Пепелище первого колхоза

Как известно из истории СССР первые колхозы начали создаваться с 1918 года. Массовая коллективизация единоличных крестьянских хозяйств началась в 1928 году, после решения XV съезда ВКП(б) состоявшегося годом ранее. Однако такое сельскохозяйственное новшество не могло происходить без предварительных теоретических исследований и практических экспериментов. Почти за 70 лет до создания первых колхозов, сторонник социальных реформ и последователь идей Шарля Фурье о создании фаланстеров  Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский (Петрашевский) предпринял попытку коллективизации крестьянских хозяйств, которую сейчас можно назвать инициативой создания первого колхоза. 
Михаил Васильевич Петрашевский родился 1 [13] ноября 1821 в Санкт-Петербурге в дворянской семье военного врача, хирурга, действительного статского советника Василия Михайловича Петрашевского.
В надежде на будущую блестящую карьеру, родители устроили Михаила в Царскосельский лицей, который он окончил в 1839 году. В дальнейшем Петрашевский поступил на юридический факультет Петербургского университета, по окончании которого в 1841 году служил переводчиком в министерстве иностранных дел.
В 1844 молодые люди, знакомые Михаила Петрашевского,стали собираться в его доме для обсуждения демократических и материалистических идей, принципов утопического социализма.  С 1845 года такие встречи стали еженедельными и назывались «пятницами». В результате дискуссий у молодых людей появился  естественный интерес к «запрещенной» литературе, которая имелась в библиотеке Петрашевского. Сам Петрашевский выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землёй, а в идейном плане он был последователем Шарля Фурье.
В целях пропаганды своих идей Михаил Петрашевский принял участие в работе над «Карманным словарём иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Первый выпуск редактировал Валериан Николаевич Майков при участии Петрашевского, редактором второго выпуска стал Петрашевский (в 1845—1846 годах), который написал и большинство теоретических статей. Статьи словаря пропагандировали темы, обсуждаемые по «пятницам», – демократию, материализм, социализм.
Кроме популяризаторской деятельности, Михаил Васильевич Петрашевский попытался реализовать свои идеи на практике. Вот что писатель и журналист Владимир Рафаилович Зотов написал в своих воспоминаниях о социальном эксперименте Петрашевского: «Уверенность этого фанатического поклонника фурьеризма в том, что русский мужик способен проникнуться идеями фаланстерианского общежития и усвоить их себе, была до того велика в Петрашевском, что он задумал осуществить ее на деле еще в 1847 году, хотя и в незначительных размерах. Был у него недалеко от уездного города небольшой выселок в семь дворов, ютившихся на болоте, у опушки огромного соснового бора. Во всех дворах было душ сорок и с ребятами; земли было достаточно, с десяток лошадей, но коровы не приживались, да и жилье самих мужиков на болотистом грунте было неказисто и хозяйство у них велось плохое: допотопные плуги и бороны работали плохо, избы подгнили, лес хоть под боком, да господский. Староста пришел просить бревен на починку развалившихся лачуг. Тогда барина  осенила гениальная мысль: он повел беседу о том, не лучше ли будете крестьянам вместо того, чтобы подновить свои избы на заведомо нездоровом месте, выстроить в бору, на сухой почве, одну просторную новую избу, где бы поместились все семь семейств, каждое в отдельной комнате, но с одной общей кухней для стряпни и такой же залой для общих зимних работ и посидков, с надворными пристройками и амбарами для домашних принадлежностей, запасов и инструментов, которые также должны быть общими, как и вообще все крестьянское хозяйство. Барин долго развивал все выгоды такого общежития, обещая, конечно, все устроить на свой счет, купить заново все необходимые сельские орудия и домашнюю утварь: горшки, чашки, плошки. Староста слушал, «уставясь в землю лбом», с тою сосредоточенною миною русского мужика, по которой никак не узнаешь:понимает ли слушающий, что ему говорят, или думает о говорящем: «ничего-то, брат, ты сам не понимаешь и только вздор городишь». Он только низко кланялся при перечислении всех благ, какими барин собирался наградить своих верноподданных в их новой жизни, и на все его вопросы «ведь так будет не в пример лучше и выгоднее?» отвечал: «Воля ваша, вам лучше знать, мы люди темные, как прикажете, так и сделаем»  Барин напрасно старался добиться от него самостоятельного мнения об удобствах такого общежития, напрасно ждал, когда в его верном Личарде «новогородская душа заговорит московской речью величавой»; Личард только кланялся и повторял: «Вы наши отцы, как положите - так и будет»
Нежелание мужиков изменить исконный, заповедный образ жизни было очевидно, хотя и не высказывалось прямо, но оно было так естественно, что барин не удивлялся этому, хотя и решил все-таки привести в исполнение свою идею, надеясь, что, испытав на деле все удобства нового рода жизни, они оценят заботы об улучшении их быта. От вековых привычек отстать не легко. Крестьяне те же дети, которых надо силою приучать к порядку, чистоте, опрятности. С манчестерским принципом: laisser faire, laisser aller - тут ничего не поделаешь, и барин положил осчастливить детей природы вопреки их желаниям. «Не вытащить их из их болота, так они и совсем в нем завязнут», - говорил он, и начал строить в лесу фаланстерию. Работа подвигалась быстро, и к зиме все было готово. Беседы и разъяснения шли своим чередом во время построек. Несколько раз барин водил стариков в готовящееся для них помещение, знакомил их предварительно с его планом и расположением комнат, с новыми порядками каким надо было следовать в общежитии, спрашивал довольны ли они?  Они ходили за ним по постройке с видом приговоренных к тюремному заключению, бормотали угрюмо: «Много довольны! Как будет угодно вашей милости!» При свидании со мной Петрашевский не раз сообщал мне о ходе дела, обещал рассказать подробнее, как они начнут жить в новой обстановке с Рождества 1847 года. Прошло и Рождество, но он не показывался в Петербурге. После нового года я узнал, что он приехал, но ко мне не являлся. Еще через неделю я случайно столкнулся с ним на Невском.
-Что же ты не заходишь ко мне? Ведь ты же знаешь, как меня интересует твоя попытка, - сказал я.
Он казался сконфуженным и отвечал как-то неохотно:
- Да что, братец! Ты и представить себе не можешь какие это дикари, сущие звери. Что они со мной сделали!
- Что же? Отказались переселиться в твою фаланстерию?
- Как же смели бы они это сделать, когда им приказывал барин?
- Так что же наконец?
- Вообрази: накануне переезда я еще раз обошел с ними всю постройку, назначил каждой семье ее помещение, указал на все его удобства, выгоды, передал всю утварь, какую закупил для них, все инструменты, велел перевести с утра скот и лошадей в новые хлева и конюшни, перенести весь скарб и запасы в амбары. С сознанием исполненного долга и доброго дела оставил я их, обещая на другое же утро приехать к ним на новоселье из дома лесничего, где я обыкновенно жил во время моих поездок...
- Ну и что же? - спросил я, видя, что он остановился на последних словах, высказанных прерывающимся голосом.
- Приезжаю рано утром и нахожу на месте моей фаланстерии одни обгорелые балки. В ночь они сожгли ее со всем, что я выстроил и купил для них.
В тоне его голоса было столько горечи, столько разочарования, что я не мог смеяться над развязкой этой барской затеи на социальной подкладке». [1,2]
Так закончилась история с попыткой создания первого колхоза. Крестьяне делом выразили свое отношение к идее провести коллективизацию их хозяйств, внутренне чувствую таящийся в барской затее подвох. Пройдет чуть более 80 лет и пролетарская власть, используя все имеющиеся насильственные средства, будет проводить всеобщую коллективизацию крестьянских хозяйств. К чему это привело, мы сейчас знаем.
Идеи Петрашевского и членов его кружка были не только отвергнуты крестьянами, но и должным образом оценены царской полицией. Собрание молодых вольнодумцев полицейские чины царской России представили как попытку антиправительственного заговора. В 1849 году Петрашевский и несколько десятков связанных с ним человек были арестованы. Состоявшимся вскоре судом Петрашевский и ещё 20 человек были приговорены к смертной казни. Вынесенное судебное решение было даже суровее, чем приговор организовавшим восстание на Сенатской площади декабристам. Среди этих 20 приговоренных к смертной казни человек был писатель Федор Михайлович Достоевский, который входил в кружок петрашевцев  (участников собраний в доме Петрашевского). После произнесения приговора и инсценировки расстрела было объявлено о замене казни бессрочной каторгой. Именно эти два обстоятельства в деле петрашевцев  - необоснованно суровый приговор следствием которого стал необычный, поразивший современников, обряд инсценировки приготовлений к публичной казни, которому подверглись осуждённые, не знавшие о том, что они помилованы, и участие в собраниях молодого Федора Михайловича Достоевского привлекли внимание историков к кружку Петрашевского.
Наказание Петрашевский отбывал в Восточной Сибири. С 1856 года был переведен на поселение, жил в Иркутске, сотрудничал в местных газетах, давал уроки. В 1860 году организовал газету «Амур». За выступления против произвола местных властей в феврале 1860 года Петрашевский был выслан в село Шушенское Минусинского округа. С декабря 1860 года по март 1864 года жил в Красноярске. Потом был выслан губернатором Павлом Николаевичем Замятниным из Красноярска в Минусинский округ, сначала в Шушенское, а затем в село Кебеж. 2 мая 1866 года Петрашевского перевели в село Бельское, Бельской волости, Енисейского уезда, Енисейской губернии, где он и умер 7 [19] декабря 1866 в своём доме от кровоизлияния в мозг. [3]

