Великие люди от Авраама до Хокинга 27

Девятнадцатый век (продолжение)


Композитор Николай Римский-Корсаков – гениальный живописец в музыке.

Римский-Корсаков – гусляр Садко в симфонии и опере.

Римский-Корсаков – Золотой Петушок в общественной жизни России.

Беря за основу творчества народные песни и танцы, Римский-Корсаков выполняет функцию интонационного санитара в профессиональной музыке!

Римский-Корсаков – выразитель заповедных дум и чаяний русского народа.

В лице Римского-Корсакова опера имеет успешного композитора при жизни и во многом забытого после смерти. Ему удаются оперы на сюжеты русских сказок и былин («Снегурочка», «Садко»), и далеко не всегда убедительны его оперы на исторические темы («Псковитянка», «Вера Шелога», «Царская невеста»). При этом терпят крах оперы на западноевропейские сюжеты («Сервилия», «Пан Воевода»).

Операм Римского-Корсакова недостает главного: оперности!

Романсам и ариям Римского-Корсакова не хватает воздуха, в них отсутствует свободное мелодическое дыхание.

Самобытность музыки Николая Римского-Корсакова и Мануэля де Фальи отличается односторонностью в силу того, что эти талантливые композиторы ставят во главу угла фольклор. Пользуясь народной мелодикой в качестве первоосновы для творчества, они попадают в плен песенно-танцевального жанра.

В царстве русского искусства живут три сказочных Берендея – композитор Николай Римский-Корсаков, художник Виктор Васнецов, писатель Александр Островский.

Поль Верлен – французский поэт, прозаик, эссеист, человек высокого интеллектуального полета.

Верлен не отличался приятной внешностью, но отдельные женщины его обожали. Так, 16-летняя поклонница Матильда Моте, с которой у поэта была интимная связь, сказала: «Он перестал быть уродливым, а я даже вспомнила о сказке «Аленький цветочек». В ней любовь превращает чудовище в принца-красавца». Гений, при всех недостатках внешности и характера, - духовно богатый и целомудренный человек.

Верлен бодлеровские «Цветы зла» ставит в хрустальную вазу лирики.

Верлен – поэт-сатурналист с тонкой художественной натурой.

Поль Верлен и Артюр Рембо – поэты-геи, заглянувшие в бездну адских наслаждений.

Писатель Анатоль Франс – остроумный пародист французской истории.

Франс описывает войну тщеславий в буржуазном обществе.

Скептический ум Франса режет гармонию, как алмаз стекло.

Франс – гуманист-скептик. Он верит в благоразумие человечества. Однако сам остается в плену противоречий, когда надеется на лучшее будущее и одновременно сомневается в народных массах.

Сомнения, сатира, сарказм, сатанизм – вот какие цепи разрывает Франс, прежде чем предлагает людям идею справедливого общества.

Саркастическая манера письма Анатоля Франса сближает его с Михаилом Салтыковым-Щедриным. Обоим писателям характерно обличение торгашеского общества.

Анатоля Франса и Льва Толстого преследуют всемогущие религиозные власти: Толстого отлучают от церкви, произведения Франса заносят в католический индекс запрещенных книг.

Французский художник Анри Руссо, работавший на таможне, любил рисовать джунгли и львов. Человек с несколькими судимостями мыслил в живописи примитивно. С его именем связывают понятие «наивное искусство».

Руссо шел по тропинке примитивизма в искусстве, которая в XX веке превратилась в столбовую дорогу.

Василий Поленов – художник легкого, возвышенного мировосприятия.

На трогательных картинах Поленова разливается ностальгия по уютным московским дворикам.

Василий Поленов – музыкант в живописи, Николай Римский-Корсаков – живописец в музыке. Не случайно у Поленова учится величайший лирик Исаак Левитан, а у Римского-Корсакова – величайший колорист Игорь Стравинский.

