Восхождение - Первыми были карачаевцы, 1829 год
Первыми представились карачаевцы
Фальсификация, искажения истории восхождения
История шестая
Продолжая наше исследование о восхождение на Эльборус экспедиции генерала Емануеля, мы продолжаем цитировать работу одного из непосредственных участников самого восхождения:
ЖАН-ШАРЛЬ ДЕ БЕССЕ, с его книгой «Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829 и 1830 гг.», Париж, 1838г., в разных редакциях и сравнительный анализ сведений других участников восхождения.
Напоминаем, что до последнего времени историю восхождения нам представляли с того, что 27 или 28 июня 1829 года, генерал Емануель встретился с делегациями кабардинцев, балкарцев, карачаевцев на посту, русском укреплении Каменный Мост, место, где река Кичи-Малка соединяется с главной рекой Малка.
И при этом ссылку дают на книгу, которую мы назвали де Бесса и Купфера, что они подтверждают встречу именно у Каменного Моста, а ранее с кабардинским князем Аслан-беком из рода Джамбулат на реке Золка.
Напомним, Вам, что по данным Ленца экспедиция выдвинулась из укрепления Каменный Мост 1 июля 1829 года.
Ж.- Ш. де Бесс прибыл к месту стоянки лагеря в местности с карачаево-балкарским названием Хасаут, 3 июля 1829 года.
Вот, как это описывается в издании 1967 года, некоторые выдержки из книги Ж.де Бессе , опубликованные в сборнике «Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII – XIX вв.), составитель Б.А. Калоев, перевод части текстов И.С. Зевакиной, изданной Северо-Осетинским книжным издательством, города Орджоникидзе, 1967 году.
«Глава VII, …п'ройдя (от Кисловодска)... 40 верст, мы достигли лагеря экспедиции.
Наш лагерь находился на плоскогорье, у входа в ущелье Казаут (Хасаут-Х.Т.).
«Глава VIII
При приближении экспедиции жители соседних гор... направили выборных для того, чтобы узнать ее цели...
Они сказали, что на расстоянии 3 дней пути от нашего лагеря расположены
5 селении или племен, принадлежащих также к роду мадьяров; это — оруспиэ, бизинги, хулиамы, балкары и дигорцы. Эти племена говорят на языке, совершенно отличном от языка других жителей Кавказа. Они живут на самых высоких горах и поддерживают связи со своими соседями осетинами и имеретинцами...
Этот народ (карачаевцы) отличается хорошими манерами, выразительным лицом, красивыми чертами лица и высоким ростом. Я отметил, что в этом отношении ни одна нация не похожа так на венгров, как карачаевцы и дигорцы, которых я увидел позднее в Нальчике. Их язык — татарский, а религия — магометанская; впрочем, они придерживаются ее обрядов очень относительно, за исключением постов, которые добросовестно соблюдают...»
Вторая работа, которую мы представляем это книга кабардинского историка Аскера Хаширова, «Первовосходитель на Эльбрус: Факты и вымысел», Нальчик, 2019г., проследуем описанием пути самого Ж.-Ш. де Бесса к подножью Эльборуса из книги А. Хаширова.
Аскер Хаширов, страница: 295 «Так как нам следовало проделать длинный путь, верхом, и пересечь обрывистые горы, я оставил мою коляску и мои вещи в Горячих водах; захватил малое снаряжение, 2 июля я покинул это местечко…»
Итак, 2 июля 1829 года, путешественник Ж. де Бесс, только выезжает из Горячих вод.
Из записок академика Ленца, участника экспедиции Емануеля, мы знаем, что экспедиция 1 июля уже покинула русское укрепление Каменный Мост.
