Эгоцентризм

На протяжении жизни мой врожденный эгоцентризм прошел через три последовательные стадии.

Стадия I (до 17 лет)
Поскольку в то время на уровне инстинкта я видел себя в центре мироздания, то считал, что у всех, кто меня окружает, нет другого дела, кроме, как наблюдать за мной. Конечно, со временем я понял, что факт такой заинтересованности   стараются всячески  скрыть, но меня ведь не проведешь. От этого заблуждения больше всего страдал я сам; его неприятным  следствием было то, что я по любому поводу, или даже без повода, мог покраснеть, как рак. Когда я находился в обществе других людей, мне вдруг могло придти в голову, что они обо мне подумали что-нибудь нехорошее, или поняли то, что я предпочел бы скрыть. Из-за этого у меня на лице появлялся слабый румянец, но мне казалось, что он был всеми тотчас замечен; я сильно этим смущался, что усиливало покраснение; в результате этот процесс развивался лавинообразно, и мое лицо становилось пунцовым, и теперь я уж действительно оказывался в центре всеобщего внимания.
Приведу пример из школьной жизни. Однажды на уроке физкультуры наш преподаватель нацмен Гусейнов, обведя учеников мрачным взглядом, объявил, что в раздевалке из кармана куртки Коли Степанова пропали деньги. Поскольку я заходил в раздевалку в одиночку, то мог попасть под подозрение в краже, и от этой мысли пошел процесс, описанный выше, и я густо покраснел. Все присутствовавшие смотрели на меня в упор, включая Гусейнова,  кто - с любопытством, кто – со злорадством, кто – с недоумением. Мне никто не сказал ни единого слова, так, что у меня  даже не было повода оправдаться, и я, видимо, в памяти присутствовавших остался, как вор, хотя никогда ничего чужого не брал.

Стадия II (17 -52 лет)
С моей способностью краснеть, нужно было что-то делать, и я нашел единственный выход. Поскольку я оставался в твердой уверенности, что нахожусь под постоянным наблюдением окружающих, то решил создать для себя непроницаемую внешнюю оболочку. Мне предстояло превратить себя в подобие манекена, «застегнутого на все пуговицы», с шеей, затянутой неизменным галстуком, связанного в своих жестах, с постной невыразительной миной, и уклончивой манерой говорения. Так можно было скрыть от окружающих не только свои мысли, но и самый свой эгоцентризм.
 Чтобы добиться желаемого, потребовалось много труда и немало времени, но в конечном итоге я добился такого успеха, что не только разучился краснеть, но заслужил характеристику «скучный тип». Мимикрия была настолько совершенной, что к середине данной стадии, я уже выглядел, как образцовый советской человек – «строитель коммунистического общества», то есть мой эгоцентризм был спрятан надежно.

Стадия III (52 года – настоящее время)
После краха коммунизма я понял, что эгоцентризм перестал быть наказуемым, - по крайней мере, со стороны государства, и я решил, наконец, стать самим собой. Разрушив лживую оболочку, я буквально вывернулся наизнанку. Теперь я не только не прячусь от посторонних, но пользуюсь каждой возможностью повыпендриваться, всячески стараясь привлечь внимание к собственной персоне. Готовый вступать в контакт с любыми людьми, я не только не скрываю свои, мягко выражаясь, нестандартные взгляды, но навязываю их всем, кто подвернется под руку. За прошедшие 29 лет я настолько привык  к свободе самовыражения, что уже не смогу себя изменить, чтобы соответствовать  нарождающейся новой эпохе, для которой эта вольность становится неуместной, так как для этого слишком стар, так сказать, - «суперстар».
                Декабрь 2020 г.


Рецензии