А если разгадка тайн корней хронологии Руси?

Полное навание: а если разгадка тайн хронологического костяка истории Руси и ряда стран Восточной Европы?

Альтернативное название: Роль цикла Диоклетиана в историографии стран Восточной Европы

Небольшое предисловие, отчасти несколько комичное

Воскресенье, 18 апреля 2021 года. Автору этих строк звонит Евгений Валентинович Сахаров, его старый знакомый, исследователь, автор ряда работ на темы исследования мировой истории методами естественных наук.  В свое время автор этих строк на его книгу «Историографические фантомы и параллели древней и средневековой истории (Европа, Ближний Восток и Северная Африка)» написал некое подобие рецензии ([1]). При этом сама книга выставлена на сайте издателя ([2]) в свободном доступе.

Евгений Валентинович весьма плодотворен, и в этой опубликованной книге есть очень интересные разделы. В частности «Летописная история Древнерусского государства как прообраз истории средневековой Венгрии». Есть у него и новые работы, нигде не опубликованные. Одна из них – «Параллели политических историй Польши и Древней Руси». Согласно аннотации, статья посвящена обнаруженным ее автором параллелям политических историй средневековой Польши и Древней Руси.

Эта работа, точнее, первая ее версия,  была им написана в начале этого, 2021 года, и именно тогда он обратился к автору этих строк с просьбой с ней ознакомиться. Просьба была изложена в устной форме в телефонном звонке.

Автору этих строк на тот момент было немного не до этого, ибо он полностью поглощался первым в жизни серьезным кинопроектом на молодежно-спортивную тему. Но со временем раздался и второй звонок, а после этого и третий, причем третий звонок пришелся ровно на тот момент, когда автор этих строк пребывал в весьма неплохой исследовательской форме. В результате на первых порах был зафиксирован объем статьи в восемь страниц, затем была предпринята попытка прочтения, и… в результате было сделано примерно три весьма занятных дополнения по одной теме, довольно давно привлекающей внимание представителей междисциплинарной школы: теме династического параллелизма.

Постепенный переход к основной части статьи

Как правило, рассмотрение такового дается в виде рисунка, по центру которого проведена вертикальная линия, а по обеим сторонам, справа и слева от нее, идет схематическое изображение династий с указанием имен правителей и лет их правления в виде отрезков соответствующей длины. Первый из таковых содержится в первом томе многотомника Н.А.Морозова «Христос», и там идет сравнение т.н. 2-й и 3-й римских империй ([3]).

В научной версии статьи, опубликованой на  a c a d e m i a . e d u и дзен-версии статьи, дается соотвественных рисунок из Морозова.

О реальных корнях этого и других параллелизмов обязательно нужно будет поговорить отдельно, упомянув при этом и математическую теорию корреляции, и это входит в планы автора этой статьи. Если вернуться к неопубликованной пока работе Евгения Валентиновича, то в ней эта тема представлена на рис. 1, а сам рисунок озаглавлен «Корреляция династических потоков Древней Руси и Польши»*.
* - автор статьи выражает неловкость перед читателями, но эта его работа пока действительно не опубликована

Сам этот рисунок ввиду вышеупомянутой неопубликованности работы Е.В.Сахарова автор этих строк решил не давать. Но: история Древней Руси там начинается с 862 года (начало правления Рюрика), т.е., с первой датировки истории Руси в нарративных источниках, в данном случае русских летописях.

Что касается польской историографии древнейших времен, то она представлена несколькими хрониками, которые в совокупности в традиционной трактовке дают в качестве первой даты начало правления князя Пяста, традиционно датируемое 842-м годом. И на вышеупомянутом рисунке именно с этого года и начинается история Польши.
 
Завершается этот рисунок годами 1139 для Руси, с завершением правления князя Ярополка II, и годом 1146 для Польши, когда завершилось правление Владислава II. При этом правление Пяста (842-861) имело продолжительность 19 лет, ровно один метонов цикл. Причем этот правитель был первым. Этой же продолжительностью описывается соправление Владимира Мономаха, носителем первого имперского головного убора, известного под названием «шапка Мономаха», и князя Мстислава I (1113-1132).

Еще среди занимательных обстоятельств, приписываемых этому времени, можно отметить и наступивший согласно традиционной истории постепенный переезд политического центра событий из юго-западных княжеств в северо-восточные, называемый также в историографии перемещением центра событий истории Руси из Киевской Руси во Владимирскую. Одни из самых занятных событий этого периода – первые упоминания в летописях Москвы и Вологды, фигурирующие в летописях под 1147 годом.