Как пишет Ленц:
1. «У Каменного Моста (который зовётся так по двум соединенным над Малкой скалам (Таш кёпюр – карачаево-балкарское название Х.Т.), откуда я писал прошлый раз) соединяется две реки: Малка и Киш-Малка (Малая Малка – с карачаево-балкарского языка Х.Т.)…»
2. «Возле последней 1-го июля мы начали подъём вверх по очень глубокой, всё ещё больше сужавшейся долине; в первый день мы проехали всего 10-15 вёрст, так как многие очень устали от перехода прошлого дня, к горе Кинжал (Къан жол-Х.Т.)…»
3. «На второй день (2 июля - Х.Т.), мы проехали 30 вёрст… Наш лагерь разбили на этот и следующий день (3 июля –Х.Т.) на реке Хасаут (карачаево-балкарское название -Х.Т.)…»
Наш рассказ о маршруте движения Ж. де Бессе продолжает Аскер Хаширов, страница 297:
«В нескольких верстах от Кисловодска нас врасплох застигла ночь и в этот момент, когда мы углубились в горы, над нашими головами нагромоздились большие тучи…»
«Было уже десять часов вечера, когда мы добрались до Кисловодска, проделав за пять часов сорок вёрст…»
«На следующий день, на рассвете, я сел на коня, имея в качестве эскорта двадцать новых казаков. Безопасность путешественников без крепкого эскорта была бы поставлена под угрозу, имея справа Малую Абазию, а слева Большую Кабарду, населенные независимыми, воинственными и склонными к грабежу племенами…»
Судя по тексту, который приводит по книге Ж. де Бесса это уже день 3 июля 1829 года.
Слово Аскеру Хаширову, страница 299: «Покинув Кисловодск, тотчас начинаешь взбираться по узким тропам и по краю готовых вас поглотить бездн, высокие горы… Утром, пройдя путь в 40 вёрст, мы прибыли к одиннадцати часам дня в лагерь экспедиции. Этот лагерь занимал плато у входа в ущелье под названием Каза – Ут, (Хасаут- Х.Т.), чья высота составляла от шести до семи тысяч футов выше уровня моря…»
Итак, 3 июля 1829 года венгерский учёный Ж.-Ш. де Бесс, только добрался до места временной остановки экспедиции. Бесс отмечает, что встретился с «Четырьмя академиками, посланными императором Николаем, чтобы исследовать Кавказ, были Купфер, член академии наук в Санкт-Петербурге; Е. Ленц, адъюнкт академии наук; Е. Менетрие, хранитель зоологических музеев академии наук; К.А. Мейер, доктор философии…», сс. 303-305, А. Хаширов.
Ленц пишет: «. «4-го числа в 6.30 часов мы свернули наш лагерь в Хасауте и отправились сначала к минеральному источнику в 7 верстах от нас…»
В описаниях Ленца, мы узнаём, что: «В прошлом году, он (Емануель –Х.Т.) в этой местности разгромил карачаевцев, черкесскую народность, и подчинил России…Победа досталась нашим тяжело, пехоте приходилось со штыками штурмовать гору, чтобы выбить оттуда черкесов, которые, прячась за разбросанными повсюду скалами, будучи великолепными стрелками, убирали их одного за другим…»
Далее из писем Ленца, мы узнаём, что, представителя известной княжеской фамилии Дудова он называет, так же, как ранее писал, что в этой местности Емануель победил «карачаевцев, черкесскую народность», называет «черкесом»: « Мы миновали половину последней отвесной вершины, карабкаясь по песчанику и известняку; и тут мой черкес по имени Магомед спросил меня, собираюсь ли я и дальше здесь карабкаться?..»
Ленц пишет, что на высоте 7000 футов, «располагался наш лагерь 5-го числа, на этой же лежит 6-го, 7-го числа и сегодня (8-го Х.Т.). Непрерывный дождь закрывает от нас снежные горы и их царя Эльборус, который стоит у нас буквально под самым носом…»
3 июля 1829 года, Хасаут, стоянка экспедиции генерала Емануеля, Ж.-Ш. де Бесс прибыл к 11 часам дня к Хасауту.
Эти обстоятельства однозначно говорят об одном. Экспедиция генерала Емануеля, на 3 июля 1829 года, ни с какой делегацией князей не встречалась. Ни с кабардинской, ни балкарской, ни с карачаевской.
