Полосатый паровоз

               
               

               
                Пьеса для чтения в семейном кругу. 
                Сюжет взят из жизни.
                Пролог.               
 
         По авансцене идет съёмочная группа. Двое мужчин — режиссёр и оператор- тащат камеру, свет и микрофон. Озираются по сторонам. Девушка-корреспондент  останавливается, показывает в глубь сцены: -  Нам во двор. Здесь , на Мясницкой, напротив почтамта, и была  коммуна художников. .Ленин с Крупской неожиданно для всех приехали сюда в начале весны 1921 года. В гости.
    Режиссер: 100 лет прошло, а ничего не изменилось. Такие же сугробы, нечищенные дорожки.
    Оператор: - Картинка неинтересная. Что тут снимать.
   Корреспондент: Главное — интересный сюжет. Вперед, в прошлое!
Картина первая.
    Сцена  не освещена. В глубине её лестница. В темноте вверх по ступеням, спотыкаясь,поднимаются четыре фигуры. Идущий впереди зажигает спичку. В этот момент группу обгоняет  молодой человек. Это студент Яков Ромас. В пламени спички он видит лицо мужчины, возглавляющего шествие. На миг останавливается.
   Ромас:
-Что ищете, товарищи?
  Ленин:
- Скажите, где тут коммуна художников?
  Ромас:
- А вам кого там надо?
Ленин:
-Варю Арманд.
  Ромас:
-Лезьте выше. Она скоро придёт. Только что закончилось комсомольское собрание.
Ленин:
-Почему у вас такая тьма египетская на лестнице?
Ромас:
-Так приказ же есть Совнаркома — экономить электричество!
Ленин:
-Экономить — не значит вообще выключить!
Ромас:
 -Лампочек не хватает. Вот ребята и и вывернули . Чтобы комнаты осветить.
  Ленин выходя на свет:
 Здравствуйте, здравствуйте, молодые товарищи!
  Несколько студентов ВХУТЕМАСа, пробегая мимо с ложками и мисками,не оборачиваясь на пришедших , мельком буркают что-то в ответ.