Константин Аполлонович Савицкий известен благодаря трем обстоятельствам: художник дорисовал медведей в знаменитой картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу»; был замечательным педагогом в Пензенском художественном училище; воспитал сына, выдающегося советского художника – Георгия Савицкого.

Публицист и литературный критик Пётр Ткачёв – революционер-секира! Русский якобинец погиб не на баррикадах, не на плахе, а умер в психиатрической больнице в 41 год.

Живопись Ильи Репина трагична, как история России.

Репин – художник объективной правды и глубокого понимания жизни. Злободневные темы он разрабатывает с особой тщательностью.

Если живопись Рафаэля целостна, то репинское творчество разорвано на части. Это объясняется его обширностью.

Художник Илья Репин и композитор Модест Мусоргский – творцы, в которых бурлит непокорный, аввакумовский дух.

У гениального художника Ильи Репина толстовский всеобъемлющий взгляд на Россию.

В жилах трех величайших русских художников Ильи Репина, Исаака Левитана и Валентина Серова текла еврейская кровь: они болезненно реагировали на притеснения личности в России.

Немецкий мыслитель Фридрих Ницше – Дельфийский оракул нового времени.

Ницше вьет веревки из гуманизма и христианства.

Ницше – прокуратор царства дьявола в области философии, литературы, искусства.

Фридрих Ницше насилует религию, как Франсуа де Сад – женщину.

Если Франсуа де Ларошфуко – герцог Ришелье в афористике, то Фридрих Ницше – император Наполеон!

Ницшеанский «сверхчеловек» – предшественник врубелевского демона: философ и живописец примерно в одинаковом возрасте попадают в больницу для умалишенных.

Фридрих Ницше и Василий Розанов – два юродствующих Диогена в философии XIX века. Однако они по-разному относятся к самим себе: Ницше видит себя «сверхчеловеком», Розанов – называет себя «сором» жизни!

У философа Фридриха Ницше – «сверхчеловек», у эзотерика Рудольфа Штейнера – «духочеловек», Ницше – социолог, Штейнер – мудрец.

Фридрих Ницше, Герберт Уэллс, Антуан де Сент-Экзюпери, Пьер Тейяр де Шарден – идейные столпы «сверхчеловечества».

Психика Фридриха Ницше раздвоена: в нем сосуществуют жестокий человеконенавистник и автор нежной, сентиментальной музыки.

В музыке Ницше по-девичьи меланхоличен, в философии – по-мужски воинственен.

Музыка Ницше подкупает детской созерцательностью.

В музыке Ницше прост, наивен, но благороден как Дон Кихот.

Музыка Ницше скромна, невзыскательна, чья красота подобна красоте фикуса в бюргерском доме XIX века.

Сара Бернар – гениальная актриса и столь же гениальная куртизанка!

Встречаются женщины-демоны, перед чарами которых не в силах устоять ни один мужчина. Сара Бернар милостиво принимала знаки внимания и подарки от австрийского императора Франца-Иосифа, испанского короля Альфонсо, королей Италии и Дании, многочисленных немецких владетельных герцогов. Злые языки утверждали, что сам Папа Римский восхищался ею. Вот что значит быть куртизанкой с всемирной артистической славой!

Похотливость экстравагантной Сары Бернар была исключительной. На гастролях она возила с собой гроб из розового дерева, и время от времени предлагала любовникам насладиться «ритуально-погребальными » плотскими утехами.
В возрасте 66 лет актриса сошлась с неким американцем Лу Теллегеном, которому было чуть больше 30, и она четыре года разделяла с ним ложе. Когда же известный писатель Октавий Мирбо спросил ее, долго ли она собирается вести половую жизнь, та совершенно серьезно ответила: «Пока не перестану дышать». В этой хрупкой женщине творческая и сексуальная энергия били горячими фонтанами.

Безусловно, что сценическое искусство Сары Бернар гениально, но в отдельных случаях оно отмечено искусственной риторикой! А это уже изъян!

Сара Бернар играла на сцене до 78 лет, открывая перспективу современным актерам выступать в театре до 100-летнего возраста.