Вот издание 1967 года, Ж.-Ш. де Бесса:
«Глава VIII
При приближении экспедиции жители соседних гор... направили выборных для того, чтобы узнать ее цели...
Они сказали, что на расстоянии 3 дней пути от нашего лагеря расположены
5 селении или племен, принадлежащих также к роду мадьяров; это — оруспиэ, бизинги, хулиамы, балкары и дигорцы. Эти племена говорят на языке, совершенно отличном от языка других жителей Кавказа. Они живут на самых высоких горах и поддерживают связи со своими соседями осетинами и имеретинцами...»
Вот Нальчикское издание 1974 года, Ж.-Ш. де Бесса:
«Глава VIII
Тревога среди горцев при нашем приближении. Баснословный рассказ о мадьярском князе
При приближении экспедиции жители соседних гор, встревоженные видом войск, направили депутацию, чтобы узнать о цели этих военных приготовлений. Первыми представились карачаевцы…», с.330.
Первыми представились карачаевцы!
Судя по тому, что Бесс добрался до места стоянки в Хасауте, 3 июля 1829 года, а 4 июля экспедиция продолжила путь до следующего пункта до Харбаса, значит, встреча состоялась именно в местности Харбас.
Обратим внимание на фразу «При приближении экспедиции жители соседних гор, направили депутацию…»
Эта фраза подчёркивает, что не вниз поехали к месту первичной стоянки экспедиции у Каменного Моста, а, наоборот «при приближении экспедиции жители соседних гор направили депутацию…»
«Направили депутацию…»
Бесс, свою работу написал на французском языке. Депутация французский термин. А вот термин «мулла», термин, выражающий мусульманского духовного лица на французском языке нет.
Переводчик явно слукавил, когда в Нальчикском издании 1974 года, приписал Бессу слово «При приближении экспедиции жители соседних гор, встревоженные видом войск, направили депутацию, чтобы узнать о цели этих военных приготовлений. Первыми представились карачаевцы, сопровождаемые их муллой…», с.330.
Это как мы уже писали, чтобы умалить роль депутации карчаевцев.
Не мог же Бесс противоречит себе, когда он пишет: « Мурза-Хул вел свой рассказ с легкостью и живостью, очаровавшей слушателей. Что касается меня, то я затруднился бы передать те ощущения, которые породил во мне рассказ князя, ставшего с того момента объектом моего пристального внимания. Этот приятный старик не покидал нас до самого Эльбруса.
Карачаевцы во главе со своим «вали» (vali) Ислам-Керим-Шовхали также сопровождали экспедицию…», с.333.
Бессе, уж точно ориентировался, в рангах князей, которые встретились как правители – Ислам Крымшамхалов, князь, правитель Карачая и князь (таубий) Мырза-Кул Урусбиев, правитель, Баксанского ущелья, общества балкарцев и карачаевцев.
Комментарий: [Франц. d;putation]
ДЕПУТАЦИЯ, -и, ж. Группа депутатов (во 2 знач.), выборных или назначенных лиц для выполнения какого-н. поручения, задания…
Ещё раз повторим слова Бесса «Мурза-Хул вел свой рассказ с легкостью и живостью, очаровавшей слушателей. Что касается меня, то я затруднился бы передать те ощущения, которые породил во мне рассказ князя, ставшего с того момента объектом моего пристального внимания. Этот приятный старик не покидал нас до самого Эльбруса…»
И обратим внимание на очевидную несогласованность перевода или ту мысль, которую переводчик вкладывает для дальнейшей интерпретации текста:
«Эти депутаты более не покидали нас, ограничившись тем, что был отправлен назад мулла с поручением успокоить пославших их; они сопровождали нас до границ своей территории…»
И, конечно, же, многогранное поле для тех, кто искажает историю.
