Долгое исступление

Сергей Осипов

ДОЛГОЕ ИССТУПЛЕНИЕ
(Эпистолярный адюльтер)

Действующие лица:

Игорь: научный сотрудник столичного научного центра, 35 лет.
Анна: аспирантка местного университета, 27 лет.

Над сценой электронная доска с бегущей строкой, на которой высвечивается название текущего действия.

Действие 1

Место действия: Конференц-зал университета в провинциальном городе, где проходит научная конференция. На переднем плане холл, в котором располагается небольшое кафе. На заднем плане видна дверь, ведущая в зал заседаний.  За одним из столиков сидит Игорь, допивая кофе. На столе также тарелка с раскрытой плиткой шоколада. К столику подходит Анна.

Пролог (на бегущей строке)

Анна: Вы позволите присесть за ваш столик? Я настолько впечатлена вашим докладом, что не могу удержаться от расспросов. Вы уж извините меня за такое нахальство. Но это было нечто фантастическое. Мне кажется, никто и представить не мог, что вы так легко и неожиданно измените все наши предыдущие представления о нейрофизиологической природе ментальности. У меня в голове сразу возникло столько вопросов, что я сама запуталась и не знаю с чего начать.
Игорь (рассмеявшись): Забудьте все ваши вопросы и давайте для начала познакомимся. Как вас зовут, милое впечатлительное создание?
Анна: Меня зовут Анна, я аспирантка академика Латышева и мои исследования в области нейрофизиологии мозга бесконечно упираются в природу ментальности. Это такая не вспаханная целина, что даже не верится в возможность её изучения. 
Игорь (угощает шоколадом): Ну, если учесть, что наше настроение во многом формируется нашим вторым мозгом – желудочно-кишечным, то ваша ментальность может существенно пострадать, если вы не выпьете чашечку кофе вот с этим вкусным шоколадом, повышающим уровень гормона счастья – серотонина.
Анна (смеется): Неужели вы ко всему подходите так рационально и употребляете в пищу только то, что улучшает вашу ментальность?
Игорь: Нет, я просто очень люблю шоколад. У меня к нему врожденное пристрастие. Моя мама, будучи беременной мною, усиленно питалась шоколадом.
Анна: Я вам сочувствую, может вам обратиться к наркологу, чтобы избавиться от этого патологического пристрастия?
Игорь: Ни в коем случае! Без шоколада я впадаю в депрессию и становлюсь социально опасной личностью.
Анна (удивленно): И в таком состоянии можете даже убить человека?
Игорь: Нет, убить – не убью, но укусить могу. Но вы не беспокойтесь. Вас я не укушу, так как только что съел почти целую плитку шоколада.
Анна (смеется): А чем вы еще увлекаетесь, кроме поедания шоколада и покусывания людей? 
Игорь (задумчиво, после небольшой паузы): Неужели можно еще чем-то увлечься, глядя на такое божественное создание, которое сидит передо мной?
Анна (смущенно): Спасибо, я польщена. Но вы произнесли это так серьезно, что я, откровенно говоря, растерялась.
Игорь: Поверьте, я абсолютно искренен. Я никогда не испытывал такого чувства восхищения и, в то же время, удивления, которое испытываю от общения с вами. Вы уж извините меня за откровенность, но ваша почти детская непосредственность и даже некоторая наивность так впечатляют, что я теряю дар речи.
Анна (еще больше смущаясь): Простите, я не собиралась вас чем-то поразить и привлечь ваше внимание. Я только хотела получить от вас больше информации о той важной работе, которую вы ведете. Ваши исследования настолько нестандартны и удивительны, что раскрывают огромную перспективу в этом направлении.
Игорь: Не обижайтесь. Возможно, я не прав, но я искренне восхищен вами. Хотя, я вижу у вас обручальное кольцо. И вы наверно счастливы в браке. А я тоже женат и у меня растет сын; ему уже три года. Вы знаете, в такой профессии, как наша, очень прагматичной и эмпиричной, когда необходимо всё скрупулезно прощупать и проникнуть до основания, не полагаясь ни на какие догадки и суждения, невозможно оставаться такой романтичной и эмоционально возвышенной, как вы, парящей в своих мечтах где-то там, высоко-высоко, и восхищенно разглядывающей всё, что окружает вас.    
Анна: Удивительно, что многие так считают. Неужели я не способна серьезно и основательно заниматься наукой? Я ведь не руководствуюсь только своими эмоциями, но разве можно без эмоций, без острых чувств и переживаний проникнуться идеей, которая влечет тебя и заставляет искать то незнакомое и неведомое, которое так необходимо людям. Ни за что не поверю, что в работе, которую вы представили здесь, вы исходили только из рациональных, эмпирически предопределенных доводов. Без волнения и предшествующего поиску возбуждения невозможно совершить открытие вопреки нормальной, заурядной логике. Такие открытия, мне кажется, совершаются только при душевных порывах, при таком эмоциональном взрыве, когда ты весь охвачен идеей, находясь на грани паранойи.      
