Великие люди от Авраама до Хокинга 25

Девятнадцатый век (продолжение)


Светлая музыка Камиля Сен-Санса дарит радость и здоровье. Показательно, что французский композитор живет 86 лет.

Сен-Санс – композитор-гедонист, радующийся жизни.

Сен-Санс – певец безмятежности и покоя.

Сен-Санс – сторонник классической простоты и ясности в музыке.

Музыка Сен-Санса рисует идиллические картины: раздается крик петуха, летит пчелиный рой, кукушка считает года, лебедь плывет по озерной глади, летний день впадает в дрему, ночью разыгрывается буря, наступает рассвет, из местной церкви доносятся звуки органа и пение верующих.

Сен-Санс – творец одухотворенных мелодий.

Светлые и легкие мелодии Сен-Санса очаровательны, как весенние цветы!

Музыку Сен-Санса не красят иногда встречающиеся у него высокопарный оптимизм, экспрессивный напор энергии, манерная виртуозность.

Сен-Санс – талантливый музыкальный пародист, который с иронической улыбкой взирает на людей и животных.

Примитивная музыка впервые заявляет о себе в пьесах Камиля Сен-Санса и Эрика Сати. Этот стиль в XX веке преобразуется в минимализм.

Марк Твен – писатель-лицедей с добрым и умным сердцем.

У Твена мягкая, добродушная ирония.

Сатирик Твен в наивном – серьезен, в серьезном – наивен.

Русские писатели не умеют смеяться, как Твен: легко и беспечно, с детским сердцем и доверчивой нежностью. Их смех вымученный, надрывный, вызывает крокодильи слезы.

Выступая обличителем американского общества, Твен в повседневной жизни проявляет себя незадачливым финансистом и преуспевающим писателем. Но, как говорится, красивым словом куш не сорвешь!

Твен иронизирует над «ошеломляющим тупоумием» американцев. В наше время они так и не изменились!

Твен был мужем-однолюбом. Он прожил со своей женой Лайви в мире и согласии 34 года, при этом нисколько не сомневался в ее уме и совершенстве. Как-то писатель не без добродушной иронии заметил: «Я бы перестал носить носки, если бы она только сказала, что это аморально!» После смерти жены в 1904 году писатель так и не смог оправиться от тяжкой потери и вскоре умер.

Как трава прорастает сквозь асфальт, так любовь пробивается наружу сквозь насилие: это чувство описывает австрийский прозаик Леопольд фон Захер-Мазох в романе «Венера в мехах».

Если любовь под ударами кнута недостаточно яростна, она быстро чахнет. Об этом повествует Захер-Мазох в своих вычурных произведениях. С его именем связано понятие «мазохизм».

Литературный критик Николай Добролюбов – луч света, пронзающий тьму российской действительности.

Публицистика Добролюбова в высшей степени убедительна. На страницах журналов он мечет гром и молнии в соотечественников.

Добролюбов осуждает «систему безусловного повиновения» в педагогике. Он сокрушенно восклицает: «…сколько благородных, даровитых натур сгибло таким образом жертвою учительской указки, иногда с жалобным шумом, а часто просто в безмолвном озлоблении против мира…».

Подвижники-интеллигенты, отдающие себя народному делу, - благородные мученики в пантеоне истории. Их любовь к угнетенным людям велика, но чаще всего безответна. Один из них – русский революционный демократ с весьма символической фамилией: Добролюбов.

Высоконравственный Добролюбов три года находился во внебрачных отношениях с падшей женщиной. Увы, судьба не проявила снисхождения к милосердному человеку: он умер в 25 лет.

Музыка французского композитора Лео Делиба дышит весенней свежестью.

Женские арии в опере «Лакме» Делиба – это птичьи голоса, поющие в небе Индии.

Легкая и светлая балетная музыка Делиба вызывает в памяти образ девочки, прыгающей через скакалку.

Грациозная музыка «Коппелии» Делиба открывает второе дыхание балетного жанра.

