Двекут в законе

- «Ступайте же и проповедуйте Евангелие Царствия. И не ставьте предела кроме того, что Я утвердил вам, и не давайте закона как законодатель, дабы вы не были схвачены им. И облекшись совершенным человеком, ученики удалились и как Он велел, проповедовали Евангелие Царствия, не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель». (Евангелие от Марии)

Откровенно говоря, мне не нравиться слово «закон», но не потому что он плох и не нужен человеку, но потому как он используется в современном обществе. Законы кесаря (государства) в своем решении просты, но они неудержимо расширяются и поглощают человека своими ограничениями. Библейские законы с его 10 заповедями и 613 ответвлениями, как-будто понятны, но двойственны и от того противоречивы в своих выводах. Чтобы не множить эти выводы на - «одно слово сказал Бог и два его смысла услышал я», можно было только привести фразу Иисуса: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». И удалиться на покой без споров и мнений о нем. Евангелисты хорошо показали, как Иисус преодолел главный закон - смерти и при этом чуть-чуть намекнули, что закон является всего лишь детоводителем к Христу. А далее, имеем что имеем – трудное детство в законе и разногласия о нем. Мы не будем увлекаться многою правдою, идущей от закона, но вглядеться в некоторые его (закона) черты, которые все еще продолжают держать нас в детстве, мы не имеем права хотя бы потому, что Иисус сказал – ни одна черта (йота-мелочь) не прейдет из закона, пока не исполнится весь закон. 

Некто из учителей закона сказал – «Если закон совпадает с моим мнением, пусть Небеса подтвердят это. Раздался голос Неба – что вам нужно от учителя закона? Закон всегда совпадает с его мнением. Встал Йешуа и сказал – не на небе она Тора (Учение о жизни), не указывает нам решения голос Неба, поскольку уже записано на горе Синай, «чтобы следовать за большинством». В этом диалоге заметно, как автор уходит от идентификации голоса Неба с Отцом Небесным, что уже наводит на мысль – быть осторожным с голосами, которые слышит человек. И мы проверили  фразу на глагол «записано» и заметили, что там написано, как раз наоборот – «не следуй за большинством, отступая по большинству от правды». Что это – еврейская мудрость, следовать закону, как все большинство или не следовать закону по меньшинству (избранности)? А может мудрец хочет сказать, что надо сверяться с глаголами Писания и словами Иисуса, которые Он не говорил или сказал, но в другом контексте от другого автора – апостола или иудея, которые стали «не таковы» ради закона. Вопросов множество и все они нуждаются в опознании к познанию тайн Царствия Небесного и в свободу от закона, который продолжает быть детоводителем к Нему. И вот, закон привел нас ко Христу, тогда возникает вопрос - оставаться нам при законе (не будет же Он вечно (в вечности) пасти нас на лугах) и как достичь той полноты жизни, о которой в тайне вещали апостолы Христа? В этом месте был короткий дневной сон, неприятный для меня. После сновидения встал вопрос – продолжать писать этот листок или нет, и насколько я не прав, когда ломаю ограду мудрецов? Путем многих рассуждений за и против, пришли слова Иисуса, который сказал ученикам – «вам дано знать тайны Царствия Небесного, а для других все в притчах». И так, дано или не дано, написано – «дано», тогда продолжаем искать эти тайны.

Читаем книгу Иова: И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа, между ними пришел и сатана. Разговор зашел о праведнике Иове и сказал сатана Господу – «не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все что у него?». По Библии закон проявляется в двух основных характеристиках – «граница и ограда», где граница представлена некой межой больших пространств, а ограда отделяет личные владения от общего: «Ты конечно доходил до границ света и тьмы, и знаешь стези к дому ее».  А об ограде в притче Иисуса о хозяине дома сказано, «который насадил виноградник и обнес его оградою».  Богу не безразлично, какую ограду строит человек, тем более виноградника, которую Господь созидал и разрушал, и в тоже время обещал: «сделаю ограду (сада и виноградника) из драгоценных камней». Где дом, виноградник и сад символизируют дом отношений между мужчиной и женщиной, пир и радость в доме. Но, опять вмешивается мудрец от закона, который спрашивает ученика и «морочит» ему голову – почему кровь грызуна не чиста? Или, в споре о причинах запрещения не еврейского сыра, некто задает неожиданный вопрос на слова из книги Песни Песней: «Ибо ласки твои лучше вина», - как следует читать стих «ласки твои», в женском роде или мужском? Как и положено, законник усматривает ответ в мужском роде, как установления мудрецов. С таким человеком (не важно – иудей он или христианин) невозможно говорить и искать ответа на вопрос – что есть истина? Он все время будет подводить вас под суд, как «противление» Всевышнему и искать с ним тайны от Царствия Небесного не представляется возможным. Но мы продолжаем.