И тут же  звучит громкая разноголосица :
Дежурный! Каша готова? Ужин давай!
       На освещенную площадку вслед за Лениным выходят Надежда Константиновна и Инуся. За ними следует Охранник.
   Ромас, внимательно вглядываясь в лицо Ленина:
Быть того не может!
Обращаясь к Охраннику:
- Товарищ, скажите, это кто? Похож на Ленина очень.
Охранник кивает:
Это Ленин и есть. 
Ромас:
Ребята! Сюда! Сюда!  К нам Ленин приехал!   
           Картина вторая.   
       Комната в коммуне художников. Две кровати. Стол, заваленный рисунками, мольберт. У стола спиной к вошедшим двое смотрят в окно. Это Варя и Павел Арманды.
   Варя:
Эта большая чёрная машина во дворе - из ЧК.  Точно. За спекулянтами приехали. Со второго этажа.
Павел:
  - Варя, это машина Ленина. Роллс-ройс. В ЧК таких нет.
    Ленин:
Молодой человек прав. Знакомь, Варя. Это твой друг?
   Варя:
 -Владимир Ильич! Надежда Константиновна! Инуся!
  Инуся:
Это наш двоюродный брат, Павел Арманд.
 Ленин, с улыбкой глядя на Павла:
-Вы похожи. Носы у всех одинаковые.
  Павел:
Мы частушку такую сочинили. Если встретишь нос гигантский, это значит внук Армандский.
  Н.К. Рады знакомству с еще одним родственником товарища Инессы.
Павел.  Мы с вами в Париже виделись у тёти Инессы. Десять лет назад.  Моя мама — её родная сестра. Вы в гости пришли. А мы
  с тёти Инессиным Андрюшкой боролись. И вы, товарищ Ленин,  нам сказали: кто победит, тот будет большевик, а кто проиграет — тот меньшевик.
         Все смеются.
       Надежда Константиновна :
  -Помню такое дело.
Ленин:
И кто победил?
Павел.
Я поддался. Андрюшка на год младше.
Инуся:
А большевиком в итоге стал Паша. Воевал на стороне наших. Вброд переходил Сиваш.
 Ленин:
А сейчас чем занимаетесь?
Павел:
Учусь. На художника.
  Входят Ромас и Маня Семёнова..
Маня: -
Паша, иди на кухню. Тебя зовут. 
  Павел быстро выходит.
Варя:
Знакомьтесь, это Маня, родная сестра Паши, жена студента Семёнова. Оба учатся с нами на архитекторов. А это — студент Яша Ромас,  художник. 
Взглядывает на Ромаса и смущенно улыбается.
Ленин:
Наш провожатый. Вижу, вы с Варей друзья.
Ромас:
Я ...мы...скоро запишемся.
Ленин:
Куда запишетесь?
Н.К.
Так теперь говорят о вступлении в брак.
Ленин:
Варя нам ничего не рассказывала.
Варя:( смущается)
Я собиралась сказать. Как только нам по 18 лет исполнится.
Инуся:
        Мама нашла Яшу на улице, он беспризорничал. Сирота, перебрался сюда из Подляского воеводства через фронт. Мама привела к его к нам домой. Поселила в Фединой комнате, пока он был на войне. Заставила учиться.  Говорила, что он талантливый рисовальщик, и у него большое будущее.
Ленин .
Узнаю товарища Инессу. У неё очень сильно был развит материнский инстинкт. Она обо всех заботилась. В эмиграции опекала товарищей, устраивала их на квартиры, вела переговоры о документах, обучала французскому языку, снабжала деньгами.
Н.К. Вас у неё пятеро. Трое сыновей , две дочки. А сколько было приёмных детей?
Инуся. Никто не считал. В нашей семье принимали многих сирот. Однажды папа привел шестерых детей , оставшихся без отца и матери. 
И все они живут с нами. А в нашем бывшем имении Лидия , жена дяди, устроила детскую коммуну для беспризорных.
    Надежда Константиновна щупает кровати.
Н.К.:
-Коммуна, коммуна. Самое что ни на есть здоровое житье — в коммуне. Воспитывает характеры . Новое общество требует новых людей.  А что это кровати у вас такие жесткие! Прямо голые доски! И холодина какая! Не топят, что ли?
Маня:
Так дров нет. Отапливаем только общую комнату . 
Варя:
Холод очень бодрит. Когда жарко топят, спать хочется.
Ленин:
-А с едой у вас как?
Варя:
-С едой всё прекрасно. Один раз обязательно едим.
Маня:
 Почти что каждый день.
 Варя:( укоризненно глядя на Маню)
 Ну, подумаешь, иногда полезно поголодать!
Давайте перейдем в столовую, а то здесь у меня тесно.
    Ленин — к Инусе:
         -Ина, а ты нам говорила, что  в коммуне у художников распрекрасные условия.
         Инуся:
         -Так это и есть распрекрасно. Что может быть лучше? Рядом товарищи, у всех общие интересы.
       Картина третья. 
     В столовую гурьбой, отталкивая друг друга ,набиваются студенты во главе с Ромасом. Приносят  кресло для Ленина. Надежда Константиновна усаживается на скамью вместе с Инусей, Варей и Маней. . Остальные — вдвоём на табуретках.
Ромас:
Товарищ Ленин, на кухне как раз приготовилась каша. Поешьте с нами.
Маня.
Только соли нет.
Варя:(с досадой)
-Причём тут соль. Это такие мелочи.      
 Ленин подходит к стене и рассматривает нарисованный на ней паровоз с продольными линиями по  кузову.
           Ленин:
  -А почему у вас паровоз полосатый?
        Варя:
  Это идея студента Сережи Сенькина. Для пользы народного хозяйства.
  Сенькин :
Товарищ Ленин! Я предлагаю таким образом с помощью продольных линий зрительно ускорить движение транспорта. И повысить настроение трудяшихся. А то нет сил смотреть, как транспорт ползёт.
Варя.
Прохожим будет казаться, что скорость выше.
Стенькин. Мы, молодые художники ВХУТЕМАСа, хотим приносить революции практическую пользу.
 Ромас:
-Мы против станковой живописи. Она устарела. Картина в доме, картина в музее, куда никто не ходит — она не выполняет задачи агитировать массы.
Маня. Мы — за искусство для улиц. 
Инуся:
          -Мама тоже говорила, что искусство должно развивать народ.
          Студенты:
         Даешь футуризм !
    Картина четвёртая.
Н.К.
Может быть, покажете ваши рисунки?
Студенты поворачивают мольберты .
Ленин:
  Значит, это и есть живопись будущего? Говорите, вы футуристы?
Надо бы мне с вами поспорить о футуристах, да боюсь, вы меня побьете. Я мало по этому вопросу читал.
   Павел:
  Владимир Ильич! Вы сами тоже футурист! Строитель будущего на земном шаре!
Студенты одобрительно гудят.
Варя, Маня и Павел приносят миски с кашей.
  Варя
 - Владимир Ильич! Надежда Константиновна! Каша остынет! Попробуйте, у нас ребята её хорошо варят.
     Надежда Константиновна дует на ложку, пробует.
   Н.К. Важнецкая каша!Даже и без соли. Кто повар?
  Варя.
 Это вот Павел.
Н.К.
Где научился? Дома-то у вас, наверное,  кухарки были. У фабрикантов-то?
Павел:
   На фронте пришлось кашеварить.  Первый раз пшенную кашу варил на перроне во время стоянки нашего бронепоезда. Не знал, что она разваривается,много насыпал, и вот она как полезла из котелка прямо на перрон! И лезет, и лезет!
Ленин смеётся.
Н.К. Отодвигает миску.
   Спасибо, очень сытная каша получилась. Только мы с Владимиром Ильичем так поздно не едим. Уже два часа ночи. Нам надо ехать. Да и вам пора ложиться.
    Студенты :
   Что вы! Мы до утра не угомонимся! Мы не спим!
   Ленин:
  -Ночами спать надо. А то пойдёте все под суд. За растрату особо ценного государственного имущества — ваших сил! Вот я велю у вас в общежитии на ночь электричество отключать.
   Ромас:
 - Не получится, товарищ Ленин!
 Ленин:
-Как так?
 Варя:
Мы связаны электросетью с почтамтом.
   Все смеются.
 Павел:
- А если электричество отключат, мы будем наизусть стихи читать. При лунном свете. Так даже романтичнее.
  Ленин:
Пушкина?
1-й студент
Нет, Пушкин был буржуй!
2-й студент
 Даешь Маяковского!
Варя :
-Мы делаем стенгазету Коммуны. Уже двадцать номеров вышло, и все со стихами Маяковского.
   Подаёт Ленину и Крупской номер стенгазеты.
Ленин: (щурясь, читает нарочито медленно)
-«Мы, разносчики новой веры, красоте задающей железный тон...»
Отдает газету Н.К.
-  Надя, читай дальше.
Н.К.:
Чтоб природами хилыми не сквернили скверы, в небеса шарахаем железобетон...Варюша, слово шарахаем, оно звучит как-то не по-русски. Правда?
 Ленин:
-А зачем же железобетоном в небеса шарахать? Он и на земле нужен.
 Смотрит номера стенгазеты на столе.
  Футуристы... Придумщики! Молодцы!  Молодые художники ВХУТЕМАСа... Ох, грешен я перед великим русским языком. Одобрил первые сокращения — Совнарком, ВЦИК... И началось. Даже ваш Маяковский в стихах — и то сокращает слова до неузнаваемости.
  Студенты, перебивая друг друга:
  Это очень удобно — сокращать!
 Современно! Не будешь же произносить каждый раз
    Высшие художественные технические мастерские!
  Ленин ( смеётся):
-Ну я теперь просто боюсь с вами спорить,с вами не сладить! Футуристы!   
   Варя:
-Я вам, Владимир Ильич, принесу  литературу  по футуризму.   
  Н.К. 
Говорила я тебе, Владимир Ильич, пойдём посмотрим «Мистерию-буфф»! Так у тебя времени не нашлось.
Ленин:
-Я вообще недавно узнал о футуристах, и то в связи с газетной полемикой.
Вы мне лучше скажите, кого из поэтов вы ещё любите, кроме Маяковского.
   Варя. Я почитаю. Мамино любимое. Некрасов.
               