Мы не ощутим всей прелести балетов Лео Делиба, не уловив в них отголоски танцевальной музыки Жана-Филиппа Рамо.

Балетная музыка Лео Делиба – это кульминация пластичности, тогда как Петра Ильича Чайковского – эмоциональности. Два великих композитора подводят балет к триумфу в конце XIX века.

Светлая лирика оперной и балетной музыки Лео Делиба близко соприкасается с сентиментальной прозой Эмиля Золя.

Николай Васильевич Склифосовский – известный врач-хирург. Он впервые применил анестезию в сложных операциях, благодаря чему вырвал из объятий смерти множество больных. Смерть же оказалась немилосердной к его супруге и детям: жена Софья Александровна, будучи парализованной, зверски убита в имении Яковцы в 1919 году во время налета на Полтаву махновцев, причиной расправы послужило то, что бандиты нашли фотографию ее мужа в генеральской форме; дочь Тамара Николаевна убита вместе с матерью; сын Борис умер в младенчестве; сын Константин скончался в 17 лет от туберкулеза почек; сын Николай убит на русско-японской войне; сын Александр пропал без вести в гражданскую войну; сын Владимир, согласно распространенной в печати версии, покончил жизнь самоубийством, причиной которого, якобы, послужил тот факт, что ему в тайном террористическом кружке, куда он по наивности и молодости вступил, поручили убить губернатора Полтавы. Губернатор был другом семьи Склифосовских. Юноша не смог поднять руку на человека, который неоднократно посещал их дом, и предпочел сам уйти из жизни. По другим данным, 16-летний Володя Склифосовский умер от туберкулеза, причем на пароходе, следовавшем из России в Константинополь.

Одним из сторонников феминистского движения в России был скандально известный писатель Василий Слепцов. В 1863-1864 годах он организовал знаменитую коммуну в Санкт-Петербурге, где несколько заблудших овец работали за швейными машинами, а начинающий литератор разглагольствовал о женском равноправии. Нравы в общине отличались излишней свободой. Падкий до «клубнички» Слепцов не преминул воспользоваться редкой возможностью. Эту трагикомическую затею в стиле Фурье остро высмеял Николай Лесков в антинигилистических романах «Некуда» и «На ножах». Благие намерения заступника народа повисли в воздухе.

Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров – московский священник, проповедник, духовник, с 1892 года – настоятель кремлевского Архангельского собора, один из самых известных подвижников благочестия XX века, в народе почитается как чудотворец.

Валентин Николаевич пронес честь Высокого рода Амфитеатровых достойным образом через XIX-XX века, как и благородную миссию служения русской православной церкви. Члены его семьи и потомки сохранили в себе человеческое достоинство, исключительную образованность и веру в Бога.

Бывает так, что святого по каким-то мирским причинам не причисляют к лику святых. Это, к сожалению, относится к отцу Валентину Амфитеатрову. Что ж, память о нем со временем будет только крепнуть!

Композитор, пианист и педагог Милий Алексеевич Балакирев – подвижник русской музыки.

Балакирев жертвует своим композиторским талантом ради воспитания музыкальных гениев: Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова.

Балакирев – истинный педагог, хотя и с властным характером!

Когда Балакирев пробуждает в ученике творческий энтузиазм, он – великий учитель, когда допускает формализм и критиканство – душитель таланта!

Педагог-скептик подрезает крылья молодым композиторам. Такого рода черствость иной раз допускает Балакирев.

Милию Балакиреву близок по духу объективный Ференц Лист, Петру Чайковскому – субъективный Роберт Шуман: Балакирев и Лист – композиторы-просветители, Чайковский и Шуман – композиторы-гении.

Милий Балакирев и Бедржих Сметана – оруженосцы рыцарей русской и чешской национальной музыки. Они знают радость побед и оба испытывают душевные недуги, связанные с перенапряжением сил. Не всякому человеку по плечу общественно значимое дело!