Для начала попробуем разобраться, - так ли для нас важно что-то знать о границах. Иисус сказал, что у Отца Небесного обителей много, а через притчу о богаче и Лазаре (оба умерли) узнаем, что между ними (обителями) существует некая преграда (пропасть), не позволяющая переходить из одной обители в другую. Другой апостол сказал еще полнее, что «до Христа многие уходили (умирали). Откуда они ушли, - туда они больше не могли войти. И куда они пришли, - оттуда они больше не могли уйти. Но пришел Христос. Те, кто вошел, - Он дал им уйти. И те, кто ушел, - Он дал им войти». Есть и такая притча Иисуса, как некоторые вошли в Царство Небесное «смеясь» (в шутку) и «они вышли». Те, кто вышли, вошли в воду крещения, чтобы через Христа получить свободу передвижения по обителям многим. А другие продолжали смеяться и качаться на качелях, но небесные обители долгие, смеются они год, 100 и 1000 лет. И, очевидно, когда они устанут смеяться, то смех их обратится в плач, им захочется вкусить новой жизни в новых обителях, а невидимые границы (малого знания или отсутствия знания) не позволят этого сделать. Надо думать этой границей будет та самая ограда, которую человек построил для своего виноградника. И чаще всего, эта преграда проявляется приверженностью к закону и суду. Евангельская заповедь – «не суди», в иудео-христианском мире почти не работает, такова натура человека, он все время пытается взойти на гору проклятия «Гевал», с которой производился суд над теми, кто нарушает закон. Хотя, очень не просто определить правильные границы закона и только тогда может начаться праведный суд. Для ветхозаветного народа Иисус еще не пришел, заповедь «не суди» ему не знакома, а судить и притом справедливо, как будто бы надо. А потому мы расскажем притчу из еврейских источников слова (Мишны), глава называется «закончился суд»:

В притче были осуждены пять учеников (И)Ешу, которые с одной стороны оправдывались по Писанию, а с другой стороны, осуждены по Писанию глаголом «будет казнен». Далее, говорится о праве приговоренного к смерти, что он может приводить аргументы в свое оправдание по дороге к месту казни. И тогда осужденного возвращают в суд, если доводы достаточные для оправдания, освобождают его. А если суд продолжается, то допрашивают свидетелей и задают им три вида вопросов: «хакирот» – вопросы о времени и месте преступления (была ли это суббота, происходило в семье, городе или за городом); «дришот» – вопросы по существу преступления, орудие преступления (камень, меч или слово), название культа (язычник или иудей), способ поклонения итп. И любопытно, что главными вопросами «бдикот» были - не имеющие прямого отношения к делу (если фигурировала смоква, то каков ее сорт). Как сказано, -  «умножающий проверки бдикот (от смоквы) заслуживает похвалы». На этом парадоксальность суда не заканчивается. Если большинство оправдывает обвиняемого, то суд заканчивается, а если нет, то суд переносится на другой день. Вечером судьи попарно обсуждают дело, ограничивают себя в суде, не пьют вина и всю ночь взвешивают доводы. Утром происходит повторное голосование, тот кто вчера оправдывал обвиняемого, не имеет права изменить свое мнение. Если есть воздержавшиеся или же двенадцать судей обвиняют, а одиннадцать оправдывают – добавляют в состав суда еще двух судей. И так до максимального количества – семьдесят одного. Если тридцать шесть обвиняют, а тридцать пять оправдывают, судьи обсуждают дело между собой до тех пор, пока один из обвиняемых не изменит свое мнение. Более того, закон предписывал освободить человека, обвиняемого единогласно всеми судьями, как недоверие к очевидности сговора людей, проигнорировавших проверки «бдикот». Смоква – плод сладости и любви, а потому к судейству не допускались – евнухи, скопцы и люди не имеющие семьи, жены и детей. Мы можем сколько угодно спорить о нереальности такого суда, но не реальность определяет решение суда, но суд Торы (Библии), где «оправдание выше суда и милость превозносится над судом», определяет правоту суда Божьего. Другими словами, для учеников Христа граница заканчивалась там, где заканчивался суд и оправдание ставилось выше суда (казни). 