В баре фойе чуть слышно звучит музыка – лирическая мелодия 60-х годов.
Игорь: Склонен с вами согласиться. Но не забывайте, что от чрезмерной чувствительности паранойяльные состояния легко переходят в бредовые расстройства.
Анна (рассмеявшись): Так мы договоримся с вами до необходимости срочной психиатрической помощи. Давайте лучше поговорим о чем-то приятном, к примеру, о музыке. 
Игорь: Полагаю, что вас заворожила звучащая мелодия. Приятный мотивчик. Вообще-то слово «мотив» происходит от латинского слова «двигать» или «толкать». Видимо мотив – это то, что подвигает человека к определенным чувствам, влечет к чему-то возвышенному, появляется еще неосознанная потребность, точнее потребности – потребность души, потребность разума и, наконец, потребность тела.
Анна: Вы полагаете, что мелодия, или, как вы говорите, мотив, способна подвигнуть человека даже к таким чувствам, как симпатия и любовь?
Игорь: Я думаю, что с любовью не так всё просто. Любовь – это такое мистическое состояние, которое все пытаются объяснить, но никто до сих пор так и не раскрыл суть этого чувства. Как невозможно объяснить смысл мистики, так невозможно объяснить и смысл любви. Любовь такое же таинство, как и мистика. И, наверняка, в этом задействованы сверхъестественные силы. Любовь, как и страсть, как экстаз, как эйфория, выходит за пределы земного ощущения. Это чувство возносит человека к исступлению. И ничего понять и объяснить невозможно. 
Анна (восторженно): Как это мне понятно! Вы настолько точно раскрываете смысл всего, о чём бы мы не говорили, что с вами легко и приятно беседовать, не сомневаясь в истине ваших слов. У меня порой скапливается такое количество вопросов по моей научной работе, на которые мне никто не может дать исчерпывающего ответа. Как бы я была счастлива, если бы вы оказались моим научным руководителем! Но это, к сожалению, невозможно. А вы не позволите мне хоть изредка написать вам письмо и попросить вас объяснить мне то, что порой занозой торчит в моём мозге. Вы знаете, как это тяжело, когда ты не находишь ответа на какой-то важный для тебя вопрос, и наступает столбняк, ступор – ты ничего не можешь делать и только терзаешь себя за свою ущербность и неполноценность.
Игорь: Не надо себя терзать. Мы все, и я в том числе, крайне ограничены в своих знаниях. В целом, кажется, что наука ушла так далеко и так расширила свои границы, что теперь мы у порога великих открытий и великих свершений. Но стоит хоть чуть-чуть выйти за пределы наших знаний и сразу становится понятной наша ограниченность, наше бесплодное блуждание в мириадах загадок и неземных тайн. И не важно, ты атеист или глубоко верующий в сверхъестественное, в религию, магию, эзотерику, в спиритизм, алхимию и прочую дьяволиаду, – ничего существенного познать нам не дано. Поэтому для себя я давно уже понял, что не надо лезть в то, что нам недоступно, и покрыто вечным мраком.
Анна: Как же это страшно, считать себя мельчайшей, бесполезной песчинкой. А мне казалось, наоборот, вы такой оптимист и всезнайка, ну прямо энциклопедия.   
Игорь (рассмеявшись): Не сотвори себе кумира. Надеюсь, вы соблюдаете десять заповедей?
Анна (испуганно): Да, я стараюсь. (Пауза). Вам понравился наш город?
Игорь: Я не впервые здесь. В свой прошлый визит я смог максимально обойти все достопримечательности и, должен вам сказать, что это произвело на меня хорошее впечатление. Но на этот раз, увы, я крайне ограничен по времени и сегодня вечером вынужден уехать, так как завтра с утра должен быть на Ученом Совете.
Анна: Как, вы не останетесь на завтрашнюю церемонию закрытия конференции? У нас подготовлена большая культурная программа и вечером будет праздничный банкет с музыкальными номерами наших местных артистов.
Игорь: Это прекрасно, но я действительно не могу остаться, поскольку заявлен в повестке дня в качестве одного из докладчиков.  (Пауза). Хотя теперь я многое отдал бы за то, чтобы остаться. (Протягивает ей визитку). Вот мои координаты. И, если можно, дайте мне ваш адрес и номер телефона.
Она достает из сумочки свою визитку и протягивает ему. Он берет её за руку, целует, и долго не выпускает её ладонь из своих рук.

