Как я впервые села на коня

Посвящение: Хеврон - любовь моя.

Мы - жители города. О лошадях знаем только опосредованно: из книг, из фильмов. Но однажды Судьба распорядилась по-своему.
Более десяти последних лет нашей жизни отпуск мы можем брать только в Новый год. Оттого и поездки наши в основном - на Кавказ в предгорья. Однажды погода на Новый год выдалась на удивление бешеной. Мы на машине пробивались несколько дней через настоящий снежный буран с ужасными заносами, заторами, приходилось ждать грейдер, чтобы хоть немного расчистил путь веренице легковушек. Возле заправки наш папа с трудом открыл дверь, чтобы выйти - и провалился по пояс в снег - столько его нанесло! Еле добрались мы до Краснодара и остановились в ледяной гостинице ... от снегопада порвались линии электропередач, и отчего-то тоже прекратилось отопление. Несколько дней ожидали мы открытия перевала. Гуляли по заснеженному Краснодару, любовались старинными домами с крышами и водосточными трубами, обвешанными огромными сосулями. Но вот перевал открыли, и мы на Ниве рванули в числе первых пропущенных машин. Добрались до места назначения. Санаторий  «Тихий Дон», конечно в предгорьях, выше посёлка Лазаревское, что входит в большое Сочи. А наутро Нового года вышло солнышко и пришла чуть не летняя погода. Было удивительно после снежной бури разглядывать великолепные деревья магнолии и поражаться белому цветению анемонов в диких горах. На глаза нам попалось объявление о прогулках на лошадях по горам. Объявление было летнее, старое. Но мы из любопытства поехали по адресу. И увидели залатанный грязный ангар и стойла в нём. Несколько нечищенных коников бродило по двору.
 
Первым ко мне подошёл огромный чёрный жеребец и слопал весь мешок хлеба и яблок, что мы захватили с собой на всякий случай. Второго, брата своего, он вежливо оттирал от "кормушки". Причём вёл себя тактично и даже крайне ласково. Но сожрал всё практически сам.
Хозяин, по виду, бывший спецназовец, любезно сообщил, что зимой кони отдыхают. Экскурсий нет.
Мы откланялись и пошли к машине.
Жеребец не отставал и твёрдо решил загрузиться к нам на заднее сиденье Нивы.

Хозяин постоял, подумал...
- Эх, ладно, раз вы Хеврона приворожили, да и он не против - давайте .

Мы быстро уговорились о цене. (Очень невысокой, кстати, только на прокорм лошадям, так поняла) .
 
- И когда же мы начнём? Когда приезжать?
- А чего ждать, вот вам скребница - и вперёд!
 
Скребница - такое большое приспособление вроде гребня лошадиного деревянного . Вычёсывать и приводить в божеский вид.
Хеврончик, конечно стал ко мне, пока я с ним возилась, неумеха, хозяин уже двух коней успел вычесать...себе и нашему папе.

- Простите, пожалуйста, а это какие лошади?
- Это почти Ахалтекинец. Большая часть у него Ахалтекинская. Я его с братом вместе парой купил. Брат - Цезарь - мой личный конь. А этот, хитрозадый, я его Хевроном назвал.
- Отчего же Вы его так ругаете? Хитрозадый...
- Они у меня несколько лет. И натерпелся же я от этого...Раз пошли в горы с группой на несколько дней. Фураж взяли. На первом ночном привале я фураж (зерно) в огромной выварке на костре запарил и до утра оставил, чтобы дошло. Крышкой закрыл, всё как надо. Лошадей оставили пастись.
Утром просыпаюсь - всё в порядке. Лошади, выварка...Главное, крышка на кастрюле закрыта...Полный порядок в танковых войсках...Только , гляжу, бока у Хеврона раздуты...А сам он стоит, покачивается, и глаза так хитро закрыты, вроде спит. Я - к выварке - а там чуть не половина сожрана! Этот...(опустим слова хозяина) ...губами крышку снял, поужинал, и крышкой снова прикрыл...Потом мы отправились вниз с горы, в село местное. А там все бегут к Хеврону, смеются, гладят его! Я спрашиваю :
- Вы чего тут , сдурели? Чего на коня бросаетесь?
А они рассказывают, что у них второй день свадьба, ночью тоже гуляли...Вдруг к ним из ночи выходит чёрный конь и давай с ними вроде как плясать...ну по-своему, подскакивать, кругом бегать, башкой трясти...веселился, в общем. К себе, однако, не подпускал. И без узды. Потом он в горы ушёл. К себе.