       От ликующих, праздно болтающих
       Обагряющих руки в крови
       Уведи меня в стан погибающих
        За великое дело любви!
     Ленин встаёт. Надежда Константиновна берет его под руку.      
    Картина пятая.
   Н.К.
 Любимые стихи Инессы. Я не мистик, но почему-то мне кажется, что Инесса сейчас стоит с нами рядом. А уже полгода прошло, как ее нет. Я обещала   заботиться о её детях.Мальчики сами по себе, а девочки стали нам родными.Хорошие выросли люди, молодая коммунистическая поросль. А вот наше общее дело — новая справедливая жизнь - складывается совсем не так, как мы мечтали вместе с их матерью,нашим товарищем Инессой.
          Пара уходит с охранником.
       Картина шестая.
   На авансцену выходят Инуся и Варя.
    Инуся:
    После смерти мамы  Ленин и Крупская очень о нас заботились. 
  Варя.  Нас всё время приглашали в кремлевскую квартиру Ульяновых, и даже был выписан постоянный пропуск. 
Инуся.
Надежда Константиновна много рассказала нам о маме, и нам стало понятнее, почему в детстве мы так мало с ней виделись. Мама пожертвовала личным счастьем ради всеобщего.
  Варя.
    Надежда Константиновна подарила нам несколько маминых фотографий, только одну оставила себе. Этот снимок был вклеен в её семейный альбом.
    Инуся.
     . Сейчас я жалею, что мы отказывались принимать от неё подарки. У нее было много одежды, которую ей присылали работницы, она все время пыталась одеть нас понаряднее, а мы, дурочки, отказывались. Осталась бы память. 
Варя.
 Когда Надежда Константиновна умерла,у нас стались её письма и записки. А моей дочке Блоне она подарила на 10 лет коробку уральских самоцветов и свою книгу с надписью: Милой Блоне от Н.К. Она считала наших дочерей своими внучками.
  Пока жила в Горках, забирала их к себе на каникулы. 
  Инуся. 
В 1953 году моя дочь Инесса нашла на чердаке нашей дачи стопку писем в большом конверте. Конверт был надписан маминой рукой.  Письма от В.И. Я их забрала. Сначала решила уничтожить, но потом рука не поднялась. Как историк , я ознакомилась с текстами .
Варя. На самом деле, письма были довольно скучными и касались текущих дел партии. Мы с Иной очень удивились, когда их опубликовали  с купюрами.
  Инуся.
    Я полгода сидела в архиве и сверяла тексты с публикацией. Оказалось, что закрыли те выдержки, в которых Ильич нещадно ругал своих соратников, в том числе, товарища Сталина.
   Варя.
Или, наоборот, хвалил тех, кто к тому моменту был уничтожен как враг народа.
   Инуся.
    Так что все слухи о том, что переписка была любовной — просто сплетни.
     Уходят.
    Эпилог.
  На авансцену выходит телевизионная съемочная группа.
  Режиссёр: Вот такой мы сделали сюжет через 100-лет после того, как Ленин с Крупской приезжали в коммуну художников ВХУТЕМАСа. .
Кореспондент:  Если бы мы наплели с три короба то, чего не было —  то ,  пожалуй, его бы даже поставили в эфир. Но в любом случае, было интересно поработать. Спасибо, коллеги!
 Оператор. 
    Мне больше всего понравился полосатый паровоз. Хорошее название для сюжета о коммунистической утопии. И всё-таки, есть чему позавидовать.
 У людей была большая мечта. Хочу большую мечту. И чистую. И не слона.
                Финал.
                На сцену выходит разношерстная молодежь.Во время мелодекламации одни делают селфи, другие снимают происходящее. Трансляция на экран. 
                Мелодекламация под гитару.