Действие 2

Начало (на бегущей строке)

Сцена разделена перегородкой на две половины – слева кабинет Игоря, справа комната в квартире Анны. Анна входит в свою комнату, с конвертом в руке, который вскрывает и начинает читать. Из-за кулис слышен голос Игоря.

Здравствуйте милая Анна!
Вернувшись, я тут же сел писать Вам. Пока свежи воспоминания, пока каждый миг нашей неожиданной встречи облекает меня волшебным чарующим светом и теплом. Не сочтите меня наглецом, но я жажду признаться Вам в глубине и искренности моих чувств. Я не знаю, не могу понять, да и нужно ли это понимать, почему так случилось, что все мои мысли, думы, мечты охвачены одной этой встречей, порождены Вашим образом, Вашей ласкающей улыбкой, Вашим нежным и добрым взглядом. И я спрашиваю сам себя: что же случилось, не помешательство ли это, или может самообман? Но не нахожу ответа. Как бы мне хотелось услышать от Вас хоть какую-то малость признаний, пусть даже не утешительных для меня. Была ли наша встреча таким же потрясением для Вас, какое испытал я?
Я понимаю всю сложность обстоятельств и пока не вижу выхода для себя. Одна лишь надежда утешает мою душу – с болью и страхом жду Вашего ответа, даже если это будет элементарная любезность, не более того. Но я хоть буду знать, что Вы прочли моё письмо, и что-то ёкнуло в Вашем сердце.
Я не затрагиваю нравственную сторону своего поступка, поскольку не могу даже думать о наших отношениях. Полагаю, что и Ваши семейные узы не допускают и мысли о нашей повторной встрече. Но я не в силах скрывать всё то, что происходит со мной. Я только жутко боюсь совершить какую-нибудь глупость, или страшную ошибку, за которую весь свой век буду каяться и мучатся. Что-то во мне надломилось и боюсь, что моя жена почувствовала это. Молю Господа спасти её от незаслуженной боли.
Прошу Вас, ответьте. Приехать пока не могу. Но не нахожу себе места. Остановите моё помешательство. То, что происходит со мной, я иначе назвать не могу.
Ваш, Игорь.

Анна выходит. Игорь входит в свой кабинет с конвертом в руке, вскрывает, садится в кресло, достает письмо и начинает читать. Из-за кулис слышен голос Анны.

Игорь, добрый день. Ваше неожиданное письмо настолько смутило меня, что я даже не знаю, правильно ли поступаю, отвечая на него. Я не скрываю, что наша встреча и меня оставила встревоженной и крайне взволнованной. Что-то, видимо, притянуло нас друг к другу. Но это страшно. Так не должно быть. Потому что вся моя жизнь до этой встречи казалась мне такой счастливой и такой идеальной. Грешно ломать счастье, данное Всевышним. Прошу Вас, не приезжайте. Легко погубить сразу два счастливых союза. Но сможем ли мы испытать счастье, возведенное на несчастии близких нам людей?
Буду лишь надеяться, что со временем мы разберемся с нашими чувствами и возможно даже встретимся, как добрые, старые друзья.
С уважением, Анна.

Игорь выходит из кабинета.

Действие 3

Год спустя (на бегущей строке)

Анна входит в свою комнату, садится, вскрывает конверт и начинает читать письмо. Из-за кулис слышен голос Игоря.