Можно сказать, что симфоническая музыка Милия Балакирева ассоциируется с картинами Василия Поленова. Композитор и художник воплощают в звуках и красках природу средней полосы России.

Симфонизм Милия Балакирева дает два ответвления: эпическое Александра Бородина и лирико-эпическое Василия Калинникова.

От симфонизма Милия Алексеевича Балакирева тянутся нити к музыке его ученика Александра Глазунова.

Иван Крамской – художник жизненной правды.

Крамской – двигатель русской живописи.

Крамской разрушает основы замшелого академизма в изобразительном искусстве. Благодаря ему, в России распространяются демократические взгляды на живопись, возникает Товарищество передвижных художественных выставок.

Крамской умирает за мольбертом: смерть, достойная большого художника!

Макс Брух – австрийский композитор трагического мироощущения. Его душа изливает обильные потоки чувств. Наиболее полно творческое лицо Бруха определяет Первый концерт для скрипки с оркестром.

Композитор Карл Давыдов в своих виолончельных произведениях – блестящий виртуоз и нежный лирик. Пётр Ильич Чайковский назвал его «царем виолончели».

В свое время Карл Юльевич был профессором Лейпцигской консерватории, профессором и директором Санкт-Петербургской консерватории, солистом Императорского двора.

Французский композитор Жорж Бизе – автор жизнерадостных музыкальных произведений.

Бизе – самый яркий французский «испанец» в опере!

Музыка Бизе ослепительна, как солнце Испании!

Музыка Бизе пламенна, как любовь Кармен!

Музыка Бизе рельефна, как провансальский ландшафт.

Блестящие мелодии Бизе приносят композитору всемирную славу, но, к несчастью, только после его трагической кончины.

Бизе пишет музыку с моцартовской легкостью.

Опера, которую можно поставить рядом с операми великого Моцарта, есть музыка великого композитора. Такова «Кармен» Бизе.

«Кармен» Жоржа Бизе обладает энергетикой, несравнимой ни с какой другой оперой. Это происходит в силу нескольких причин:
1. ее музыку пронизывают стремительные ритмы и яркие мелодии Испании;
2. ее музыка несет огромный заряд бодрости и бьющую через край жизнерадостность;
3. герои оперы – страстные, отчаянные натуры, бросающие вызов судьбе, их любовь жгучая, неудержимая, словно пожар, уничтожающий все живое вокруг.
Рядом с «Кармен» можно поставить только «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини. Место действия этих двух опер – Севилья с ее южным солнцем и темпераментным народом. Обоим операм присуща неудержимая радость, оптимизм музыки. Но между этими шедеврами есть и разница: в опере Бизе больше народных по духу мелодий, да и музыка Бизе испанская, тогда как музыка Россини – итальянская.

Талантливый Жорж Бизе воплощает в «Кармен» французскую Испанию, настоящая же Испания присутствует в музыке Исаака Альбениса, Энрике Гранадоса, Мануэля де Фальи.

В картинах французского художника-постимпрессиониста Поля Сезанна запечатлена природа, искусственно разделенная на квадраты. Кажется, что перед нами лежат сдобные пироги.

Счастливый зелено-золотистый Сезанн вызывает положительные эмоции.

Поль Сезанн – модернистский Никола Пуссен: оба мастера стремятся к художественному совершенству.

Перу Всеволода Крестовского принадлежит роман «Петербургские трущобы» - эпопея отчаяния обездоленных людей.

Читая роман «Петербургские трущобы» Крестовского, можно сделать вывод, что его автор был прекрасным знатоком жизни, тонким психологом, непревзойденным бытописателем русской жизни 60-х годов XIX века.

Крестовский публикует социально-фантастический роман «Петербургские трущобы». Его сюжет повествует о том, как низшие классы общества бедствуют и как представители обеспеченных слоев опускаются на дно жизни. Происходит немыслимое: небеса опрокидываются в болотную хлябь.