К примеру, Х.М. Думанов: «Нельзя также учитывать того исторического факта, что Малкинское ущелье до Эльбруса и Зольские пастбища, в частности никогда не были местом обитания современных балкарцев или карачаевцев…»
Вот оно поле для манёвра «сопровождали до границ своей территории…» С одной стороны, с этим необходимо согласиться:
гора Эльборус и подножье Эльбруса по границам реки Малки до впадения в реку Терек были границами Карачая и Балкарии до миграции кабардинского этноса в мае 1720 года на территорию Бештау Эл, и до строительства русских укреплений с 1822 года.
В подтверждение этого есть документальные источники:
№ 201
1768 г. не позднее октября 31. — Сведения моздокского ротмистра Александра Шелкова, переданные в Коллегию иностранных дел о горских народах Северного Кавказа
(Начало пропущено – Х.Т.) «начиная от урочища Бештоу по обоим сторонам река Кумы вверх до урочища Бургусант разстоянием примером на 150 верст, и хотя они о себе объявляют, что до 20 000, однако не будет более 12 000, начиная от вершины реки Кумы внутри Кавкаских гор даже до Осети простираются разнаго звания народы.
А именно примером в каждом:
1. Карачаи — 400, 2. Чегем — 700, 3. Караджау — 100, 4. Балкар — 50 (Гильденштедт указывает Бассиянию-Балкарию 1000 дворов Х.Т.), 5. Дюгер — 150, 6. Балсу — 40…» Кабардино-Русские отношения, Т.2, с.281.
В это же время пишет и И.Г. Гильденштедт, в своей книге «Путешествие по России и Кавказским горам в 1770-1773гг»: « Провинция Бассияния» Она занимает часть высоких альпийских гор вокруг Малки, до Кубани, и граничит на востоке с Осетией, на юге с Грузией и Сванетией, западнее с Абхазией, на севере с Черкессией. Жители её определенно татарского происхождения…Притоки Терека: Аргудан, Лескен, Малки, Малкара, или Балки, с левой стороны Терека… В округе (Бассияния (Балкария -Х.Т.) в него впадают различные горные ручьи, и он значительно усиливает Терек. Ручьи, которые усиливают Малку: Баксан (он становится полноводной благодаря Чегему и Череку. В том месте, где Малка выходит из гор, она поворачивает и впадает в Терек…» [с.48-49].
То есть реки вытекающие из Бассиянии и образуют Бештамак – устье пяти рек в месте впадения Малки в Терек: Малка, Черек, Чегем и Баксан. [ с.29-30].
Он же пишет: «…Малкар – по –басиянски; Балкар-по-черкесски; собственно Бассияни-по грузински… Часть живёт у Аргудана, большая – на Череке (притоке Терека). На В. провинции – Осетинская Дугорен (Заметьте не Кабарда, а Дугорен – Х.Т.), на Ю. – имеретинская Раджа, на С. – часть Большой Кабарды, называемая Кашкатау…» [ с.224]. В 1773 году одно из обществ Балкарии, Малкар граничила на севере с Кабардой по горе Кашхатау при реке Чегем.
Балкарцы и карачаевцы и в 30-е годы XIX века имели поселения на равнине и в предгорьях. Об этом указывает и следующая работа,на которую мы хотим дать ссылку это - «Картина Кавказского Края, принадлежащаго России, и сопредельных оному земель…» Платона Зубова С.Петербургъ, 1833г.:
«1. Карачаевцы обитают у северных предгорий Эльбрускаго кряжа и по трём отрогам онаго, простирающимся в виде ветви. Горный хребет, из коего истекает река Баксан, отделяет Карачаевцев от большой Кабарды; на Полдень сопредельны им Суаны, а на север Алтыкезеки. Главнейшие их аулы расположены по правому берегу Кубани, которую плодоносная равнина. Они большей частью занимаются скотоводством; имеют значительные табуны превосходной породы лошадей… Грузины их называют Карашагети.
2. Чегем, получившие таковое название от реки сего имени, выходящей в их пределахъ. Грузины их называют Джики. Чегемы отделены на восток от Балкаров высоким снежным хребтом; на Юге главным кряжем Кавказа от Имерети и Мингрелии; на запад сопредельны Карачаевцам, а на Севере: большой Кабарде.
