Зачем трудящимся массам своя партия?

     В 1889 году для ПАРЛАМЕНТСКОЙ БОРЬБЫ против буржуазных законов  капиталистического общества,  которые угнетали трудящихся Швеции, была основана, а в 1932 году, через 43 года политической борьбы, получила большинство голосов и пришла к власти Социал-Демократическая Рабочая Партия Швеции (СДРПШ).

     В этой партии в разные годы насчитывалось до 60% дееспособного населения страны разных социальных слоёв, которые понимали необходимость объединения для структурных изменений в законах общества на основе развития классовой борьбы пролетариата с буржуазией и формирования таких законов, которые будут включать в себя социальные гарантии для защиты от негативного влияния на трудящееся население страны как внутреннего, так и внешнего капитала.

     Основной целью партии было не допустить социального обнищания трудящихся масс по вине всё богатеющих предприимчивых и хорошо организованных собственников средств производства для эксплуатации своего народа и сформировать экономику для обеспечения социальными и коммуникационными средствами необходимыми для достойной жизни всех трудящихся, а не только власть и богатство имущих, по количеству и квалификации их труда на рабочем месте в экономике общества.

     И всё это параллельно с развитием промышленности Швеции, чтобы право на общественно необходимый труд гарантировало каждому право на необходимые и производимые народом средства для жизни достойно количества и квалификации своего труда на благо общества, чтобы иметь необходимые блага от общества.  Чтобы базовые средства для жизни производимые в обществе и необходимые каждому распределялись относительно равномерно по нормам от общего количества производимого по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда!  Что и определяет необходимость внедрения закона гарантирующего относительное равенство минимальных норм базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды, не отменяя частной собственности на средства производства и при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

     А качество благоустройства жилья, приготовления блюд питания, изготовления одежды можно и по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны! Чтобы люди по закону имели право не только на зарплату пропорционально труду, которая часто не даёт никаких социальных гарантий, но и на социально-бытовые условия жизни по труду от общего количества производимых в обществе средств для жизни, сохраняя рынок на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия общества.

      При этом партия не забывала и о средствах защиты от посягательств кого-либо на право жить по своим законам, чтобы экономика страны обеспечивала государственную безопасность населения от любого произвола власть и богатство имущих для благополучия народа Швеции. Не забывала и о необходимых каждому средствах коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация с очистительными сооружениями, средства связи, информации и транспорта, формируя распределение конечных устройств этих благ цивилизации тоже по количеству и квалификации труда!

     И менее, чем за сорок лет из отсталой и одной из беднейших стран Европы Швеция превратилась в одно из наиболее развитых в социально-экономическом отношении государств мира! В 1970-х годах по доступности всех необходимых для достойной жизни народа социально-коммуникационных благ на душу населения Швеция была на первом месте в Европе, далеко обогнав СССР в вопросе социального благополучия населения своей страны.

     А что же помогло такому развитию Швеции? Концепция «социального рыночного хозяйства» Людвига Эрхарда (1897 - 1977), немецкого экономиста и государственного деятеля, который сумел суммировать опыт развития общества социального благосостояния для всех, послужила толчком к поиску своей концепции развития другого социал-демократического теоретика, лауреата Нобелевской премии шведского экономиста Гуннара Мюрдаля (1898 — 1987), создателя так называемой шведской модели социализма.

      Шведская модель социализма Мюрдаля основана на теории развития социально ориентированного рынка в обществе и социально регулируемой экономики для социально справедливого партнерства всех членов его членов при сокращении монополии капитала и увеличения силы Закона в развитии социальных гарантий для населения по результативности труда. Эта модель, учитывая специфические природные особенности Швеции, представляет собой общество с высоким уровнем материального и социального благополучия населения в течение почти 70 лет за счёт постоянной интенсивной механизации тяжёлого ручного труда и организации быта трудящихся на основе последних достижений науки и техники на всей территории страны и это была основой для развития государства существующего в виде конституционного КОРОЛЕВСТВА ШВЕЦИИ, когда у власти были социал-демократы.

