Лиха беда начало! Дебют Георгия Албегова в Санкт-П

 Симфонический концерт в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии
Дирижер Георгий Албегов.
Академический оркестр Санкт-Петербургской филармонии

Вчера почти случайно попала на симфонический концерт в Большой зал филармонии. Мне было интересно послушать выступление дирижера Геогрия Албегова, который мне очень понравился, когда два года назад дирижировал в Бурятском театре оперы и балета оперой Верди "Бал-маскарад", где партию Ренато (Анкарстрёма) пел мой любимый баритон, солист Мариинского театра Владислав Сулимский, а прекрасный тенор Михаил Пирогов (Красноярский театр оперы и балета) - короля Густаво. Незабываемый спектакль! Теперь, полгода назад, Георгий Албегов, выпускник Санкт-Петербургской консерватории, стал главным дирижером Бурятского государственного академического театра оперы и балета! Мои поздравления!
А тут его дебют как дирижера в Санкт-Петербургской филармонии! Как же не сходить?
И программа интересная. Знакомая и любимая "Кармен-сюита" Бизе, не очень известный мне Сен-Санс с его концертом для  виолончели с оркестром, абсолютно таинственный концерт для ударных и малого оркестра Мийо и Гершвин, ассоциирующийся у меня исключительно с первой американской оперой "Порги и Бесс". В концерте прозвучала его симфоническая поэма "Американец в Париже" - признаюсь, это не для слабонервных, но очень весело! Я ее для себя назвала "Урбанистический кошмар". Я получила большое удовольствие от этой безумной музыки! Даже сама удивилась! А все потому, что была потрясающе исполнена! И дирижер, и оркестр постарались на славу! Такая говорящая жанровая музыкальная  картинка! Почему-то мне представился коренной техасец в ковбойской шляпе и знаменитых сапогах из змеиной кожи, который гуляет по оживленному и шумному центру французской столицы в конце 1920-х годов, когда и была создана эта симфоническая зарисовка! Сколько эмоций  рождается в его груди при виде яркой, освещенной солнцем толпы, глаз выхватывает из нее самые примечательные личности - неотразимые красотки, забавные толстяки, степенные дамы, разряженные франты, юркие мальчишки-разносчики. А звуки - настоящий сумасшедший дом! Клаксоны автомобилей, визг тормозов, мелодии всех мастей, несущиеся из открытых окон и из дверей кафе.  Тут и оторопь его берёт, и любопытство, и заинтересованность, и страх,  и обескураженность, и раздражение,  и утомление,и тоска по дому. Впору ошалеть от всего этого, остановиться и утереть пот со лба, сняв роскошную техасскую белую шляпу с широкими загнутыми полями!  И взгрустнуть о бескрайних просторах родных прерий, где нет этой толчеи, о негритянских блюзах и джазе, наполняющих американские салуны милыми душе звуками... И вот надо же! И тут, в Париже, нашлось место, где все привычное и родное, как дома за океаном! Мелодии, ритмы, запахи, звуки - все сошлось! Все свое! И счастью нет предела! Американец везде дома и всюду остается американцем!    И ничто чужое ему не в радость! Пусть всюду будет свое! Так я восприняла этот гимн американскому культурологическому мироощущению! И позабавилась мысли, что ничто не меняется со временем, только усугубляется!
Концерт Мийо для ударных и малого оркестра, яркий пример музыки первобытного ритма,  восхитил виртуозностью игры солиста Тимура Федорова на невообразимом количестве ударных инструментов, собранным вокруг него. Когда их убирали в перерыве между исполнением произведений, вспомнилась шутливая фраза, демонтрирующая многозначность  некоторых слов в русском языке: "на фига до фига нафигачили, а ну расфигачивайте!" И еще меня до сих пор мучает вопрос: как музыкант запоминает, что он должен играть и в какой последовательности  использовать все эти инструменты? Ведь нот или иных записей перед ним не было.
Концерт для виолончели с оркестром Сен-Санса меня не очень впечатлил. Хотя виолончель солиста Сергея Печатина временами выразительно пела и плакала, оркестр словно скучал и никак не хотел печалиться и разливаться нежными мелодиями, сколько их ни призывал к этому жестами дирижер. Звук у оркестра часто был плоским и невыразительным, что меня несказанно удивило, я же не первый раз его слышу.
Это особенно было заметно в лирических частях "Кармен-сюиты" Бизе. У меня даже  закралась мысль, а не нарочно ли они так играют? А я-то надеялась насладиться любимыми мелодиями оперы, на которую не хожу в Мариинку из-за расстраивающей меня модерновой постановки. Но облом! Лишь темпераментная "Сегидилья" и ликующие "Тореодоры" порадовали.
Но в целом, концерт был интересным и поучительным. Дирижер мне понравился! Поздравляю Георгия Албегова с дебютом в Санкт-Петербургской филармонии! Лиха беда начало!


Рецензии