Здравствуй, моя милая, добрая Анечка!
Каждый день мысленно сочиняю письмо тебе. В моём пылающем мозгу создаются целые тома признаний в моей вселенской любви. Но вот сажусь писать и теряюсь, как донести до тебя всё то, что происходит со мной. Засыпая и просыпаясь, я беседую с тобой. Каждую мелочь в моих тоскливых буднях я обсуждаю с тобой. Твой чарующий образ обрастает в моём воображении такими чертами, какими не наделена ни одна душа на всём белом свете. Ты не представляешь, сколько счастливых часов даришь мне в этих воображаемых беседах. И сколько нежности и ласки я дарю тебе.
Любимая моя! Я согласен со всеми твоими доводами. Но за этот год мы настолько глубоко узнали друг друга, что нет, и не может быть ни на йоту трагической ошибки, если мы будем вместе, если раскроем всем нашу любовь, наше право на то полноценное счастье, которое предоставляет нам судьба. Я жду твоего решения. Поверь, этот шаг, о котором мы мечтаем, облегчит всем жизнь. Мы обременяем себя ложными представлениями о долге и обязанностях. Наблюдая за своей женой, я вижу, сколь мучительны ей эти деформированные отношения, этот невольный обман, которым мы завуалировали свои чувства. Прошу тебя, перестань мучить всех. Ведь не может это продолжаться так до бесконечности. Я с трудом сдерживаю себя от поездки к тебе, чтобы раз и навсегда разрубить этот удушающий нас узел.
Нежно целую, твой, Игорь

Анна выходит. Игорь входит в свой кабинет с конвертом в руке, вскрывает, садится в кресло, достает письмо и начинает читать. Из-за кулис слышен голос Анны.


Милый Игорёк, как всегда, рада получить твоё письмо. И, как всегда, оно такое нежное и тёплое. Я с тревогой думаю о наших отношениях. Потому что и я не перестаю видеть тебя в своих снах и грёзах. Но нет у меня сил разрушить всё то, что до встречи с тобой мы создавали с такой любовью и с таким желанием. Ты не представляешь, как наша дочурка привязана к отцу, и как она счастлива в том окружении теплоты, внимания и любви, которое создавалось, прежде всего, ради неё. Прошу тебя, потерпи, не тревожь меня. Я все-таки надеюсь, что дочка, когда подрастёт, хоть чуть-чуть, поймёт меня, и я решусь сделать шаг, которого мы так с тобой ждём. А пока я мысленно обнимаю тебя, целую, целую, целую…
Твоя, Аня

Игорь откладывает письмо и утыкается в лежащую на столе книгу.
Анна входит в свою комнату, пытается чем-то занять себя, но потом раздраженно отбрасывает кучу белья на диван и подходит к телефону. Долго раздумывает, прежде чем набрать номер. Наконец набирает номер телефона Игоря, в его кабинете зазвенел телефон. Игорь не реагирует, но  после долго непрекращающихся звонков берет трубку.

Анна: Игорь, это я. Добрый вечер. Прости, что так поздно беспокою.
Игорь: Аня, милая, это такое счастье слышать тебя! Добрый вечер. Я был так настроен прилететь к тебе. Но твое нежелание меня остановило. Действительно, может это опрометчивое решение. Но ты не представляешь, как я хочу тебя видеть! Никогда не думал, что можно так потерять голову и полностью отдаться одной единственной мечте – быть с тобою.
Анна: Игорёчек, прости, что доставляю тебе столько тревоги и волнения. Я поздно вернулась с работы и ничего не смогла с собою поделать. У меня всё валится из рук. Хотела только одного – услышать твой голос. И сейчас, когда ты произносишь хоть одно слово, я задыхаюсь от счастья. Спасибо тебе, родной, за эти минуты счастья.
Игорь (страстно, лихорадочно): Аннушка, но неужели неясно, что мы живём с одной мечтой, с одним желанием – быть вместе, дышать и любить в унисон. Почему мы должны воспринимать свою любовь, как наказание, как некое несчастье, а не радоваться этой любви и упиваться этим желанием. Я беспредельно счастлив взаимностью наших чувств, но какой злосчастной трагедией оборачивается для меня несбыточность этих желаний, какая-то страшная безжизненность и полное отсутствие будущности. Я боюсь сойти с ума от этой угнетающей тоски.
Анна (испуганно): Игорь, умоляю тебя, не пугай меня. Зачем ты произносишь эти страшные слова? Я считала тебя таким сильным и таким рассудительным. И вдруг такая паническая атака. Неужели я виной всему этому? Я… я не знаю, что делать и как мне быть. Пойми меня, малейшая печаль, или душевная боль у моей дочери, убьет меня, я не переживу этого. Да, я потеряла голову, я действительно люблю тебя, люблю, как никого до этого не любила, но  лишить мою дочурку безмятежного детства я не в силах. Для меня это страшнее смерти. И тогда наша любовь, вся наша жизнь превратится в сплошной кошмар… Игорёчек, ну расскажи что-нибудь, я так хочу слышать твой голос!
Игорь (спокойно): Аня, дорогая моя! Любые слова бесполезны, когда нет тебя рядом. Можешь не поверить, но я без тени лукавства хочу сказать, что просто сесть напротив тебя и бесконечно любоваться – это уже огромное счастье. Мне, материалисту, невозможно было понять, что можно любить так, без физического влечения, жить одним только духовным влечением, одним только созерцанием. И вот, я стал ярким примером такой платонической любви. (Тяжело вздохнув): Как же я хочу увидеть тебя, любовь моя!
Анна: Я испытываю такие же чувства. Но я уверена, стоит нам увидеться и ничего уже нас не удержит от физической близости... Прости за откровенность.
Игорь: Что же мне делать? Может все-таки приехать к тебе?
Анна: Нет, Игорь, прошу тебя, не спеши. Давай потерпим. Всё, я бегу, дочурка зовёт. Целую тебя, милый, крепко, крепко.
Игорь: Целую, Аннушка. И всё-таки, я сойду с ума (смеется).
    