     Эта модель социализма во многом сходна с концепцией социального рыночного хозяйства Людвига Эрхарда, известного немецкого экономиста и государственного деятеля. Как и Эрхард, Мюрдаль считал, что регулирование государством социально-экономических процессов способствует созданию эффективной экономики, основанной на всеобщем равенстве прав каждого члена общества перед законом и равных экономических возможностях для всех при праве на труд с правом как минимум на социально-бытовые условия жизни достойно количества и квалификации труда на рабочем месте в экономике страны. В основу регулируемой экономики была заложена сложная система прямых и косвенных налогов, взимаемых с более обеспеченной части населения страны, для выравнивания социального положения населения страны, прежде всего в социально-бытовой сфере, по равенству уровня профессионализма в экономике страны независимо от профессии.

     Главным в шведской модели социализма Мюрдаль считал законодательное создание системы социальной защиты населения, которая гарантировала бы относительно равные возможности для повышения благосостояния как для трудоспособного, так и для нетрудоспособного населения по возрасту и состоянию здоровья. С этой целью модель предусматривает осуществление государством целого комплекса таких мер, как:

     - организация производства и обеспечение необходимыми средствами для нормальной жизни всех добросовестных членов общества занятых в экономике общества при помощи более прогрессивного социально-экономического законодательства;
     - выравнивание материального благосостояния за счёт прогрессивного налогообложения и изъятия незаслуженных привилегий у богатых;
     - создание условий для зарабатывания денег способами, не противоречащими закону;
     - защита гражданских и политических прав и свобод;
     - защита от политического преследования и произвола администрации;
     - создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных его структурных образованиях;
     - обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.

     Такая социально-экономическая политика правящей партии Швеции позволила и волкам быть сытыми, и всем СВОИМ овцам быть целыми и упитанными. А то, что понаехавшие не очень довольны своей жизнью, то если они приехали зарабатывать деньги, то пусть их и зарабатывают, а СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ЗАСЛУЖЕННО ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ГРАЖДАНЕ ШВЕЦИИ! Вот станут ГРАЖДАНАМИ Швеции, и жить тогда будут как граждане Швеции!


      Высокие темпы экономического развития позволили шведам осуществить целый ряд социальных реформ, касающихся всеобщего страхования по болезни, для обеспечения нормальных условий развития и жизни детей, введением дополнительных служебных пенсий по общественной значимости профессии, увеличение продолжительности отпуска и сокращение рабочей недели во вредных и опасных для здоровья условиях общественно необходимого труда. Все эти меры способствовали увеличению размеров личного потребления для разных категорий труда шведов.
 
      Мюрдаль подчеркивал необходимость монополии высокой регулирующей роли государства и считал, что это необходимо для преодоления монополию капитала, стихии свободного  рынка и разгула частной собственности.

      Вмешательство государства и внедрении материальных гарантий по труду, по его мнению, должно преобразовать стихию рыночное хозяйство в хорошо организованную регулируемую экономику, свободную от противоречий и недостатков монополии капитала. 

      Именно в этих условиях, при монополии закона о социальных гарантиях,  и будет осуществлено почти идеально организованное общество при главенстве гуманизма, равноправия и социальной справедливости, что позволит создать равные экономические возможности для нормального благополучного развития для всех членов общества.

      Сегодня в Швеции, с одной стороны, отмечается смешанный характер экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладание частной собственности в сфере производства и обобществление в сфере потребления базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды.

      Причём по возможности количеством относительно равномерно по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда!  А качество благоустройства жилья, приготовление блюд питания и изготовления одежды каждый формирует себе сам по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны!

      Именно поэтому социально-экономическая политика Швеции и политика профсоюзного движения стала основываться на принципах солидарности и взаимных интересов между различными группами трудящихся и мало зависела от финансового капитала каждого.