Литература
1. Кооперация [Текст]: страницы истории: в 3 т. / РАН. Ин-т экономики; редкол.: д. э. н. проф. Н. К. Фигуровская (отв. ред.-сост.) [и др.]. - Москва: Наука, 1998-. - 23 см. - (Памятники экономической мысли).
Т. 1. кн. 1: Избранные труды российских экономистов, общественных деятелей, кооператоров-практиков. кн. 1: 30-40-е годы XIX-начало XX века. Предыстория [Текст]: 1998. - 767 с.: портр., факс.; см.; ISBN 5-02-010850-2 (Т. 1) C. 127-129
2. Печатается по: Зотов В.Р. Из воспоминаний: Петербург в сороковых годах: (Выдержки из автобиографических заметок) // Ист. вестн. 1890 Т. IV, № 4/6. С. 541-543.
3. Петрашевский Михаил Васильевич Википедия. Электронный ресурс URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Петрашевский,_Михаил_Васильевич (дата обращения: 21.04.2021)

Фотография Фаланстера Североамериканской фаланги в Нью-Джерси


Рецензии
Уважаю их всех, кроме мрази и Достоевского, сдавшего их поганым царям-иностранцам.

Старый Ирвин Эллисон   28.03.2024 22:02     Заявить о нарушении