Действие 4

Пять лет спустя (на бегущей строке)

Анна входит в свою комнату, садится, вскрывает конверт и начинает читать письмо. Из-за кулис слышен голос Игоря.

Любимая, здравствуй!
Я, кажется, так увлёкся своей новой работой, что за целый месяц не написал тебе ни строчки. Прости меня, любовь моя. Но, как и все эти годы, я смиренно жду твоего решения. Одно лишь твоё слово, и я примчусь за тобой.
Твоя фотография всегда со мною. Поэтому никакая разлука не притупит моих чувств. Я по-прежнему непоколебим в своём решении. И, поверь, то, что мы сохранили наши чувства, является самым убедительным и весомым доказательством такого решения. Мы должны быть вместе! Иначе вся наша жизнь превратится в сплошное недоразумение, в кошмар, в фальшь, в медленное самоубийство, в безысходное существование. Я не вижу своего будущего без тебя, без твоей любви, без соприкосновения с тобой, которое всё ещё остаётся для меня несбыточной мечтой. Я готов сменить место работы и подыскиваю вакантную должность в твоём городе. Только бы быть рядом с тобой. Прошу тебя, не возражай. Я понимаю, как тебе трудно решиться на этот шаг. Но если у меня нет никаких шансов, скажи мне прямо, без обиняков, я пойму и постараюсь сдержать себя. Но, увы, ничего поделать с собой не могу, и твои ответные чувства окончательно меня сводят с ума.
Анечка, милая, будь решительней. Я считаю дни, часы, минуты, уверяя себя, что скоро, очень скоро, мы встретимся и уже никогда не расстанемся.
Я давно уже брежу тобой. Кажется, это строка из чьих-то стихов. Но для меня это явь. Это моё естественное, перманентное состояние. Как бы мне окончательно не сойти с ума.
Целую, любовь моя.
Навеки твой, Игорь

Анна выходит. Игорь входит в свой кабинет, вскрывает конверт и начинает читать письмо. Из-за кулис слышен голос Анны.

Игорь, милый! Сколько же тревоги и тоски в твоих письмах. Ты меня пугаешь, и я не знаю, как быть. Не всё так просто. Школа и музыкальные занятия дочки окончательно загрузили меня каждодневными заботами и бесконечными бытовыми проблемами.
Игорёчек, мой хороший, ласковый, добрый, я растеряна и не могу ничего предпринять, чтобы быть рядом с тобой. Хотя мои чувства к тебе, как и прежде, полны тепла и нежности. Но, увы, жизнь диктует свои условия, и я не вижу для себя возможности противостоять этим условиям.
Я не хочу ничего скрывать от тебя. Жизнь есть жизнь. Так уж случилось, и изменить что-либо я не в силах. Я жду ребёнка.
Прости, любовь моя…
Твоя, Аня   

Анна выходит.   

Действие 5

Двадцать лет спустя (на бегущей строке)

Анна входит, садится и начинает читать письмо. Из-за кулис слышен голос Игоря.