      Ещё один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской экономической политике явно выделялись две доминирующие цели: полная занятость и социальные гарантии, чтобы экономика была для населения, а не население для экономики.

      Такая модель была представлена профсоюзными и партийными экономистами социальной направленности ещё в начале 50-х годов и в определенной степени была использована социал-демократическими правительствами для социально-экономического развития, а в результате видим широкий масштаб социальной политики в стране при высоком уровне благосостояния населения. 

      Это объясняется особой силой шведского рабочего движения в борьбе за своё социальное благополучие, поэтому начиная с 1932 года по настоящее время (за исключением 1976–1982-го и 1991–1994 годов),  у власти находилась Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ), которая в парламентской борьбе получала большинство народных голосов .

     В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничало Центральное объединение профсоюзов Швеции (ЦОПШ), что усиливало рабочее движение по реформам социально-экономических законов в стране. Кроме того, шведская модель базировалась на духе компромисса и взаимной сдержанности между рабочим движением (профсоюзами и социал-демократами) с одной стороны и крупными промышленными компаниями — с другой. Этот дух гармонии основывался на осознании того, что маленькая Швеция может выжить в большом мире с жесткой конкуренцией только при объединении усилий всего народа Швеции.

     Можно отметить и несколько национальных черт характера: рационализм, самодисциплина, тщательное исследование подходов к решению проблем, стремление к общему согласию и способность избегать конфликтов.

     С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким кризисом производства экономическое положение страны заметно осложнилось. Отдельные отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в огромном масштабе. В связи с этим некоторые экономисты заговорили о крахе шведской модели, кризисе государства благосостояния, чрезмерном уровне личного налогообложения и быстро разрастающемся государственном секторе, вытесняющем частные фирмы. Социал-демократы — ведущий политический фактор шведской модели — в 1976–1982 годах были в оппозиции, у власти в те годы находились буржуазные партии.

     Однако развитие в 80-е годы, (а с 1983-го до конца 80-х годов продолжался экономический подъем), показало, что шведская модель экономики смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.

     Генеральной линией социал-демократов в течение длительного времени было создание государства с полной занятостью населения и выравнивание доходов, сообразуя их по количеству и квалификации труда на рабочем месте в общественной экономике Швеции, а также формирование социальных гарантий на все жизненно необходимые социальные блага достойно человека труда при обеспечении равноправия и социальной справедливости.

      Доминирование этой партии многие годы может быть объяснено только уникальной силой шведского рабочего движения, когда более полувека, в течение десятилетий - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) - эта партия находилась у власти и тесно сотрудничала с Центральным объединением профсоюзов Швеции.

       Это единство значительно усиливало рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран стремлением к полной занятости и формированию социальных гарантий для благополучия населения в качестве главной и неизменной цели экономической политики! 

      Шведский народ в целом - активный сторонник такой социально-экономической политики своей партии, которая стремится к тому, чтобы право на труд законодательно гарантировало КАЖДОМУ и право на социально-бытовые условия жизни достойно труда, обеспечивая все необходимые для этого права и свободы граждан свой страны.

     Стремление к равноправию сильно развито у народа Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию государства Швеции как благополучного “дома народа”, где говорилось об общности интересов нации в создании такого дома, большие группы населения даже вне  рабочего движения смогли принять его взгляды.

     В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев и только объединённый общей целью народ, когда в СДРПШ бывало до 60% населения страны, смог организовать для себя реализацию своей социально-экономической мечты об обществе социального благополучия.

     Успешное функционирование экономической системы любой страны зависит от динамики цен, конкурентоспособности промышленности в мировой экономике и возможности экономического роста, поэтому необходимо было использовать такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, именно безработица и инфляция явились ахиллесовой пятой шведской модели и решить эту проблему помогло внедрение прямого продуктораспределения некоторого необходимого всем социального продукта от количества и квалификации труда, как и зарплату, используя финансовую систему как вспомогательную.