Французский композитор Габриэль Форе в музыке светлый, радостный, счастливый, без тени тревоги и печали. Его произведения наполнены теплыми лучами солнца и красотой природы благодатного юга Франции.

Лирика Форе тиха и нежна, как шепот ночных цветов.

Музыка Форе имеет легкий оттенок созерцательности.

Русский и французский микробиолог Илья Ильич Мечников – человек сложной судьбы и смелых научных идей. Ученый дважды пытался свести счеты с жизнью. В конце концов, он получил Нобелевскую премию за достижения в физиологии и медицине.

Из скрипичной школы Леопольда Ауэра вышли лучшие музыканты Старого и Нового света. Уважаемый профессор Санкт-Петербургской консерватории Леопольд Семёнович воспитал более 300 скрипачей. Благодаря им современные симфонические оркестры звучат ярко и выразительно!

Владимиру Маковскому нельзя отказать в таланте художника-бытописца. Он был одним из руководителей Товарищества передвижных художественных выставок. В нем удачно сочетались творчество и общественная деятельность.

Вокальные жемчужины итальянского композитора и певца Франческо Тости принадлежат скорее к сдержанным, нежели страстным неаполитанским песням. Это объясняется тем, что композитор долгое время жил и творил в Англии. Ему посчастливилось быть придворным музыкантом английских королей.

Польский писатель Генрик Сенкевич создает величественное эпико-драматическое полотно «Крестоносцы», сопоставимое с романом «Война и мир» Льва Толстого.

Генрик Сенкевич восхищается подвигами библейских апостолов, чья жизнь отмечена непреклонной верой в Отца Небесного.

Генрика Сенкевича и Генрика Семирадского горячо интересуют вопросы христианской веры. Творчество писателя и художника представляет собой вершину польской национальной культуры. Не следует забывать, что Польша в середине XIX века входила в состав России и что их произведения в той или иной степени являются достоянием русской культуры.

Этнограф и антрополог Николай Николаевич Миклухо-Маклай отличался человеколюбием, защищал аборигенов и дружил с папуасами. Исследователь решительно отвергал теорию высших и низших рас.

Знаменитый американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон придумал фонограф, усовершенствовал телеграф и телефон, стал основоположником электроники. При этом он, как известно, посещал школу только три месяца. Однако его талант беспрепятственно развивался и нашел самое блестящее претворение в Америке.

Польский романист Болеслав Прус противопоставляет знаменитой фразе Людовика XIV «государство – это я» фразу «народ есть государство». Сегодня эта мысль не кажется абсолютно верной. В XXI веке власть может делать с народом все, что угодно!

Родившись на суровой красноярской земле, художник Василий Суриков рисует людей сильных, непокорных, с горящими глазами и несломленной волей. Это раскольница боярыня Морозова, это казачий атаман Ермак, вместе с которым пришли в Сибирь предки живописца.

Суриков – превосходный мастер в отображении политических конфликтов, раздиравших русское государство.

Суриков разоблачает тиранию и мракобесие с потрясающей силой выразительности.

В гениальных картинах Суриков как будто говорит нам, что история – это табун испуганных лошадей, несущихся к обрыву.

Суриков – полноправный владыка снежной стихии в живописи.

Дерзновенная живопись Сурикова будоражит воображение русских людей.

Суриков – новатор в изображении исторических событий вне каких-либо теорий и доктрин.

Былинно-сказочная живопись Виктора Васнецова заметно расширяет сознание русских людей XIX века.

Грустная, но добрая Алёнушка-Россия – вот главный образ живописи Васнецова.

Взволнованный русский стиль живописи Васнецова делает его картины загадочно-прелестными.

Французский художник-постимпрессионист Поль Гоген – доброхот в жизни и творчестве.

Гоген обладает возвышенной поэтической натурой. В нем сочетаются два свойства: талантливого художника и неординарной личности.