Милая Аня, пишу тебе второпях, на работе. Дел невпроворот, мои идеи, кажется, реализуются. Этот мой престижный проект получил мощную поддержку и в ближайшее время я представлю результаты на международной конференции в США. Мои уговаривают меня найти там себе работу, в надежде всей семьей перебраться туда. Но положение эмигранта, хотя в Америке все эмигранты, для меня дико и неестественно. Но сейчас все «больны» стремлением выехать за бугор. Даже мой пятилетний внук мечтает стать ковбоем, но не с конём, а с восьмицилиндровым Фордом.
Порой я задумываюсь о наших отношениях и теряюсь в загадках. Как так произошло, что при тех чувствах, которые мы испытываем друг к другу, мы так и не нашли возможности вновь встретиться. Двадцать лет моих грёз и мечтаний остались лишь призрачным фантомом похмелья. Я постоянно пытаюсь вернуться в тот далёкий миг нашей короткой встречи, когда я понял, что уйду в мир иной лишь с твоим образом перед глазами. Твоя фотография стоит в рамке на моём письменном столе, и многие сотрудники уверены, что это фото моей жены.
И все-таки, при всём благополучии и успехе, я не скрываю, что счастье для меня понятие несбыточное. И даже сейчас, после стольких лет, я готов пожертвовать всеми своими успехами, бросить всё и примчаться к тебе. Но теперь такие мысли вызывают у меня лишь горькую усмешку. Милая моя Анечка, прости, что столько лет терзаю тебя своими чувствами. Просто, знай, что я по-прежнему люблю и никогда не излечусь от этого иссушающего меня чувства.
Горячо целую (мысленно),
твой, Игорь

Анна выходит. Игорь входит в свой кабинет, садится, вскрывает конверт и начинает читать письмо. Из-за кулис слышен голос Анны.

Игорёк, лапочка, как я рада твоим успехам! Всюду о тебе говорят и пишут. И я с гордостью всем рассказываю о нашем знакомстве. Все удивлены, и семья, и друзья, что столько лет я хранила в тайне наше знакомство. Но у меня не хватает мужества признаться, что мы продолжаем переписываться и нашей дружбе уже двадцать лет. Господи, какое счастье, что все эти годы мы мысленно были рядом, всегда чувствуя тепло друг друга.
Пиши мне почаще. Ты не представляешь, как я радуюсь каждому твоему посланию. Я бы наверно помчалась за тобой в Америку. Это моя мечта. Как бы нам было там хорошо! Но ты ведь понимаешь, с моей большой семьей, которая без меня моментально превращается в дурдом, ничего себе я позволить не могу.
Игорёчек, милый, люблю тебя по-прежнему и горжусь тобою. Я тоже всегда думаю о тебе и также люблю, люблю, люблю…
Твоя, Аня

Игорь долго ходит по кабинету, наконец, садится за стол и набирает номер телефона Анны. В комнате Анны раздается звонок, входит Анна и берёт трубку.

Действие 6

Анна: Алло. Я слушаю.
Игорь (взволнован, с дрожью в голосе): Аннушка, здравствуй милая, это я. 
Анна (испуганно): Игорь? Ты приехал?
Игорь (рассмеявшись): Не пугайся, дорогая, я всё также вдали от тебя, но мысленно я всегда с тобою рядом. Не хотел тебя тревожить и все прошедшие годы только и делал, что сдерживал себя. Но сегодня не смог удержаться. Окунувшись полностью в работу, я ненароком решил, что в состоянии сдержать свои чувства и перебороть эту губительную страсть. Но, увы, ты постоянно перед моими глазами, всё такая же красивая, молодая, яркая. Как же я хочу тебя увидеть!
Анна: Игорь, вот теперь я действительно боюсь этого. Давно уж нет той яркой и стройной аспирантки. Я не хочу, чтобы ты видел меня, не побоюсь этого слова, обабившейся. Годы берут своё. Я располнела, сменила прическу… Ой, не буду рассказывать такие жуткие подробности. Пусть я остаюсь в твоей памяти всё той же молоденькой аспиранткой. Нам, женщинам, ведь гораздо тяжелее сохранить молодость, фигуру. Уверена, что ты, к примеру, ничуть не изменился, всё такой же стройный, спортивный, всё тот же ироничный плейбой.
Игорь (рассмеявшись): Ну, ты и расписала меня, прямо распирает от гордости, сейчас лопну от зазнайства и напыщенности.
Анна: Но я ведь права?
Игорь: Вообще-то, стараюсь сохранить форму. Теперь и статус требует этого. Частые загранкомандировки, конференции, конгрессы…  Кстати, как твои успехи в науке? Что-то я не вижу твоих трудов в печати. И научные форумы не посещаешь. Может ты сменила профессию?
Анна: Нет, Игорь. Я просто отошла от научной деятельности. При той нескончаемой лавине домашних забот просто невозможно всерьез заниматься наукой. Поэтому перешла на преподавательскую работу. Скучно, но не обременительно. Всё внимание приковано к детям.
Игорь: Я всегда пытался представить тебя романтической натурой, не от мира сего. Но что-то не сходилось. А вот теперь я понял: ты очень домашняя, мягкая, сердечная, и в то же время, прагматичная, правильная. И большая, большая умница.
Анна (рассмеявшись): Спасибо, дорогой. Как приятно это слышать! (пауза). Игорь, милый, это просто бальзам на душу. Как легко можно воспарять  и испытать душевный подъем от одного только твоего голоса! Звони мне почаще. Пусть хотя бы эта радость нашего общения поддержит нашу долгую исступленную любовь. Целую, дорогой.
   