                Павел Коган.
                Лирическое отступление.

Есть в наших днях такая точность,
Что мальчики иных веков,
Наверно, будут плакать ночью
О времени большевиков.

И будут жаловаться милым,
Что не роди;лись в те года,
Когда звенела и дымилась,
На берег рухнувши, вода.

Они нас выдумают снова —
Сажень косая, твёрдый шаг —
И верную найдут основу,
Но не сумеют так дышать,

Как мы дышали, как дружили,
Как жили мы, как впопыхах
Плохие песни мы сложили
О поразительных делах.

Мы были всякими, любыми,
Не очень умными подчас.
Мы наших девушек любили,
Ревнуя, мучась, горячась.

Мы были всякими. Но, мучась,
Мы понимали: в наши дни
Нам выпала такая участь,
Что пусть завидуют они.

Они нас выдумают мудрых,
Мы будем строги и прямы;,
Они прикрасят и припудрят,
И всё-таки пробьёмся мы!

Но людям Родины единой,
Едва ли им дано понять,
Какая иногда рутина
Вела нас жить и умирать.

И пусть я покажусь им узким
И их всесветность оскорблю,
Я — патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках…

И где ещё найдёшь такие
Берёзы, как в моём краю!
Я б сдох как пёс от ностальгии
В любом кокосовом раю.

           Оператор снимает. Режиссер в наушниках контролирует звук.
           Девушка-корреспондент записывает действие на свой смартфон.



   


Рецензии