3. Балкары или Малкары, отделены от Имерети главным кряжем Кавказа; от большой Кабарды хребтом гор, называемых Кашкитау; к востоку и юго-востоку сопредельны осетинам, а западу – чегемам…» с.132-135.
То есть в 1833 году граница балкарских обществ и Карачая:
Балкарского, Хуламского, Безенгиевского общества с Кабардой на севере – это гора Кашхатау, чуть выше современного кабардинского села Шалушка.
Чегемское и Баксанские общества граничат с Кабардой по горам Кашхатау и Кызбурун. Карачаевцы граничат с кабардинцами по левобережью Баксана и правобережью реки Малки.
Такие учёные, как Х.М. Думанов и др., пытались и пытаются формировать искаженную историю Балкарии и Карачая. Это им даёт козырять тем, что балкарцы, карачаевцы по Х.М. Думанову: «Нельзя также учитывать того исторического факта, что Малкинское ущелье до Эльбруса и Зольские пастбища, в частности никогда не были местом обитания современных балкарцев или карачаевцев…»
Балкарцы, карачаевцы, не сегодня появились на этой территории. Об этом свидетельствуют многочисленные источники, литература. Приведём лишь два высказывания из всей этой литературы:
«О происхождении народов, населяющих этот район, известно следующее. Предки нынешних жителей Кавказа выступили на историческую арену во II-I тысячелетии до н.э., о чем свидетельствуют раскопки Кобанской и Прикубанской культур, датируемые I тыся¬челетием. Археологические находки, обнаруженные во время раскопок в ущельях Малки, Чегема и Баксана (Верхний Баксан, Гунделен, Каменномостское, Советсткое, Куба, Заюково и др.), достоверно говорят о том, что горные и высокогорные районы Кабардино-Балкарии уже в I тысячелетии были заселены народами, на основе которых в дальнейшем формировались балкарская и карачаевская народности.
Карачаевцы и балкарцы - один из древнейших жителей горной части Кавказа...», сс.44-46, «Путеводитель по Кабардино-Балкарии «Приэльбрусье» под авторством Б.М.Бероева, М., 1984 г.
И в продолжении этой же темы, известный археолог и историк И.М.Мизиев писал, что «…Археологические изыскания в местности «Аманкъол» (Плохое ущелье – с карачай-балкарского) вблизи балкарского селения Хабаз позволяют датировать археологические находки 8 веком нашей эры. Вторым исследованным археологическим памятником является находки на месте сельского гаража с. Хабаз, в 60-х годах 20 века. Анализ этих находок позволяет установить возраст селения Хабаз – 2800 лет… Мизиев И.М. журнал «Минги-Тау», 1995г., №1 с.135-138…»
Карта Броневского 1823 года, карта Терской области 1898 года пестрят карачаево-балкарскими названиями на всем протяжении экспедиции Емануеля. На карте Терской области 1898 года, чётко сохранились названия гор и рек: Хасаут, Ахчар сырт (неправильное название Очкар – Х.Т.), Бырмамыт, Бичасын (Бийчесын-Х.Т.), Харбуз (Харбас-Х.Т.), Сидакъ тюп , Айланыч баши, река Кокрекцик, Балык-Баши, Кыртык, Мукъал, Ирик, Ташлы сырт, Кызыл къол, перевал Бурун таш, перевал Къая Эшик (Каяшек), называемый «Железные ворота», карачаево-балкарское значение названия – «Ворота через Скалы»), Ирахын сырт, Сылтран и рядом Минги тау – Эльбрус.
Напомним, что кабардинский историк А. Хаширов или от безграмотности или от нежелания признать очевидное изрёк свою философию отрицания истины: «Так называемый источник «Джилы-су» совсем не тёплый, он носит название «Таучэжъхъэ я псынэ» или «Псы хъущхъуэ». Во - вторых, эти названия на тюркском языке были даны топонимам недавно и непонятно кем». Аскер Хаширов: «Первовосходитель на Эльбрус: Факты и вымысел», Нальчик, 2019г., страница 540.