Гоген по доброй воле переезжает на Гаити, чтобы обогатить живописную палитру элементами красочного первобытного искусства.

Стиль живописи Гогена – это экзотический примитивизм.

Гоген вошел в историю живописи, как поэт обнаженного женского тела. А уж он-то повидал в южных широтах неимоверное количество туземок! Бурная половая жизнь неминуемо приводит к увяданию тела и духа.

Великие художники часто слишком высоко ценят собственные достижения. Поль Гоген, изобразив на холсте обнаженную 14 летнюю любовницу Теуру, самодовольно заявил: «Это лучшее из всего, что я нарисовал». Вряд ли он был прав. Беглый набросок какого-то очередного «ню» он поставил выше ранее созданных замечательных произведений. Однако не только за это полотно мы любим Гогена.

Вряд ли Гоген стал бы жить среди диких полинезийцев, если бы в его жилах не текла кровь перуанских индейцев. Вот отчего ему импонирует экзотический стиль в живописи.

«Мы плывем на корабле-призраке со всем несовершенством наших фантазий», - пишет Гоген. Следует задаться вопросом: не слишком ли часто его корабль-призрак натыкался на рифы жизни?

Гогену грезятся райские уголки свободы и счастья, еще не затронутые цивилизацией: туда он бежит и там нередко находит неземное блаженство.

Шведский драматург Август Стриндберг пытается сбросить с себя плащ буржуазного писателя.

Пряжа жизни сплетена из нитей добра и зла, поэтому нет смысла распускать ее – к такому неутешительному выводу приходим после знакомства с пьесами Стриндберга.

Мироощущение Стриндберга пессимистическое, ибо жизнь для него – сон, а люди – призраки.

У Стриндберга негативное отношение к миру. По мнению драматурга люди – вампиры, земля – колыбель преступников, безумцев и трусов! Страшная картина!

Председатель совета министров царского правительства Николая II Сергей Юрьевич Витте – деловой человек, уверенно направлявший Россию по капиталистическому пути развития. В написанных им 2-томных Воспоминаниях политик не избег самовосхваления, возможно, оттого, что столкнулся с непониманием со стороны царских чиновников.

Ведя непримиримую революционную борьбу против самодержавия, народница-террористка Вера Засулич получила известность не только за свою опасную деятельность. Ее бесстрашие увековечил великий английский писатель Оскар Уайльд в пьесе «Вера, или Нигилисты».

Физиолог Иван Петрович Павлов – светило науки XIX-XX веков. Прославленный ученый, лауреат Нобелевской премии не отвергал Бога!

Для Павлова непреложно существование бессмертной души после ухода человека из жизни. Павлов пытался достичь гармонии между наукой и религией, экспериментом и верой. Не потому ли ученому выпало счастье плодотворно работать до 86 лет? Умирающий Иван Петрович позвал учеников, чтобы они следили за изменениями в его организме. Он просил их зафиксировать след улетающей души.

Заслуга Софьи Ковалевской, первой женщины в России, ставшей членом-корреспондентом Петербургской академии наук, состоит в том, что математические высоты, покоренные ею, были завоеваны в честном соперничестве с мужчинами. Она скептически относилась к феминисткам. Их лозунги, требующие особого отношения к женщинам, отбрасывают идею равенства полов назад, а не продвигают вперед.

За свои достижения в творчестве женщины часто расплачиваются семейными неурядицами. Не избегла этой участи Софья Ковалевская, выдающийся математик и писательница. Она дважды вступала в фиктивные браки, которые закончились ее смертью в 41 год!

Не сосчитать, сколько умерших от туберкулеза покоится на ялтинском кладбище! Здесь найдем и могилу 23-летнего русского художника Фёдора Васильева. Его лирические пейзажи представлены в Третьяковской галерее. Они получили распространение также в филателии.

Многие из нас придерживаются «теории малых дел», не зная, что она предложена чешским философом-позитивистом Томашем Масариком, будущим президентом Чехословацкой республики.


Рецензии