Общая продолжительность временных интервалов всего параллелизма:
- по Руси: 1139-862=277 лет, а если брать от 1147, то получится 1147-862=285. Итого почти продолжительность цикла Диоклетиана (284 года),
- по Польше: 1147-842=305. Примерно продолжительность цикла Диоклетиана плюс (284 года) один метонов цикл (19 лет). Кстати, примерно столько же составляет разница между т.н. испанской и новой эрами летосчисления. Об этом более подробно и у Бикермана в «Хронология древнего мира» ([4]), и у автора этих строк в его научно-популярной версии диссертации «Как возникла глобальная хронология» ([5]).
Что касается цикла Диоклетиана, то о его взаимосвязи с метоновым циклом речь идет в работе автора этих строк «Эра Диоклетиана: можно ли сказать что-либо о ее возникновении на основании рассуждений, связанных с метоновым циклом?» ([6]). Здесь, в нашем случае, мы можем смело прибавить к году 1147 еще 284 года, и получить год 1431. А ровно в этот год канцелярия папы римского окончательно перешла на летосчисление от Рождества Христова. Или на летосчисление в новой эре, как кому удобно. Как об этом пишет и Климишин в своей «Календарь и хронология» ([7]).

Тогда, в 1431 году, для канцелярии папы римского была еще заря мирового летосчисления, а для центров делопроизводства других стран переход на эту эру только начинался. К этому можно добавить мысль о скудности историографии многих стран Европы на актовые источники – многие из них описываются лишь нарративами. Которые, как известно, и как показывает опыт мировой историографии, составить, а порой даже сочинить не очень сложно.

Поэтому весь XV век едва ли можно счесть периодом хронологической надежности. И когда в историографии этих стран воцарилась пагубная мода превращения хронологической неопределенности своего прошлого в мало на чем основанную, и по этой причине весьма сомнительную и ненадежную хронологической определенность, то для предстоящего процесса удревнения было бы неплохо опираться на некие общепринятые мировые хронологические стандарты. И одним из таковых оказалась продолжительность эры Диоклетиана.. Или, как очень хочется, и по этой причине даже можно ввести такое понятие, как цикл Диоклетиана - временной промежуток продолжительностью в 284 солнечных года.

Итоговые хронологические выкладки относительно истории древних Руси и Польши:

862 + 285 = 1147
1147 + 284 = 1431

Из чего ясно следует, что вполне вероятно, что хронологический костяк истории Руси, Польши, Венгрии, и, возможно, многих других стран, создавался просто путем вычитания циклов, кратных циклу Диоклетиана, из года 1431. В данном случае двойных циклов Диоклетиана.

В этом свете можно вспомнить общую закономерность мирового летописания, которая вышла на первый план у автора этих строк при изучении становления иудейского летосчисления и отражена в работе «Диалектика появления глобальных хроник» ([8]). А именно: сначала берется хронологический костяк, и только после этого на него наносится событийный ряд.  Историография Руси, Польши, Венгрии периода IX-XV веков сей мысли есть подтверждение?

В качестве эпилога

С точки зрения автора этих строк, российская междисциплинарная естественнонаучная школа вполне созрела для того, чтобы на основании своих достижений, о которых, к слову, речь идет в его работе по этой теме ([9]), разработать и новый концепт истории Руси, и новый концепт среднего гуманитарного образования, и выдвинуть ряд других полезных и интересных для нашей страны, а также мировой культуры в целом, проектов.

Насколько могли бы или не могли бы быть реализованы, зависит и от вас, дорогие читатели !

Помощь денежными средствами приветствуется.

Банковская карта: 4893 4704 8687 6417

Литература

1. Поляковский В.Т. Рецензия на книгу Е.В.Сахарова «Историографические фантомы и параллели древней и средневековой истории (Европа, Ближний Восток и Северная Африка)». http://www.academia.edu/34859162, https://proza.ru/2017/10/15/2257
2. Е.В.Сахарова «Историографические фантомы и параллели древней и средневековой истории (Европа, Ближний Восток и Северная Африка). 3. Морозов Н.А. Христос. Том 1. Небесные вехи в земной истории человечества. М. Крафт+Леан 1997. Репринт с издания 1927 года.
4. Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., Наука, 1975.
5. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010
6. Поляковский В.Т. Эра Диоклетиана: можно ли сказать что-либо о ее возникновении на основании рассуждений, связанных с метоновым циклом? http://www.academia.edu/43272287, https://proza.ru/2020/06/06/1714
7. Климишин И.А. Календарь и хронология. Москва, Наука 1985
8. Поляковский В.Т. Диалектика появления глобальных хроник. http://www.academia.edu/45080554, https://proza.ru/2021/02/09/47
9. Поляковский В.Т. и потенциальные соавторы. Достижения российской междисциплинарной школы исследования общественных процессов методами естественных наук, в том числе имеющие шансы на позиционирование как достижения мирового масштаба. http://www.academia.edu/41453268/, https://proza.ru/2019/12/29/166

г.Москва
апрель 2021


Рецензии