Возвращаясь к тому, куда направили депутацию, то это известно – Харбас, не Каменный Мост!
Раз экспедиция находилась в местности Харбас, это означает, что делегация направилась для встречи экспедиции к стоянке Харбас.
В принципе это подтверждается и в материалах Ленца:
««Лагерь на речке Харбис ( Харбас - карачаево-балкарское название Х.Т.)…Сегодня, кажется, погода, которая в течение 6 дней карала нас дождём, стала меняться и позволила нам продвигаться вперёд к нашей цели – Эльбрусу…
Наша военная жизнь мне по нутру, до реальных стычек, правда дело не доходит. Среди карачаевцев пошли слухи, что мы собираемся их полностью искоренить, и они уже увели своих жён и детей и стада. Вместе с тем генерал их успокоил, и вчера (7 июля –Х.Т.), около их 10 посланников ушли от нас с богатыми подарками, очень довольные, обменявшись с нами с дружеским рукопожатием. У них дикие лица, иногда с очень располагающими чертами лица. Они выступают гордо, и смело, держа руку на кинжале, говорят быстро и выразительно. Они носят подходящую к случаю одежду, и она им очень идёт. Получив подарки, они лишь легко кивнули головой, хотя, по словам переводчика, пришли от подарков в восторг, пусть это был даже просто платок; их черты оставались серьезными и гордыми. Некоторые из них пожелали взойти с нами на Эльборус, что, возможно, нам очень пригодится…»
Это прямое указание и подтверждение времени и места, где состоялась первая встреча экспедиции с местными жителями с карачаевцами и балкарцами 7 июля 1829 года у стоянки Харбаз.
Второе замечание к цитате Ленца: «Среди карачаевцев пошли слухи, что мы собираемся их полностью искоренить, и они уже увели своих жён и детей и стада…»
Ведь до основных поселений карачаевцев Карт-Джурт, Учкулан, Хурзук, далеко, и речь вовсе не о них. А о тех, кто живёт в местах следования пути экспедиции. К примеру, и до этой экспедиции известно проживание карачаевцев Ысхауате (Хасаут –Х.Т.), Шидак-тюбю, Ташлы Сырт, Урду, Чипчикълары, Джараштылары, и др., которые и жили от Хасаута до Харбаса. Именно речь шла о тех поселениях и жителей этих поселений. Хурзук, Учкулан, Къарт-Джурт не находились на пути следования экспедиции.
И почему, именно первая встреча произошла в Харбасе, объясняется тем, что перевал, ведущий из Урусбиевского общества в Карачай проходил через Харбас. Это было средоточие между Карачаем и Бештау Эл (Балкария).
Об этих обстоятельствах ещё в конце XIX века подробно писал Флоренс Грове.
Источник: Флоренс Грове. Холодный Кавказ. Издание редакции журнала «Природа и люди». Санкт-Петербург. Типография т-ва «Общественная польза». Б.Подъяческая №39, 1879 г.
Восхождение на Эльбрус
Следующий день (25 июля) был посвящен прогулке по прелестной долине Адуль-Су, в сопровождении Ахиа и нашего хорошего приятеля, юного Измаила. В этой долине сохранилось еще значительное количество леса, хотя вырубка его и здесь производится с удивительною быстротою, вследствие чего, конечно, в весьма непродолжительном времени и эти склоны будут настолько же голы, как и многие другие склоны гор этой страны. Стены домов в Урусбиевой строятся не из камня, как это делается в других местах северного Кавказа, но из крупного строевого леса…
Восточный пик, ближайший к нам, имел вид большой горы, как и следовало ожидать от вулкана; дальнейший же пик, видимый сравнительно меньше, казался плосковершинным. Следуя по этой долине, в которую спускается юго-восточный глетчер Эльбруса, Фрешфильд с товарищами в 1868 достигли скал, где и провели ночь до восхождения на гору.