     Именно это обеспечило высокий уровень жизни населения и низкую зависимость от мирового финансового кризиса. Именно поэтому, несмотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса, который продолжался с 1983 г. Непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла легко приспособиться к изменившимся условиям мирового развития экономики и показала свою жизнеспособность. Роль государства в планировании производства, в перераспределении и в потреблении социального капитала общества для более полного удовлетворения потребностей населения достигла в Швеции рекордного уровня и в реформистской идеологии такая деятельность получила название “функциональный социализм”.

     Каждая социально-экономическая модель создаётся для определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать нормальные социально-бытовые условия жизни и воспроизводства населения, способного многие века благополучно жить, используя природные ресурсы свой страны и достижения мировой экономики. Социальная политика Швеции способствует развитию общественных отношений в духе равноправия, социальной справедливости, сглаживанию классового неравенства в жизни сельских и городских тружеников, а в итоге способствует построению нового общества демократического социализма на базе государства народного благосостояния.

     Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Этот уровень определяется комплексом различных показателей по потреблению благ на душу населения, а Швеция по этому показателю на одном из первых мест в мире. И по отношению зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое справедливое, а широкое перераспределение через систему социального страхования способствует значительному сокращению различий в доходах между самыми богатыми и самыми бедными. В 1986 г. в Швеции на 20% самых богатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных - 12% (для США соответственно 43,7% и 4,6%). Заметно сократилась разница в оплате мужчин и женщин; в 1987 г. средняя заработная плата женщин составляла 89,6% зарплаты мужчин (для сравнения : в Италии - 84,8%; в Германии - 73% ; в Великобритании - 70,5% ; в Японии - 48,5%).

      Потеря работы везде переживается болезненно, но если расходы на переобучение помогают людям чувствовать себя защищенными и меньше бояться перемен, то существующая в Швеции система экономической поддержки населения в трудное время не позволяет снижаться уровню жизни в обществе.   

      И даже конкуренция на мировом рынке при такой экономике, при появлении новых технологий, не приводит к какому-либо обнищанию трудящихся, а при законодательно оформленных социальных гарантиях для населения это уже не представляет никакой угрозы.

     Именно поэтому Швеция тратит на социальные нужды населения, на образование, здравоохранение и воспитание молодёжи значительно больше от своих доходов, нежели любая другая страна, зная, что это вернётся обществу сторицей. Благодаря налоговым поступлениям - в Швеции бесплатное среднее и высшее образование, обеспечивающее хороший уровень знаний, множество образовательных программ, а также программ переквалификации для взрослых. Кроме того, в случае закрытия предприятия пособие по безработице, которое на время поиска работы и переквалификации чуть ниже основной зарплаты, какое-то время  позволяет сохранить достойный уровень жизни и это дает мощный положительный результат.

     Швеция занимает первое место по уровню грамотности, согласно анализу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Даже в самых экономически развитых странах, включая США, сравнивая со Швецией, уровень грамотности взрослого населения относительно низок (около 20% малограмотных), а это, как считает ОЭСР, снижает возможность людей справляться с растущими требованиями к современному профессионализму. В Швеции же только у 8% взрослого населения есть проблемы с образованием, однако все расходы на образование быстро окупаются, так как способствуют высокой мобильности образованных! 

     Социально и технически грамотных людей,  которые готовы к переменам и всегда интересуются новыми достижениями в технике и технологиях,  с готовностью осваивают всё новое, не только ничего не теряя в социально плане, но и выигрывая, поскольку с повышением квалификации повышают свой уровень жизни в социально-коммуникационном плане!
   
     Шведское правительство и предпринимательские круги довольно быстро осознали, что им гораздо выгоднее идти по пути равноправного партнерства и сотрудничества с трудящимися массами, чем вступать в классовые бои. Еще в 1938 г. в пригороде Стокгольма - Сальтшебадене, было подписано первое в мире соглашение о полюбовном разрешении спорных социальных вопросов между профсоюзами и работодателями (на него до сих пор встречаются ссылки в дискуссиях по социальным проблемам).
 