Крестовский пишет роман «Петербургские трущобы» - социальную эпопею-гротеск, в которой происходит распад личности. Люди разных классов и сословий попадают в трудные ситуации. В их душах происходит крушение надежд на лучшее будущее.

Крестовский ярко отображает мерзости российской жизни. С него начинается русский натурализм в прозе, за ним следуют Фёдор Сологуб и Андрей Белый.

Композитор Модест Петрович Мусоргский – самый яркий представитель реализма в музыке.

Мусоргский – гений исторической правды и духовной красоты русского народа.

Мусоргский воплощает в оперных полотнах несущуюся в будущее Русь.

Беспредельная и могучая Русь Мусоргского стоит на краю пропасти.

Мусоргский отчаянно бьет в колокола истории, оповещая русских людей о надвигающейся опасности.

Модест Мусоргский – библейский Иов-страдалец в русской опере.

В музыке Модеста Мусоргского присутствует суровый старообрядческий дух протопопа Аввакума.

В героях Модеста Мусоргского и Ильи Репина буйствует энергия непокорных людей.

В оперном творчестве Мусоргский по-репински живописен, по-суриковски историчен, подобно Ге – духовен.

Гениальные произведения искусства рождаются на творческом взлете не одного, а нескольких художников: например, опере «Борис Годунов» Модеста Мусорского (1874) предшествуют трагедия «Борис Годунов» Александра Пушкина (1825) и трагедия «Царь Борис» Алексея Константиновича Толстого (1868).

Модест Мусоргский – совесть России, Пётр Ильич Чайковский – ее душа.

Живописец Константин Маковский и композитор Пётр Чайковский – парочка снегирей, время от времени перелетающих от романтических грез к народному искусству.

Эдуард Направник – выдающийся дирижер и талантливый композитор. Его оперная музыка – сама непосредственность и наивное простодушие.

В течение 50 лет Направник был главным дирижером Мариинского театра. Под его руководством состоялись премьеры большинства опер русских композиторов второй половины XIX века. Рядом с ним можно поставить только французского артиста балета, балетмейстера, балетного педагога Мариуса Петипа, Более 60 лет работавшего в Большом и Мариинском театрах Санкт-Петербурга. Эти выдающиеся иностранцы стали настоящими патриотами России.

Англичанин по рождению художник Альфред Сислей живет и творит во Франции. Его импрессионистические картины ясные и тонкие, краски светлые и нежные.

Как никто из художников-импрессионистов, Сислей с любовью запечатлевает скромные уголки природы.

В манере письма второй половины жизни Сислея начинают усиливаться элементы декоративности, он работает с мерцающими красками, которые дают ощущение неустойчивости изображаемых предметов.

Немецкий социалист Август Бебель одним из первых выступал за эмансипацию женщин. Он опубликовал нашумевшую в Европе книгу «Женщина и социализм». Ее автор неоднократно подвергался тюремным заключениям. Известный революционер на личном опыте знал, каково быть бесправным человеком в обществе.

Эмиль Золя – остросоциальный французский писатель с ярко выраженным живописно-акварельным талантом. Прозаик – непревзойденный мастер в отображении красоты, присутствующей как в природе, так и в жизни.


Рецензии
Романс "Молитва"
Стихи Тамары Залесской
Музыка Галины Черновой
Исполняет Галина Сокольник

http://ok.ru/video/2624704875019

* * *

Боже, возьми меня на руки,
Сердце моё успокой.
Я только клеточка малая
Перед великим Тобой.

Я только птаха неслышная –
Не затеряться бы здесь.
Верю в Тебя не по-книжному,
А потому, что Ты есть.

Верю, как верила матери,
В храм приводившей меня.
С детства живёт в моей памяти
Отблеск святого огня.

Боже, возьми меня на руки,
Сердце моё успокой.
Я только клеточка малая
Перед великим Тобой.

* * *

11 сентября 2012 года

Тамара Залесская   21.04.2021 18:57     Заявить о нарушении