Ахия, однако, утверждал теперь, что к тому же месту удобнее пройти по следующей долине, которая пролегала по другую сторону кряжа, образующего правый склон первой долины (Обратите внимание туземец-балкарец, Ахия указывает, где лучше пройти -Х.Т.). Таким образом, мы продолжали наш путь по долине в течение двадцати минут или около этого, пока не подошли к небольшой простой хижине, находящейся на открытом месте у подошвы глетчера, наполняющего верховье долины Баксана. Мы преднамеренно прошли несколько далее входа в долину, по которой нам предстояло подняться, так как здесь удобнее было оставить лошадей, взятых кавказцами.
Через глетчер пролегает проход в Карачайскую страну, которую мы предполагали посетить после Эльбруса;
но узнав, что там очень трудно достать проводников, за недостатком времени мы должны были отказаться от такого рискованного путешествия, вследствие чего мы решили пройти к северу от Эльбруса по луговым пространствам. Проход казался легко доступным для человека; что же касается лошадей, то Ахия сказал нам, что их можно было бы провести, если холодный ветер укрепил снег; если же снег рыхлый, то лошади, по всей вероятности, не вынесут подобного перехода (И вновь Ахия указывает на особенности состояния снега и возможности перехода –Х.Т.)…
Другой источник, Д.Л. Иванов. «Восхождение на Эльбрус. Известия Русского географического общества.», 1884, т. ХХ, выпуск 5, отмечает, что гора Эльбрус у окрестных жителей известна под именем Минги тау. Обратите внимание на слова «окрестные жители» называют имя горы на карачаево-балкарском языке. И это приводимое нами высказывание относится к 1884 году, то есть, тогда, когда не родились Думанов, Хаширов, не было искажения истории, кто и когда жил на этой территории.
«Источник: Д.Л. Иванов. Восхождение на Эльбрус. Известия Русского географического общества. 1884, т. ХХ, выпуск 5
(Читано в общем собрании Императорского Русского Географического Общества 3 октября 1884 года).
"Проживши лето в Кисловодске, под довольно строгим и - сказать правду - скучным «курсовым» режимом, я предпринял в конце курса, в сообществе с доктором Е. В. Павловым , небольшую поездку в Кавказские горы, в сторону Эльбруса.
Из Кисловодска мы проехали на р. Баксан, по живописному ущелью которого дошли до его верховьев, составляющихся из трех горных ручьев: Донгуз-уруна, Азау и Терскола. Первый выбегает из коренного Кавказского хребта или вернее из угла соединения его с Эльбрусской ветвью; два последних берут начало из ледников, спускающихся с южной стороны Эльбруса.
Гора Эльбрус, известная у окрестных жителей под именем Мынги-тау, замечательна не столько своей выдающейся высотой или оригинальным строением, сколько странной историей о ее необычайно трудной доступности…
В заключение скажу несколько слов об общем впечатлении, вынесенном мною из посещения Эльбруса.
Достигнуть подошвы высочайшей горы Кавказа можно с трех сторон: с СВ от верховьев Малки, с СЗ и Ю3 истоками Кубани и с ЮЗ через Баксан. Обыкновенно выбирают последний путь, как самый удобный и выгодный в том отношении, что верховья Баксана до самых ледников густо населены горскими татарами, аулы и коши которых доходят по долине почти до 8000 футов…»
Было бы забавно считать, что балкарцы и карачаевцы недавно и вопреки равнинным кабардинцам расселились в ущельях и предгорьях Центрального Кавказа, если бы это действительно не было бы их исторической родиной. Как на самом деле нас хотят представить Думановы, Хашировы и др...
В Европе историю Балкарии и Карачая знают лучше, чем некоторые безграмотные историки Кабарды претендующие на «истинную историю». Тому доказательство и воспоминания великого альпиниста мира Дугласа Фрешфильда.
Источник: Douglas W. Freshfield. The Exploration of the Caucasus. London & New York – 1902. Дуглас Фрешфильд. Исследование Кавказа. Лондон, Нью-Йорк, 1902.