Смеюсь, не верю хозяину. Байки, небось.
Коней, однако, почистили, взнуздали, оседлали...
- Запрыгивай, не робей!
 
Чего-то мне уже и не хочется...Конь-то высокий, огромный...боюсь я...
- Можно я его лучше за верёвочку так поведу, просто погуляем, а?
- А ну, цыц! Залезай со скамейки быстро!
Теперь стало понятно, что хозяин и впрямь бывший спецназовец. Такого попробуй не послушай, по шее получишь, как пить дать.
 
Я и взлетела на Хеврона. На седло, покрытое белой овечьей шкурой. А Хеврон сразу понял, что я - вообще не наездник. Он тяжко вздохнул, прямо по человечески, и как-то сам начал меня удерживать в седле. Вот я прямо ощутила его желание меня не уронить и помочь подладиться под его шаг. Тренировались мы несколько дней.
 
Молодой Князь - норовистый конёк, сбросил нашего папу.
Не сильно сбросил, скорее, соскользнул муж мой. Но хозяин испугался , Хеврон-то высотой ого-го, с него убьёшься! Если упасть. Он меня с Хеврона решил пересадить на старую равнодушную ко всему на свете кобылу. Я расстроилась, Хеврон скроил такую изумлённо - оскорблённую морду :
- Этот дурень молодой, Князь, на дыбки взвился, а наказывают меня! Да что вы тут, совсем что ли?
Хозяин подумал...да и отменил приказ. Опять я уселась на Хеврона.
И через несколько дней мы поехали по настоящим горам.
 
Перед особо крутым подъёмом Хеврон обижался. Я тоже. Мы молчали и дулись друг на друга. Потом я ему говорила:
 
- Да ты пойми, всё равно лезть придётся, хочешь, не хочешь, придётся.
И он понимал! И лез. Мокрый потом был , лезть в горы тяжело, да и я седок , хоть и старалась помогать ему, как учили меня, а всё же, неумеха.
Хозяин сначала меня учить пытался, как надо верх над конём брать, как строго покрикивать, как сжимать ему бока сапогами, как крепко держать узду...Всё без толку.
У нас с Хевроном сложилось такое редкое взаимопонимание, когда я поводьями вовсе не управляла. Поводья у меня висели, чуть не до земли. Я держала его за гриву горстью и управляла, как джойстиком - налево, направо, вперёд. И много ему рассказывала. В основном, какой он хороший мальчик. Он слушал.
Хозяин отчаялся и старался на меня и мои фокусы не смотреть. Ехал впереди, полностью положившись на Хеврона, что тот довезёт меня целой. Однажды мы доехали до крутого спуска, да ещё и размытого селем. Когда я глянула вниз и увидела изящные точёные ноги Хеврона среди оползня серых скользких камней и мокрой глины , тонкие конские ноги на фоне этих убийственных валунов...У меня немного помутилось в голове от страха за коня, но полностью на него положившись, я закрыла глаза и, отклонившись максимально назад для противовеса, сказала Хеврону:
- Ты - старший, иди, как знаешь!
И он спустился легко, играючи, с подскоком!
И, спустившись, так обрадовался, что с шага перешёл в галоп. Но я даже испугаться не успела. Он сам опомнился, вспомнил, кого везёт, и опять перешёл на шаг. Хоть и очень ему порезвиться хотелось. Но тут мы дошли до горной речки.
 

Там сделали фото на память. Поход завершился.
 
Что можно добавить? Мы чуть не каждый день ездили навещать коней и носили подарки. С Хевроном так сдружились, что это стало раздражать хозяина. И он прекратил наши посещения. Сказал:
- Хотите, покупайте коня. А душу ему не травите.
Верно сказал. А куда нам горного коня? Он у нас в средней полосе будет лёгкими болеть. Я читала про такие случаи. Да и держать его - где? Гулять, вываживать? Жили мы тогда в квартире. Да и денег на покупку такого коня не было. Хотя мысль и запала. Просто "заболели мы конём".  Но справедливость слов хозяина признали. И, оставив премиальные, больше не появлялись. 
Часто Хеврон мне снился. Потом перестал. Но любовь к лошадям жива во мне и до сих пор.


Рецензии