Первый полёт миниатюрного вертолёта на Марсе

Вертолёт Ingenuity (Индженьюити) стал первым воздушным аппаратом в истории, совершившим управляемый полёт на другой планете, который состоялся в понедельник 19 апреля.
После получения данных от вертолёта, отправленные через марсоход Perseverance (Персивиэрэнс) в 6:46 утра по восточному поясному времени, команда инженеров из Лаборатории реактивного движения (JPL) подтвердила, что полёт прошёл успешно.

Оснащённый солнечными батареями вертолёт впервые поднялся в воздух в 3:34 по восточному времени (12:34 по Гринвичу) или в 12:33 по местному солнечному (марсианскому) времени, которое, как определили диспетчеры, является оптимальным для полёта и получения энергии.
Данные высотомера показывают, что винтокрылый аппарат поднялся на предписанную максимальную высоту в 3 метра и удерживал стабильное зависание в воздухе в течение 30 секунд. Затем он снизился, коснувшись поверхности Марса.
В общей сложности полёт продлился 39,1 секунд.

Первому внеземному аэродрому, с которого взлетел и на который приземлился вертолёт, решили дать название в честь авиаторов братьев Райт.

Пробный полёт Ingenuity был автономным и пилотировался бортовыми системами наведения, навигации и управления, работающими по алгоритмам, созданным командой JPL.
Поскольку между Красной Планетой и Землёй сотни миллионов километров, данные передаются с использованием орбитальных спутников и сети глубокого космоса НАСА, и потому винтокрылом невозможно управлять при помощи джойстика, а его полёт нельзя наблюдать на Земле в режиме реального времени.

Вертолёт Ingenuity имеет высоту 49 сантиметров (без опор) и массу 1,8 килограмм и не содержит никаких научных приборов внутри своего фюзеляжа размером с небольшую коробку.
Предназначение винтокрыла заключается в том, чтобы выяснить, могут ли исследования Красной планеты в перспективе проводиться и с воздуха.

Этот пробный полёт был полон неизвестности. На Марсе значительно меньшая гравитация (примерно одна треть от земной), чрезвычайно тонкая атмосфера и давление у поверхности, равное всего 1% по сравнению с давлением на нашей планете.
Это означает, что в воздухе содержится относительно немного молекул, с которыми могут взаимодействовать при полёте две лопасти винта длиной 1,2 метра каждая.
Вертолёт содержит уникальные компоненты, а также готовые детали, многие из которых используются в индустрии смартфонов, впервые испытанные в рамках этой миссии в глубоком космосе.

Марсоход Perseverance не только выполнял функции ретранслятора, осуществляя связь между вертолётом и Землей, но и записывал хронику полёта при помощи своих камер.
Изображения, полученные его камерами Mastcam-Z и Navcam предоставят дополнительные данные о полёте геликоптера.

Марсоход Perseverance с прикреплённым к его днищу вертолётом совершил посадку в марсианском кратере Езеро 18 февраля 2021 года.
3 апреля винтокрыл был отсоединён от ровера и развёрнут.
В течение следующих трёх марсианских суток (солов) после пробного полёта команда диспетчеров получит и проанализирует все данные и изображения первых испытаний дрона и разработает план второго экспериментального полёта, намеченного не ранее 22 апреля.
Если вертолёт выдержит второе испытание, команда будет думать о расширении полётного профиля.



На изображении:
тень вертолёта на поверхности Марса.
Снимок сделан навигационной камерой винтокрылого аппарата во время его полёта.



Подробнее о марсианском вертолёте: http://proza.ru/2021/04/13/613/
Подробнее о новом марсоходе: http://proza.ru/2021/03/03/131/




https:// www.nasa.gov/ press-release/ nasa-s-ingenuity- mars-helicopter-succeeds- in-historic-first-flight/


Рецензии
Говорят, на поверхности Марса давление воздуха как на 30км на Земле. Но вертолет такой легкий, как смартфон, и приборы его не лучше , чем у смартфона, не накрученные. Чем проще, тем надежнее. Странно, что в мире не было особенного резонанса на выдающееся событие.

Юрий Панов 2   21.04.2021 12:07     Заявить о нарушении
Скоро такие винтокрылы будут летать и на Луне.

Леввер   21.04.2021 12:29   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Юрий!
Как правило, я стараюсь подать информацию из первоисточников, во избежание каких-либо неточностей. В статьях указаны параметры вертолёта и характеристики марсианской атмосферы. Пожалуй, он намного тяжелее смартфона, поскольку весит 1,8 кг, правда на Марсе это равно примерно 0,68 кг.
Сделали пока проще, чтобы провести первичные испытания. А там дело техники и математики. Ведь впоследствии с помощью таких аппаратов планируется транспортировать людей на Марсе.
А насчёт резонанса... Просто далеко не всем это интересно.
С благодарностью и уважением,

Анна Филимонова   21.04.2021 23:42   Заявить о нарушении
Уважаемый Леввер, винтокрылый аппарат более усложнённой конструкции в ближайшем будущем собираются отправить на Титан. На Луне, конечно же, такие аппараты взлететь не смогут.

