Мир без титульных наций

Мы живем в старом новом мире. С одной стороны мир обновляется благодаря постоянному прогрессу в области новых технологий, но с другой стороны мы во многом продолжаем жить в мире старой системы отношений , которую навязало нам прошлое, и от которой мы до сих пор никак не можем избавится.
Понятие "государство" является одним из тех понятий , которое настолько древнее , что большинству из нас кажется чем-то вроде самим  собой разумеющимся.
Государственные  границы преподносятся нам как нечто священное, и наивысшим преступлением зачастую считается именно преступление против государства иди государственности.
В свое время Ленин очень метко охарактеризовал государство как аппарат насилия в руках господствующего класса.
И этот господствующий класс использует такие понятия, как государство, нация, религия в качестве инструмента для разделения и управления бесправной массой. 
Тем не менее ,  новые принципиальные ценности  рожденные в муках  революций , войн и прочих преобразований обнажили неразрешимые противоречия даже такого устоявшегося понятия как государство, настолько укоренившегося в сознании масс  , что до сих пор кажется большинству чуть ли не аксиомой. И одной из таких принципиальных ценностей является «право нации на самоопределение».
Когда говорится о праве нации на самоопределение , подразумевается  что на самоопределение имеет право любая нация , однако существующие международно признанные  государственные границы  и связанный с ними «принцип территориальной целостности государства» на деле очень часто вступает в непреодолимое противоречие  с принципом « права наций на самоопределение», особенно когда речь идет о многонациональных государственных образованиях.
Нужно сказать, что многие государственные границы, а порой и сами государства являются ни чем иным как наследием тяжелого колониального прошлого.
Например, такие крупные государства как Нигерия , Нигер или Либерия  в Западной Африке не являются результатом самоопределения населяющих эти страны этносов, таких как йоруба, фула, ибо, хауса  в Нигерии или вай, кпелле, басса в Либерии , а по сути являются экзонимами  которыми   колониалисты  обозначили эти  политические единицы.
Другие государства, названия которых известны еще со времен Древнего мира  и сохранившиеся в пределах тех или иных границ до наших дней также не являются результатом самоопределения наций , а результатом войн , экспансий и других форм притеснения .
Таковыми являются Иран, Индия, Китай а также некоторые более мелкие страны.
Есть и такие современные государства как Российская Федерация, Великобритания, Франция , Испания, Германия, США  возникшие не так давно как вышеупомянутые .
Большинство из них сегодня являются флагманами мировой политики, но границы всех этих государств без исключения устанавливались в результате тех или иных экспансий или мировых войн и не имеют ничего общего с  принципом права нации на самоопределение.
Во времена СССР национальный вопрос частично пытались решить путем создания территориально областных автономий , но на практике получилось так, что  у одних наций было гораздо больше возможностей к сохранению и развитию языка , а у других куда меньше,  и ассимиляция и понятие  «титульные» и «нетитульные» нации, хоть и негласно , но все равно существовали.
Таковыми являлись грузины в Грузинской ССР в противовес абхазам, мингрельцам, сванам , бацбийцам, тюрки-азербайджанцы в Азербайджанской ССР в противовес лезгинам, талышам, удинам, крызам, будухцам, хиналугцам и другим, армяне в Армянской ССР в противовес езидам и.т.д. , таджики в Таджикской ССР в противовес ягнобцам и памирским народностям и масса народностей РСФСР, например народов Сибири, которые продолжали ассимилироваться со стороны русских даже в советское время, несмотря на то , что национальному вопросу какое-то внимание уделялось .Дело в том , что большевики , в частности Сталин, отделял понятие нации от понятия племени (этноса) определяя нацию как исторически сложившуюся общность людей связанную общим языком ,территорией ,экономической жизнью и духовным обликом (неким психическим складом) и ни один из этих принципов взятый в отдельности  не считал достаточным для определения понятия нация .Настоящей нацией Сталин считал только те, которые живут общей национальной жизнью и «заставляют  с собой считаться»   
Для понимания политики национально-территориального деления СССР важно учитывать и вышеуказанное определение..
Мы же будем исходить из общепринятого бытового определения понятия нации  в смысле этноса.
И под правом нации на самоопределение будем подразумевать право этноса  на самоопределение , так как в лингвистическом плане греческое слово ;;;;; означает то же что и латинское natio, то есть племя.
В так называемом арабском мире подвергались и продолжают подвергаться ассимиляции копты в Египте , берберские народы в том же Египте,  Марокко, Тунисе, Алжире и почти уже ассимилированные берберы зенага в Мавритании , где некогда составляли большинство , но сегодня почти полностью перешедшие на арабский диалект «хасанийя».
Та же ситуация с сотнями народов Африканского континента, и если сомалийцам «повезло» и они имеют собственное государствос одноименным названием и с вытекающими отсюда возможностями развития своего национального языка, то родственным им в языковом плане народам оромо или афарам живущим в пределах государственных границ Эфиопии и Эритреи повезло куда меньше.
Главная цель и суть в том, чтобы малочисленные и ассимилируемые народы , именно народы язык и культура  которых требует серьезных, а в ряде случаев экстренных  мер по сохранению , или уже по ревитализации имели какие-то автономные территории , где бы они не подвергались дальнейшей ассимиляции и уничтожению языка и культуры , и было бы хорошо если бы такие территории были взяты под особый международный контроль, поскольку политические системы государств , особенно со слабой экономикой и демократическими институтами плохо приспособленны для решения подобных задач.
Тысячи оригинальных культур и языков были безвозвратно утрачены на Американском и других континентах  в результате экспансии испанцев , англичан и других колонизаторов .