     Содержание "сальтшебаденского соглашения" обычно кратко формулируется так: социальная уверенность, солидарность, демократия, равноправие, справедливость. В дальнейшем мы рассмотрим, как это конкретно применяется в различных областях жизни.
   
     Превращению экономики из отсталой аграрной в передовую промышленную и социально развитую страну способствовало наличие больших запасов важных природных ресурсов: железной руды, леса, гидроэнергии. Огромный внешний спрос на шведский лес и железную руду, способность Швеции разрабатывать ресурсы и близость европейских рынков в эпоху высоких транспортных издержек были основными факторами развития.

    Нельзя переоценить важность мировой свободной торговли для роста шведской промышленности и народного благосостояния. Швеция проводила политику свободной торговли после второй мировой войны и активно участвовала в процессе либерализации торговли. Являясь раньше членом Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), 1 января 1995 года Швеция вошла в Европейский союз (ЕС).

    Интернационализация стала важным стимулом к повышению конкурентоспособности и реструктурированию шведской промышленности. Это сделало возможным расширение продаж, необходимых для финансирования основных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) и решения маркетинговых задач.

    Сложно сейчас найти другую страну, где структура экономики столь же быстро перестраивается в ответ на появление передовой техники и технологий. Быстро растут предприятия так называемой новой экономики. Швеция стоит на первом месте по инвестициям в информационно-компьютерные технологии. По данным IDC (The International Data Corporation/World Times Information Society Index),  Швеция опередила США и стала лидером в области информационных технологий. Согласно недавно опубликованным данным экономического анализа "Merill Lynch", Швеция стоит на первом месте по факторам, способствующим экономическому росту.

     Если бы налоги и расходы на социальную сферу создавали проблемы, шведская экономика не смогла бы быть такой гибкой. Пример Швеции показывает, что, хотя сохранение высоких темпов экономического роста в течение десятилетия является исключительной прерогативой США, то одна только гибкость не является основной предпосылкой социально-экономического развития Швеции, а значит, существует по крайней мере, одна альтернатива – партнёрское содружество всех трудящихся на основе гуманизма, равноправия и социальной справедливости!

     Именно вопреки расхожему мнению буржуазных идеологов, что несовместимость подобного очевидна, тем не менее расходы на социальную сферу могут довольно сильно благоприятствовать развитию всей экономики страны! При научно обоснованном переходе от монополии капитала к монополии ЗАКОНА о социальных гарантиях достойно труда, внедрение этого прогрессивного принципа в экономику общества, позволило уверенно рассчитывать на то, что эффект социально-экономического развития только усилится.

    К тому же информационные технологии - это только один пример того, с какой смелостью шведы осваивают новые грани прогрессивных форм экономики. В соответствии со шведскими традициями работники и профсоюзы активно поддерживают структурные изменения, появление новых технологий, открытие границ и распространение информации. В качестве иллюстрации можно процитировать слова Йорана Юханссона, мэра Гетеборга, а в прошлом главы местного профсоюза металлистов на шведском шарикоподшипниковом предприятии "SKF".

    Когда на "SKF" в целях экономии начали внедрять высокопроизводительные технологии, один журналист спросил Юханссона, не боится ли тот, что новые технологии отнимут работу у членов его профсоюза. "Нет, - ответил Юханссон. - Я не боюсь новых технологий. Я боюсь старых. Только старые технологии, которые не учитывают интересы всего народа, могут лишить работы многих людей".

    Эта позиция помогает понять смысл некоторых активных изменений, которые мы наблюдаем в шведской экономике в последние несколько лет. Эта позиция существовала и двадцать пять лет назад, а для успешной конкуренции в условиях глобальной экономики для развития социальной справедливости понадобится шведам и в будущем.


Рецензии