Новогодние ёлки

                Новогодние ёлки
           (с сербского по мотивам рассказа Миленко Ратковича)

    Дед Джуро счастлив: сын привёз к нему на зимние каникулы младшего внука Бошко. Все последние месяцы Джуро болел, а сейчас здоров и весел. Только одно тревожит: через три дня Новый год, а где взять новогоднюю ёлку? Надо было бы купить её раньше, но дед болел, да и не знал, что будет встречать Новый год с Бошко. А сейчас ёлок в продаже нет; давно их раскупили, а ехать в город – здоровье не позволяет. Чтобы хоть немного порадовать внука, Джуро нашёл сломанную сосновую ветку, укрепил её на стене и повесил на неё несколько ёлочных игрушек. Но Бошко даже глядеть не хочет в её сторону. Ничто не радует Джуро в последние дни года.

    Новый год придёт уже через два дня, а ёлки – нет. Сегодня встретил Джуро своего старого приятеля с той стороны горы.
     - Марко! Привет, брат!
     - Здравствуй, Джуро. Что-то тебя давно не было видно?
    Раньше бы Джуро подробно рассказал, как он болел, как приезжий врач из города лечил его. Узнал бы, как чувствует себя Марко. Словом, интересно бы поговорили, а сейчас только одно его беспокоило.
      - Марко, друг! Прошу тебя, добудь мне на Новый год ёлку. Так хочется порадовать Бошко.
      И слёзы в его глазах заблестели.
     Задумался Марко, переложил свой костыль из одной руки в другую. «Будет, будет у тебя ёлка», - сказал. Распрощались друзья. Идёт домой дед Джуро, а сам думает: «Откуда Марко ёлку возьмёт? Сам еле ходит. Однако, всем известно, что слов-то он на ветер не бросает. Что скажет, то и сделает. Только откуда он ёлку-то возьмёт? Нет уже лишних ёлок в деревне; вот и всё тут».

      Ночью просыпался, выходил во двор, смотрел в небо. Только думой-то ёлку не добудешь, лишь печаль распалишь. Днём погулял дед с внуком, на гору сходили. Джуро старинную сказку внуку рассказывал. Хорошо! Да не очень: ёлки-то нет.
      - Не расстраивайся, дедушка, - Бошко говорит. – Нет ёлочки и не надо: мне с тобой и так хорошо.
      А у самого глаза на мокром месте. Так и день прошёл.
      Утром последнего дня года проснулись. Смотрит Джуро на Бошко, а тот грустный какой-то. Понял, наверное, что Новый год встречать придётся без нарядной ёлки. Сидят оба молча, завтракают. Вдруг – стук в дверь. Открыл дверь Джуро, и глазам не верит: стоит на пороге сосед Бранко с большой ёлкой в руках.
      - Был я вчера в городе, - говорит. – Там ёлки ещё не все распродали.
Обрадовался Джуро, вытащил кошель и чуть ли не половину своей пенсии суёт Бранко.
      - Что вы, что вы? – отнекивается тот. – Лишних денег я с вас, дорогой сосед, не возьму.

      Начали дед с внуком ёлку устанавливать: прибили к ней две дощечки крестом. Хорошо, не качаясь, стоит. Налюбоваться ёлочкой не могут. Вдруг – стук в дверь.
Открыл дверь Джуро, и глазам не верит: стоит на пороге сосед Симо с большой ёлкой в руках.
      - Был я вчера в городе, - говорит. – Там ёлки ещё не все распродали. 
      Засмущался Джуро. Достаёт кошель. «Есть уже у нас ёлочка», -
говорит. А Симо и сам это видит. А он в деревне самый главный юморист.
      - Вас же двое, - говорит. – Ты и Бошко. Вот и должно быть у вас две ёлочки. А денег я с тебя, Джуро, не возьму. Помню, как ты мне летом помог, когда наша корова пропала. Точно указал, где искать её надо.
      Обнял он деда Джуро и вышел. Посмотрели дед и Бошко друг на друга, рассмеялись и начали для второй ёлочки крест мастерить. Да только вдруг – стук в дверь. Открыл дверь Джуро: стоит на пороге сосед Милан с большой ёлкой в руках.
     - Был я вчера в городе, - говорит. – Там ёлки ещё не все распродали. 
     Засмущался Джуро. Достаёт кошель. «Есть уже у нас ёлочка, -
говорит. – Да не одна».
      А Милан и сам это видит. Засмеялся, а потом и говорит:
      - У вас же в комнате четыре угла. Так что в трёх углах по ёлочке, а четвёртый – свободный. А денег я с тебя, Джуро, не возьму.
Помню, как ты три года назад мне помог, когда моя Милена заболела. Три дня с двумя моими малышами сидел, пока я возил её в город в больницу.

    Обнял он деда Джуро и вышел. Посмотрели дед и Бошко друг на друга, рассмеялись. Сделали крест-подпорку для второй ёлочки и начали для третьей крест мастерить. И вдруг – стук в дверь…

     Словом, было у них к вечеру восемь больших красивых ёлок.
Хотели они отдать хоть одну ёлочку кому-нибудь из соседей, но у всех дома уже стояли пушистые красавицы.
     Смотрели-смотрели они на колючие ветки, и вдруг пришла им в головы одновременно необычная мысль: нарядить все ёлки.
     Для двух ёлок места в доме не хватило, и их установили во дворе.

     И превратилась самая большая комната в доме в волшебную лесную чащу. А на те ёлочки, что стояли у них во дворе, и на всё вокруг вдруг начал падать снег. На глазах ёлочки становились всё прекраснее и прекраснее. В отблесках света, льющегося из окон, снег казался волшебным золотым украшением.
     Соседи по очереди заходили к ним, качали головами и говорили, что ёлочки очень красивы, но ёлочных игрушек у них нехватает. И приносили игрушки: стеклянные шары, самодельных шитых кукол и зверюшек, блестящие разноцветные ленты…
     Удивлялся Бошко, обнимал деда и говорил ему:
 
     - Ты, дедушка, наверно, самый знаменитый человек в деревне. Вон сколько друзей у тебя!
     Дом Джуро сверкал, как волшебный сказочный замок. Много гостей приходило к Джуро и Бошко в эту новогоднюю ночь, и больше всего – детей. Для всех хватило и пирогов, и конфет. Играли в разные игры и даже в прятки в сказочной роще. Сколько смеха и радости было. А с детьми радовался и старый Джуро. Все болезни у него сразу прошли.


Рецензии