И, наверное, Вы правы, что винтокрылом называть марсианский дрон не совсем корректно, но в некоторых изданиях встречается такое определение для вертолётов. Скорее винтокрылый аппарат, поскольку собственно винтокрылы относятся к летательным аппаратам несколько другого типа.
С уважением,

Анна Филимонова   21.04.2021 23:53   Заявить о нарушении
NASA’s $80 million small helicopter
----------
Насчёт Луны я пошутил. Вы можете объяснить, зачем понадобилось делать летательный аппарат такого типа для Марса, где атмосфера столь разрежена?

Леввер   22.04.2021 07:52   Заявить о нарушении
Наверное, потому, что по воздуху передвигаться быстрее, чем тащиться по поверхности.)

Анна Филимонова   22.04.2021 08:35   Заявить о нарушении
А про реактивные двигатели не подумали?

Леввер   22.04.2021 08:51   Заявить о нарушении
Так надо же с чего-то начинать.

Анна Филимонова   22.04.2021 08:53   Заявить о нарушении
Для реактивных двигателей на Марсе почти нет кислорода, можно использовать только двигатели ракетного типа.

Анна Филимонова   22.04.2021 17:49   Заявить о нарушении
Я имел в виду те двигатели, что работают в космическом пространстве (вакууме). Конечно, ракетного типа. (Или же взять с собой запас жидкого кислорода.)

Леввер   22.04.2021 18:30   Заявить о нарушении
Это получится дороже, к тому же геликоптерами планируется перемещать людей и грузы на относительно небольшие расстояния при полёте на небольшой высоте. Вот они и апробируют подобные аппараты, поскольку транспорт на реактивной тяге для небольших расстояний не годится, к тому же для него нужен специально оборудованный аэродром. К тому же геликоптеры могут работать от солнечных батарей.

Анна Филимонова   22.04.2021 21:54   Заявить о нарушении
Вызывает сомнение снимок. Почему на нем зафиксировано два положения винта? Из текста ясно, что он состоит из 2х лопастей. По моему мнению, на фото должно быть размыто их вращение. Потом, длина лопасти 1,2 метра а взлетел он на 3 метра и сел обратно. Где же марсоход? Да и тень прямо под вертолётом, значит солнце в зените, прямо над головой! Как-то всё сомнительно...

Александр Козлов 11   23.04.2021 09:51   Заявить о нарушении
Александр, значит, выдержка навигационной камеры вертолёта составляла менее 1/2400 (2400 об\мин - частота вращения роторов). Существуют камеры с выдержкой 1/5000 и менее. Значит, ничего удивительного.

Марсоход находился поодаль, на расстоянии нескольких метров и снимал полёт со стороны.

Солнце действительно было в зените, они специально ловили такой момент, чтобы энергия от солнечных батарей была максимальной.

Анна Филимонова   23.04.2021 12:03   Заявить о нарушении
Вчера вертолёт уже совершил второй полёт длительностью почти 52 секунды, высотой 5 метров и со смещением в сторону 2 метра.

Анна Филимонова   23.04.2021 12:05   Заявить о нарушении
Если во второй день смещение указано, а в первый нет, значит марсоход должен быть прямо под вертолётом. Вернее площадка, с которой он взлетал. Может быть это она и есть , на 4-х ножках? Но у меня ещё вопрос, как может лететь вертолет с одним винтом. У настоящих вертолетов на хвосте есть второй винт, препятствующий раскручиванию корпуса вертолёта. Либо два винта на одной оси вращающиеся в противоположные стороны.

Александр Козлов 11   23.04.2021 12:36   Заявить о нарушении
Александр, ещё раз повторяю, навигационная камера вертолёта. Вертолёта, а не марсохода. То есть геликоптер снимал сам себя. Вернее, свою тень на земле. В моей статье всё указано, зачем, не читая, спрашивать о том, что написано?
Марсоход находился поодаль, на расстоянии и снимал со стороны, в англоязычном оригинале статьи есть видео, которое на Прозу не загружается.
В первый полёт высотой в 3 метра никакого смещения не было.
У вертолёта два винта с коаксиальным расположением, это тоже в статьях описано.

Анна Филимонова   23.04.2021 13:02   Заявить о нарушении
Прошу прощения за возможную резкость, очень напряжённый день.

Анна Филимонова   23.04.2021 13:32   Заявить о нарушении
Это означает, что в воздухе содержится относительно немного молекул, с которыми могут взаимодействовать при полёте две лопасти винта длиной 1,2 метра каждая.

Это в тексте. Т.е. говоиится об одном винте с двумя лопостями.

Александр Козлов 11   23.04.2021 15:38   Заявить о нарушении
Я уже посмотрел видео. Спасибо.

Александр Козлов 11   23.04.2021 15:58   Заявить о нарушении
Лопасти две и винта два.
В конце статьи есть ссылка: http://proza.ru/2021/04/13/613/

Анна Филимонова   23.04.2021 16:31   Заявить о нарушении
Это ссылка на предыдущую статью о конструктивных особенностях марсианского вертолёта.

Анна Филимонова   23.04.2021 21:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.