Перевод с английского МОС ТЭУ ВЦСПС. Клуб туристов
«В мои последние посещения я нашел в Урусбии много ста¬рых приятелей. Старые тюрки выступали вперед, горячо пожимали мне руки, или же хлопали по спине и произносили что-то вроде моего имени, за вторым следовала «Минги-тау, карашо». Нам часто приходится говорить «карашо», но дальше этого наш запас русских слов не идет.
Один, однако, зашел так далеко, что спросил о «Муре» и «Франце» (Франсуа Девуассу). И «о маленьком господине, который так хорошо ходит». Он подразумевал Коминса Текера. Память на ли¬ца у спрашивавшего была лучше моей; он, может быть, видел немногих европейцев в этот промежуток времени, но я правильно узнал в нем одного из наших носильщиков 1868 года, с удовольствием вспомнив об одном эпизоде, превратившемся, без сомнения, в легенду у подрастающего поколения…»
О карачаевцах по Малкинскому ущелью пишет В.Ф. Новицкий:
Источник: В.Ф. Новицкий. В горах Кавказа. Три поездки в окрестностях Эльбруса летом 1896 года и восхождение на эту гору. Санкт-Петербург, 1903 г.
«Близлежащий аул Хасаут уже просыпался; из него выгоняли на пастбище большое стадо овец, и оттуда доносились свист и крик пастухов, звонко разносившиеся эхом по ущелью.
Хасаут населен карачаевцами, горцами татарского происхождения, обитающими в ущельях северного склона Кавказского хребта, в окрестностях Эльбруса.
Аул, подобно всем карачаевским аулам, мало напоминает своим видом селение; по крайней мере, издалека он имеет вид кучи серых камней, разбросанных на берегу речки. Сакли сложены из крупных речных валунов, ничем не скрепленных, и покрыты, взамен крыши, полусгнившими бревнами, набросанными в беспорядке на продольные стены.
Хасаут, подобно тому, как впоследствии и все другие карачаевские селения, поразил меня своим безлюдьем и тишиной; когда угнали стадо на соседние луговые скаты, аул точно опять погрузился в сон, и в течение 3 - 4 часов до нашего выступления я не заметил в нем ни одной человеческой души, и ни один звук не донесся оттуда на наш бивак.
Это явление следует, вероятно, объяснить отсутствием в течение летних месяцев мужской части населения аулов, живущей в это время года на кошах, иногда весьма отдаленных от селений.
Пока на биваке шли сборы к выступлению, я воспользовался этим временем, чтобы взойти на Бермамыт и полюбоваться окрестностями.
Пока на биваке шли сборы к выступлению, я воспользовался этим временем, чтобы взойти на Бермамыт и полюбоваться окрестностями.
После довольно продолжительного и трудного подъема по скату, заваленному продуктами размывания и выветривания горных пород, я добрался до обширной и плоской вершины Бермамыта (8.501 ф. над ур. м.), имеющей длину 3/4 (с 3. на В.) и ширину 1/3 версты (с С. на Ю.).
Бермамыт представляет собой, в общем, колоссальных размеров разорванную, бесплодную скалу, которая ограничивает с юга полого спускающееся к Кисловодску плоскогорье. Сторона его, обращенная к югу, ниспадает крутыми, местами отвесными скатами в глубокие ущелья ручьев, питающих ручей Хасаут..."
Завершая очередную страницу исследования одного восхождения на Эльборус в 1829 года, под командованием генерала Емануеля, напомним, что экспедиция встретилась с депутацией карачаевцев и урусбиевцев (балкарцев) на стоянке Харбас 7 июля 1829 года.
Это ломает все стереотипы и все фальсификации тех, кто, до сих пор начиная с 1941 года, стали формировать легенду и лепить образ первовосходителя на гору Эльборус в 1829 году, кабардинца Киллара и искаженной версии встречи трёх делегаций: Карачаевской, Урусбиевской, Кабардинской, у укрепления Каменный Мост 27 июня 1829 года.
Продолжение следует…
Хадис Тетуев, 22.04.2021г.
Свидетельство о публикации №221042201107