Но мы не для того только начинали этот листок, чтобы только напомнить ряд Библейских сентенций, типа: «Познайте истину и она сделает вас свободными». Которая, как бы не была хороша, не отвечает на вопросы – что есть истина; свобода; полнота жизни и прочее. Но обращает внимание на поиск: «Раб только ищет путь быть свободным, но он не ищет имущества своего Господина. Сын же – не только сын, но он присваивает себе и наследство Отца». А потому продолжаем развивать тему проверок «бдикот» (смоквы), как через «незначительные» мелочи достигается полнота жизни. Всякому верующему известно словосочетание «закон Моисеев», который в основном нарушался в области соблюдения «суббот»; не правильного служения в «скинии», «Святое-святых» и прочее.  Странный получается парадокс, еще древние служителя Писания возмущались, что они как-будто правильно исполняют все заповеди закона (как написано) и в тоже время пророки постоянно бичевали их, что они не исполняют заповеди. По принципу ответа Иисуса на вопрос законника и книжника – какая наибольшая заповедь в законе? Попробуем выяснить «мелочи» главного закона. Законнику Иисус ответил – наибольшая заповедь, возлюби Бога сердцем, душою и разумением и вторая подобная ей – возлюби ближнего. Заметим, что здесь сказано и «разумением», и ответ был в один «тот же день» после притчи о брачном пире и вопросов об отношениях мужчины и женщины (по Матфею). У другого евангелиста вопрос (не случайно) был от книжника, так же после притчи о «винограднике» и вопроса о «женщине после воскресения» и начало заповеди идет от способности слышать (понимать) – «слушай Израиль». И так, мы пришли к выводу, что главная, первая и наибольшая заповедь (закон) состоит из двух заповедей – возлюби Бога и ближнего. Одна без другой не работает. Кроме того выяснили, что кроме любви общей (как мы ее понимаем), нужен «ум, разумение, слышание, крепость (тела) и прилипание». Кто такой «ближний», мы отчасти, в прошлых листках разобрались, но еще напомним, что по логике последовательности сотворения человека, для Адама ближним была женщина Ева. И основная жизненная эпопея трех патриархов, начинается и разворачивается с их брачного союза, которая заложена в основу всего Писания.

И вот здесь, в исполнении главных двух заповедей (закона), мы обращаем внимание на «новый» глагол «прилипание», который многообразно отражается во всей Библии: «Ибо, если вы будете соблюдать все заповеди сии, будете любить Господа, Бога вашего, ходить всеми путями Его и прилепляться к Нему», то когда войдете в новую землю – всё будет хорошо (И.Навин; Второзаконие 4;10;11;13,20 главы). Из глагола о «прилипании» еврейские мудрецы вывели закон под названием «Двекут», в переводе буквально – «клей, склеенность, слияние» и далее глаголы, отражающие привязанность к Богу. Нет времени много говорить об этом союзе, который в религиозной истории часто понимался учителями в отрыве от второй части заповеди «любви к ближнему», а потому часто скатывался в практику религиозной экзальтации и духовного экстаза. В средневековой каббалистической литературе понятию «двекут» придается несколько теологических и мистических значений. Это близость к Богу и верность Ему, но главным образом — общение с Богом, которое достигается сосредоточенным проникновением в тайный смысл молитвы и постижением ее мистического значения. Одни мыслители считают состояние «двекут» высшей степенью религиозного совершенства, достичь которого может только тот, кто дошел до степени полной богобоязненности и безграничной любви к Богу; другие же рассматривают «двекут», как лестницу, ступени которой ведут к сферам эманации Бога. Согласно Торе, буквально прилепиться к Богу невозможно, «ибо Бог - есть Дух и Господь... огонь пожирающий», то законоучители Талмуда, объясняют это предписание, как повеление держаться ближе к ученым мужам и их ученикам, родниться с ними (отдавать дочерей замуж за них), разделять с ними трапезу.

Но так ли это или только так, попробуем обратиться к самой Библии. Самое первое упоминание этого глагола мы встречаем в первой заповеди к человеку – «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепиться к жене своей; и будут одна плоть». В принципе, здесь не надо много говорить и доказывать, что «прилипание» человека к Богу идет через союз мужчины и женщины. Что это так, мы находим подтверждение в словах Иисуса к фарисеям, который повторил слова первой заповеди к человеку, слово в слово – «и прилепиться к жене своей, и будут два одною плотью» (Матфей, Марк). Здесь только заметим, что истинное прилипание мужчины к женщине (и наоборот) может быть только через любовь, а так же через хождение «всеми путями Его» и «крепость» тела, то есть способность к сочетанию. Всякие практики в духовной экзальтации имеют место быть, но они никогда не заменять духовного опыта любви к ближнему (жене, мужчине). Они подобны «пустышкам» или то, что в Откровении названо «образом» и не тем, что есть истинно. Но, мы идем далее, и замечаем что второе упоминание о прилипании мужчины к женщине и как укрепление союза двух происходит через деторождение: «теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сыновей», - сказала жена Иакова, Лия и «еще зачала и родила». То есть, заповедь о «прилипании» человека к Богу, явно проходит через любовь к ближнему (жене, мужу). 