Таковыми являются некогда доминантные , а ныне вышедшие из обихода но частично или целиком аннотированные  языки мочика, муишка и тупинамба  в Южной Америке, практически безвозвратно утраченные аравакские диалекты таино , некогда превалировавшие на островах Карибского региона. Безвозвратно исчезнувшие и слабо аннотированные  тасманийские языки  и язык гуанчей Канарских островов , килитский язык в Нахичевани и  абсолютно неизученная культура каспиев , этнографической группы  неясного происхождения в районе города Хой в Иране.
В результате продолжающейся ассимиляции и экспансии титульных наций сотни оригинальных культур и языков находятся либо под угрозой исчезновения либо уже не имеют живых носителей и нуждаются в экстренной программе ревитализации.
Таковым являются языки чана в Угурвае , тэхуэльче( аоникен) в Аргентине , пуэльче ( гунун а куне, гунун яих) в Чили и языки селкнам и яган  Огненной земли .
На постсоветском пространстве это уникальный язык кетов , единственный уцелевший до наших дней представитель енисейских языков,  язык  ительменов и другие языки Сибири и Дальнего Востока РФ , язык арчинцев и  цезских народов в Дагестане , языки и диалекты крызов, рутульцев ,будухцев и других малочисленных народов  в Азербайджане, ездики в Армении, сванский и бацбийский языки в Грузии, ягнобский и ишкашимский в Таджикистане .
Арамейские диалекты некогда широко распространенные на Востоке Турции , в Сирии и в районе озера Урмия в Иране , баскские диалекты Франции , лазский и на сегодняшний день уже не имеющий живых носителей убыхский язык в Турции , оставшийся лишь в качестве литургического коптский язык в Египте .
Для многих языков необходима поддержка таких проектов как например австралийский проект First Languages выполняющий  заказ от Федерального правительства по программе языков и искусств коренных народов (ILA) для реализации проекта поддержки приоритетных языков.

Программа открыта для языков, на которых есть носители, и некоторая существующая документация, но нет текущей деятельности по возрождению языка.

Выявлением и документированием языков, находящихся под угрозой исчезновения на международном уровне занимается Summer Institute of Linguistics работающий с тысячами языков по всему миру.
Но истинным решением проблемы вымирания языков послужила бы как минимум культурная автономность малых этнических общин и надзор за обеспечением их языковых прав  со стороны специального муждународного органа  , например «Международной Комиссии по языковым правам» у которого была бы минимальная программа по каждому языку  которое каждое государство обязано было бы обеспечивать.


Рецензии