» со сдвоенным двигателем. С 1937 г. – начальник группы на авиазаводе № 124 им. С. Орджоникидзе в Казани, с 1938 г. – на заводе п/я № 84 (г. Химки Московской обл.), с 1940 г. – на заводе п/я № 293 (г. Химки; в 1941–1943 гг. в эвакуации в пос. Билимбай Свердловской обл.). С 1939 г. – ведущий конструктор опытного истребителя «И».

В 1942 г. совместно с А. Я. Березняком спроектировал и построил истребитель БИ-1 – первый отечественный самолёт с жидкостным ракетным двигателем. С этого времени начал специализироваться на разработке ракетных двигателей; с 1943 г. – начальник отдела двигателей завода п/я № 293. В 1945 г. был командирован в Германию для ознакомления с немецкой ракетной техникой. С 1946 г. – в НИИ-1 Министерства авиационной промышленности СССР. С 1948 г. – начальник ОКБ-2 НИИ-88. С 1959 по 1971 г. – начальник ОКБ-2 Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике (с 1967 г. – КБ Химического машиностроения, с 2007 г. – в составе Государственного космического научно-производственного центра им. М. В. Хруничева). Доктор технических наук (1959), профессор.

Под руководством А. М. Исаева изготовлены двигатели для летательных аппаратов С. А. Лавочкина, П. Д. Грушина, Г. Н. Бабакина, С. П. Королёва, В. Н. Челомея, В. П. Макеева, для зенитных комплексов и межконтинентальных ракет. Тормозные и корректирующие двигательные установки, разработанные А. М. Исаевым, стояли на пилотируемых космических кораблях «Восток», «Восход», «Союз», автоматических межпланетных и лунных станциях «Марс», «Венера», «Луна», «Зонд», спутниках связи «Молния-1» и многих спутниках серии «Космос».

«Интуиция и инженерный здравый смысл, мужество, заменяющие математические теории, признание ошибок и неутомимость в проведении сотен испытаний, которые должны были заменить расчеты, являлись обязательными для двигателистов в значительно большей мере, чем для инженеров других специальностей. Этими качествами, как даром божьим, был наделен Алексей Исаев». – Академик Б. Е. Черток. Из книги «Ракеты и люди».

Герой Социалистического Труда. Награждён четырьмя орденами Ленина и орденом Октябрьской Революции. Лауреат Ленинской премии, Сталинской премии 3-й степени, Государственной премии СССР. Почётный гражданин г. Калининграда (ныне – г. Королёв) Московской области. Имя А. М. Исаева присвоено КБ Химического машиностроения (1991). Его имя носит одна из центральных улиц г. Королёва и кратер на Луне, а также малая планета Солнечной системы. В 2018 г. в г. Королёв на проспекте Королёва был установлен бюст А. М. Исаева (скульптор – В. С. Пилипер).


Иллюстрация: Неизвестный автор. Алексей Михайлович Исаев. Фото из открытых источников.


Рецензии