Непридуманная семейная история

               
  Мой дядя Марк театральный режиссёр был женат трижды. Первую его жену звали Ева и была она театральной портнихой. Когда началась война он учился в театральном институте и сразу ушёл на фронт, воевал под Севастополем в морской пехоте (там же и тогда же погиб его двоюродный брат, бакинец и мой тёзка Теодор Аншелевич), а потом вместе с концертной бригадой разъезжал по фронтам. Еву, как польку (на самом деле она была польской еврейкой) выселили в Казахстан. Как сложилась её дальнейшая судьба мне неизвестно. После войны они не встретились И снова была Москва, театральный институт, театр, где он познакомился с талантливой актрисой Лейлой Гаибовой . Они поженились. Союз их вряд ли стал случайным. Бакинские корни наверняка сыграли свою роль. Марк родился в Баку, а Лейла, хоть и родилась в Москве, но отец её Ильяс Гаибов был из очень известной, творческой и многочисленной бакинской семьи. Он стал жертвой сталинского террора 37-38 годов, как и муж любимой тёти Марка, тоже актрисе Сурейе  Сейфи (Цецилии Аншелевич в девичестве)- актёр  и переводчик Алекпер Сейфи . Да и самого Марка тогда чудом не исключили из института.
 Мама Лейлы Валентина (Королёва по второму мужу) жила в центре Москвы на улице Горького 17. И у неё, во втором браке, родился сын Денис. Он стал оперным певцом. Она долго переписывалась с моей бабушкой, а мне присылала редкие детские книжки.
 Брак её с Ильясом распался, а он женился на Веронике Гаваловой и у них родилась дочь Фатима . У Фатимы жизнь сложилась много круче. 41- й год, немцы в Харькове, а Фатима в Бухаресте. Как она, тогда маленькая девочка, оказалась в Румынии, не знаю. В Баку она приехала уже 16-летней девушкой. Жила у брата.  Очень нуждалась. Лейла ей помогала, но возможности у неё были ограниченные и жила она тогда в г. Горьком. Моя бабушка тоже помогала ей, как могла, в основном подкармливала. Мы с ней дружили. Меня она воспринимала, как младшего братишку (разница между нами была 10 лет), а я её, как старшую сестру. Часто она брала меня с собой на концерты, а училась она тогда в АГУ на физмате. Девушка она была очень красивая. Как сложилась её дальнейшая жизнь, мне неизвестно. Предположительно, она переехала в Америку.
 Марк и Лейла жили тогда, как цыгане - своего дома у них не было. Много работали в различных театрах разных городов, редко встречались и детей не завели. В 1948 они попытались создать свой дом в Баку. Начали работать в бакинском русском драматическом театре. Встретили их замечательно.  Марк ставил спектакли, а Лейла играла в них главные роли.  И всё бы хорошо, но в театре уже была ведущая актриса Р. Гинзбург – жена директора Ашумова и начались интриги. Марк уехал в Ленинград режиссёром БДТ, а Лейла в драматический театр г. Горького. Брак их исчерпал себя.
 В третий раз Марк женился на своей ученице актрисе Лобановой Лидии  (впоследствии редакторе «Леннаучфильма»). Она была моложе его на 20 лет, но осталась очень близким человеком и после его ухода из жизни. Вот так причудливо переплелись между собой судьбы совсем разных людей. Всё, как в жизни.

P.S. Приношу благодарность Рустаму Гаибову, который помог мне заполнить некоторые белые пятна в этой непридуманной семейной истории.
 
                2021 г.,Т. Рехельс



 


Рецензии