Действие 7

Пятьдесят лет спустя (на бегущей строке)

Анна входит в свою комнату, садится и читает письмо. Из-за кулис слышен голос Игоря.

Дорогая Аня!
Сегодня вспомнил, что не писал тебе аж целых три месяца. Но тому были веские причины. Я потерял близкого друга. На прошлой неделе ушла из жизни моя жена. Мы все боролись до последнего. Лучшие врачи, наши отечественные и зарубежные, консультировали её, и все необходимые препараты были доставлены в срок. Но, увы, рак не отступил. Она настолько ослабла от всех прошлых треволнений и переживаний, что лишена была элементарных сил противодействовать этому страшному заболеванию. Тяжело думать об этом. Я не нахожу себе места. Дети не покидают меня ни на минуту. Внучка предлагает поехать с ней в Швейцарию, отдохнуть в термальных лечебницах. Но я не хочу никуда уезжать. Даже не представляю, как я могу покинуть её. Каждый день я посещаю её могилу и по нескольку часов сижу возле неё, надеясь, что она слышит меня и простит за все мои слабости.
Анечка, буду рад услышать о тебе и о твоей семье добрые и радостные известия. Пиши, моя хорошая, да хранит тебя Господь.
Обнимаю, Игорь

Анна выходит. Игорь входит в свой кабинет, садится и начинает читать письмо. Из-за кулис слышен голос Анны.

Мой дорогой Игорь! Прими мои самые искренние и глубокие соболезнования. Ты не представляешь, как горько осознавать, что наши отношения, воплощенные лишь в мечтах, могли стать для неё тяжким испытанием, душевными мучениями, причиной многих треволнений и горьких обид. Буду каяться и просить прощения. Но, видит Бог, мы с тобой чисты перед всеми и не позволили себе ничего, что достойно порицания. Нет на нас греха. Мы грешны лишь в отношении самих себя. Прости меня, дорогой, я понимаю, как я виновна пред тобою. Теперь то я понимаю, что мы ради наших близких и родных людей погубили свою любовь, уничтожили те волшебные, желанные, удушающие нежностью чувства, которые остались невостребованными, увядая вместе с нами.
Мой милый, держись и живи долго, ради нашей любви.
Твоя, Анна

Игорь выходит.

Действие 8

Конец (на бегущей строке)

Анна входит в свою комнату,  начинает писать и вслух произносить текст.

Игорь, милый, что случилось? Почему нет от тебя весточки? Может ты уехал к внучке? Ответь, пожалуйста. Ты не представляешь, как мне тяжело.
Вот и остались мы одни. Месяц назад я похоронила мужа. Он умер внезапно, от тяжелого инсульта. Я потеряла всякий интерес к жизни, и только мысли о тебе всё еще удерживают меня на этом свете. Не жду ничего, кроме твоего письма. А там я дождусь встречи с тобой. Бог милостив и всё то, что нами потеряно здесь, мы обретём на небесах.
Напиши хотя бы пару строчек. Я уже считаю не дни, а часы и минуты, которые нам оставлены напоследок... Что же мы наделали?..

Над сценой на бегущей строке высвечивается надпись:
P.S. Письмо её вернулось с пометкой «Адресат выбыл».


Рецензии