Этот листок мы начали с определения границ закона, которые по сути названия ставят предел человеку, опирающегося на этот закон. Общеизвестно, что закон не совершенен, в связи с различными ситуациями в обществе он изменяется, дополняется или вообще, упраздняется. В Библии, то что мы называем закон, тоже не статичен и изменяется в зависимости от духовного (умственного) роста человека. Вспомним туже еврейскую притчу о Моисее (основателе закона), когда однажды он захотел услышать (узнать) – как к его учению относится новое поколение учителей, то Всевышний сказал ему – отступи назад. Моисей сел в конце восьмого ряда учеников и не понимал о чем они говорят, и обессилел. И когда начали говорить об одной вещи, нуждающейся в объяснении, учитель сказал что это слова, полученные Моисеем на горе Синай. И Моисей понял (осознал) свою миссию получения Торы (Закона), как полагание смысла всех будущих законов. О полагании новых смыслов, сказал так-же Иисус в притче о Царстве Небесном, которое подобно хозяину, который выносит из своей сокровищницы знаний, новое познание. Которое вытекает не из мистической любви – давайте жить дружно, но из «старых» историй людей Писания, которые «нарушали» законы и их границы или совершали то, что называется «ходили всеми путями Его». Примеров такого «хождения всеми путями Его» и "отступления" от закона в Библии множество. Мы не будем приводить простые примеры, когда Давид ел хлеба в священном месте (и другое), но заметим, что в главном «нарушение» закона происходило в области отношений между мужчиной и женщиной (брачной субботы). Ряд патриархов были многоженцами и брали в жены иноплеменных жен (Авраам, Иаков, Иуда, Салмон, Моисей, Вооз, Давид, Соломон и другие). У всех была разная жизненная ситуация. Первых патриархов всего человечества мы вообще не можем судить; во-первых и в главном – они слышали голос Бога и ходили путями Его. Во-вторых – в их времена еще не было закона, но закон возник на основе их жизни. Далее, нарушение закона (брачной субботы) происходило так: Иуда (законник) по неведению (и хотению) вошел к невестке сына, Фамари; Салмон взял в жены блудницу Раав; Моисей – взял в жены иноплеменницу, сестра осудила его и покрылась проказою; Вооз, исполняя закон «геула», нарушил закон в расширении и взял вдову из иноплеменниц; Давид силою взял в жены, «бывшею за Уриею», где Урия оказался не тем, за кого себя выдавал; Соломон имел жен представительниц от всех народов (только в вечности узнаем правду этого многоженства). Во всех этих случаях фигурировала, если не любовь, то по крайней мере, прилипание (бдикот) к женщине.

В современной среде праведников от закона сложилась странная ситуация, которые бояться слова «тайный» (апокрифический), хотя сам Иисус говорил о необходимости познавать тайны Царствия Небесного. Но, как познавать эти тайны, если в жизни религиозного человека хозяйничает страх и мы говорим не о том страхе, который проявляется как начало мудрости, но утверждаем  евангельские слова – «боящийся не совершенен в любви». И вот, мы подходим к Иисусу, в Его жизни все как будто не так и не по Писанию. Он рожден не от чресел мужа, не женат, удаляется в связях от женщин, хотя все Его «суды» женщин (блудница, Самарянка), притчи и тайное от Писания свидетельствуют об обратном. А ведь Его слова о том, что Он пришел исполнить весь закон, в том числе прилипание к женщине, все еще остаются великой тайной. Границы, поставленные в Его жизни праведниками от закона, оказались сильны и «не преодолимы» для идущих за ними. Но, вспомним хотя бы одну из 10 канонических Евангельских притч Иисуса о Царстве Небесном, которое подобно закваске женщины, положившей в три меры муки (будущего хлеба). Которая, разбивает все границы праведников аскетов, утверждающих что лучше не жениться и оставаться в вдовстве. Там, в Евангелии от Марии (Фомы, Филиппа) мы узнаем правду об Иисусе, что он любил женщину Марию, как Человек.  И тогда, становятся очень понятны Его слова и напутствие: «Ступайте же и проповедуйте Евангелие Царствия. И не ставьте предела кроме того, что Я утвердил вам, и не давайте закона как законодатель, дабы вы не были схвачены им. И облекшись совершенным человеком, ученики удалились и как Он велел, проповедовали Евангелие Царствия, не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель». А если не так, то очень трудно понять – как Он будет привлекать Свой народ к высшим обетованиям брачного Пира и брачной Вечери. Пишу с большой натяжкой и как предположение, - возможно, Его задержка, взятие невесты и пришествие, зависят от познания тайн хождения путями Его и слышания голоса Его от евангелистов и прямых учеников Его (Марии, Фомы, Филиппа), а более от способности преодолевать границы закона, которые все также не делают человека совершенным.
Картина художника Армена Гаспаряна 


Рецензии