Что же было в Хабаровске, или конвульсии парламент

Полное название:
Что же было в Хабаровске, или конвульсии парламентаризма

Недавно побывал по делам службы в Хабаровске. Город с несчастной судьбой столицы российского Дальнего Востока. Он то становился центром, то уступал эту роль другим городам региона. За несколько дней удалось побеседовать с разными людьми, от таксистов до государственных служащих. Разумеется, хотел собрать мнения коренных жителей края и о бывшем губернаторе Хабаровского края Сергее Фургале.
Никто из собеседников не отрицает его криминального прошлого (и в заслугу не ставит), да и не хвалит как руководителя. Ничего выдающегося он для благоустройства города и края сделать не успел, а несколько крупных инфраструктурных проектов, завершенные им, были начаты еще при прежнем губернаторе Викторе Ишаеве. Кого-то С. Фургал уже успел обидеть невыполненными обещаниями… Дело, однако не в этом.

Сергей Фургал был протестным кандидатом на выборах, в его фигуре вылилось общее недовольство населения вмешательством центра в жизнь края без учета интересов коренных жителей. Это в той или иной степени относится к трём китам хабаровской экономики: золотодобыче, заготовке леса и ловле красной рыбе на Амуре. Запрет на экспорт леса-кругляка был введён в интересах государства и более бережного отношения к ресурсам края. Однако в краткосрочной перспективе он вызвал серьёзное недовольство как заготовителей леса (официальных и «чёрных»), так и всех людей, мультипликативно задействованных в этой полукриминальной отрасли, в том числе и простых лесорубов, водителей лесовозов и членов их семей. Собственно, запрет на экспорт необработанного леса не сопровождался уверенной пропагандистской работой, разъясняющей перспективную выгоду этой меры для региона в целом и простого человека в частности, а также поддержкой деревообработки.

Но особенно острая ситуация сложилась с ловом красной рыбы. При губернаторе В. Ишаеве и при его согласии права на организованный лов рыбы перешли компаниям, представляющим интересы московского бизнеса(он  в целом не отличился совестливостью: 7 февраля 2021 года, Замоскворецкий районный суд Москвы признал бывшего губернатора Хабаровского края В.И. Ишаева виновным в растрате 7,5 млн руб., принадлежащих «Роснефти», и приговорил его к 5 годам условно.). Русло Амура стало контролироваться вооруженной охраной, в наиболее посещаемых хабаровчанами местах начали выставлять оцепление по берегам. В этом, как его называют местные жители, «омоне» служат наёмные работники из других регионов (местных брать не стали, поскольку с такой работой эффективно не справятся: им ещё в своей среде жить). Это сразу привело к удорожанию в регионе  красной рыбы и икры. Кроме того, возможности по самостоятельной заготовке рыбы были существенно ограничены. В результате возник еще один источник недовольства политикой краевой власти. Затем массовой установкой сетей были подорваны популяции лососёвых, особенно кеты. Это вызвало, к сожалению, не масштабные инвестиции в разведение мальков, но ужесточение контроля над ловлей рыбы. Ещё один виток недовольства.

Понятно, что в таких условиях доверие к центральной власти падает низко, как и к правящей партии и, соответственно, к местному парламенту. С. Фургал рыбный лов краю не вернул, однако же он шёл во власть от ЛДПР, в его фигуре кристаллизовался общий протест. Поэтому снятие С. Фургала с поста губернатора было воспринято как надругательство над народным протестом. Не было воли избрать лучшего, была воля избрать другого, независимого от правящей партии, способного, как надеялись избиратели, проводить самостоятельную политику в интересах края.

Но вот из центра фактически назначен новый губернатор, пока ещё временно исполняющий обязанности. И что он делает для отыскания общественной поддержки, какими политическими технологиями пользуется? Не делает резких движений. Посещает предприятия, уголки, где до него давно не бывало высокого начальства, узнаёт о нуждах, успокаивает, обещает. Что ж, замечательно. Барин приехал рассудить. И президент страны пользуется подобными приёмами, любит общаться с народом напрямую.

Но вот и ещё одно. Появляется "народный совет" при губернаторе, составленный из представителей различных социальных слоёв, дабы нужды и чаянья народные доносить до первейшего в крае начальника, а через то влиять и на принятие местных законов. Как же так? Зачем это? Для таких дел имеется краевой парламент, депутаты которого как раз избраны представлять волю и интересы народа. Приходят вроде бы от народа, регулярно общаются с избирателями, напитываются, так сказать, живыми запросами людей. Впрочем, неэффективность, партийного представительства стала уже общим местом. Именно поэтому политический класс России применяет политтехнологии, имитирующие единство власти и народа: общенародный фронт, прямая линия президента, общественная палата, различные советы при президенте. Всё это по существу заменители общественно-профессионального народного представительства, заменители реального Земского собора, характерного для самодержавной монархии московских государей. Разница между Земским собором, то есть действительно работоспособным, значимым для центральной власти народным представительством, и современными подделками под него велика: они не имеют авторитета у центральной власти, отношение к ним внешне заинтересованное, внутренне пренебрежительное. Это хорошо видно:

- по Общественным палатам, что федеральной, что региональным, превратившимся в бюрократические говорильни,
- по общенародному фронту, гальванизируемому, подобно Франкенштейну, к очередным президентским выборам,
- по «прямым линиям», создающим видимость княжеского суда, когда правитель с изумлением узнаёт о бесчинствах бояр и восстанавливает справедливость для тех, кому удалось высказать челобитную.

Всё это имитации, паллиативы, создающие иллюзию того, что власть широко учитывает в своих решениях и действиях мнение народа. Популистскими мерами и обращением к монархическим архетипам народа поддерживает правящая элита свою легитимность. Характерная особенность завершающихся республик – продлять свою жизнь помощью монархических подпорок. Это мы помним не только из судьбы Римской империи, но и по примерам древнегреческого мира.

Однако раньше подобные имитации применялись на общегосударственном уровне, были прерогативой центральной власти. Теперь они, как показывает пример Хабаровского края, выходят в тираж, становятся рядовой политтехнологией в регионах. Это хорошее свидетельство недееспособности партийного парламентаризма.

С другой стороны, для грядущих президентских выборов придётся придумать что-то новенькое, увлечь народ ещё одним подконтрольным заменителем Земского собора.


Рецензии