Полосатый паровоз
Пьеса для чтения в семейном кругу.
Сюжет взят из жизни.
Пролог.
По авансцене идет съёмочная группа. Двое мужчин — режиссёр и оператор- тащат камеру, свет и микрофон. Озираются по сторонам. Девушка-корреспондент останавливается, показывает в глубь сцены: - Нам во двор. Здесь , на Мясницкой, напротив почтамта, и была коммуна художников. .Ленин с Крупской неожиданно для всех приехали сюда в начале весны 1921 года. В гости.
Режиссер: 100 лет прошло, а ничего не изменилось. Такие же сугробы, нечищенные дорожки.
Оператор: - Картинка неинтересная. Что тут снимать.
Корреспондент: Главное — интересный сюжет. Вперед, в прошлое!
Картина первая.
Сцена не освещена. В глубине её лестница. В темноте вверх по ступеням, спотыкаясь,поднимаются четыре фигуры. Идущий впереди зажигает спичку. В этот момент группу обгоняет молодой человек. Это студент Яков Ромас. В пламени спички он видит лицо мужчины, возглавляющего шествие. На миг останавливается.
Ромас:
-Что ищете, товарищи?
Ленин:
- Скажите, где тут коммуна художников?
Ромас:
- А вам кого там надо?
Ленин:
-Варю Арманд.
Ромас:
-Лезьте выше. Она скоро придёт. Только что закончилось комсомольское собрание.
Ленин:
-Почему у вас такая тьма египетская на лестнице?
Ромас:
-Так приказ же есть Совнаркома — экономить электричество!
Ленин:
-Экономить — не значит вообще выключить!
Ромас:
-Лампочек не хватает. Вот ребята и и вывернули . Чтобы комнаты осветить.
Ленин выходя на свет:
Здравствуйте, здравствуйте, молодые товарищи!
Несколько студентов ВХУТЕМАСа, пробегая мимо с ложками и мисками,не оборачиваясь на пришедших , мельком буркают что-то в ответ.
И тут же звучит громкая разноголосица :
Дежурный! Каша готова? Ужин давай!
На освещенную площадку вслед за Лениным выходят Надежда Константиновна и Инуся. За ними следует Охранник.
Ромас, внимательно вглядываясь в лицо Ленина:
Быть того не может!
Обращаясь к Охраннику:
- Товарищ, скажите, это кто? Похож на Ленина очень.
Охранник кивает:
Это Ленин и есть.
Ромас:
Ребята! Сюда! Сюда! К нам Ленин приехал!
Картина вторая.
Комната в коммуне художников. Две кровати. Стол, заваленный рисунками, мольберт. У стола спиной к вошедшим двое смотрят в окно. Это Варя и Павел Арманды.
Варя:
Эта большая чёрная машина во дворе - из ЧК. Точно. За спекулянтами приехали. Со второго этажа.
Павел:
- Варя, это машина Ленина. Роллс-ройс. В ЧК таких нет.
Ленин:
Молодой человек прав. Знакомь, Варя. Это твой друг?
Варя:
-Владимир Ильич! Надежда Константиновна! Инуся!
Инуся:
Это наш двоюродный брат, Павел Арманд.
Ленин, с улыбкой глядя на Павла:
-Вы похожи. Носы у всех одинаковые.
Павел:
Мы частушку такую сочинили. Если встретишь нос гигантский, это значит внук Армандский.
Н.К. Рады знакомству с еще одним родственником товарища Инессы.
Павел. Мы с вами в Париже виделись у тёти Инессы. Десять лет назад. Моя мама — её родная сестра. Вы в гости пришли. А мы
с тёти Инессиным Андрюшкой боролись. И вы, товарищ Ленин, нам сказали: кто победит, тот будет большевик, а кто проиграет — тот меньшевик.
Все смеются.
Надежда Константиновна :
-Помню такое дело.
Ленин:
И кто победил?
Павел.
Я поддался. Андрюшка на год младше.
Инуся:
А большевиком в итоге стал Паша. Воевал на стороне наших. Вброд переходил Сиваш.
Ленин:
А сейчас чем занимаетесь?
Павел:
Учусь. На художника.
Входят Ромас и Маня Семёнова..
Маня: -
Паша, иди на кухню. Тебя зовут.
Павел быстро выходит.
Варя:
Знакомьтесь, это Маня, родная сестра Паши, жена студента Семёнова. Оба учатся с нами на архитекторов. А это — студент Яша Ромас, художник.
Взглядывает на Ромаса и смущенно улыбается.
Ленин:
Наш провожатый. Вижу, вы с Варей друзья.
Ромас:
Я ...мы...скоро запишемся.
Ленин:
Куда запишетесь?
Н.К.
Так теперь говорят о вступлении в брак.
Ленин:
Варя нам ничего не рассказывала.
Варя:( смущается)
Я собиралась сказать. Как только нам по 18 лет исполнится.
Инуся:
Мама нашла Яшу на улице, он беспризорничал. Сирота, перебрался сюда из Подляского воеводства через фронт. Мама привела к его к нам домой. Поселила в Фединой комнате, пока он был на войне. Заставила учиться. Говорила, что он талантливый рисовальщик, и у него большое будущее.
Ленин .
Узнаю товарища Инессу. У неё очень сильно был развит материнский инстинкт. Она обо всех заботилась. В эмиграции опекала товарищей, устраивала их на квартиры, вела переговоры о документах, обучала французскому языку, снабжала деньгами.
Н.К. Вас у неё пятеро. Трое сыновей , две дочки. А сколько было приёмных детей?
Инуся. Никто не считал. В нашей семье принимали многих сирот. Однажды папа привел шестерых детей , оставшихся без отца и матери.
И все они живут с нами. А в нашем бывшем имении Лидия , жена дяди, устроила детскую коммуну для беспризорных.
Надежда Константиновна щупает кровати.
Н.К.:
-Коммуна, коммуна. Самое что ни на есть здоровое житье — в коммуне. Воспитывает характеры . Новое общество требует новых людей. А что это кровати у вас такие жесткие! Прямо голые доски! И холодина какая! Не топят, что ли?
Маня:
Так дров нет. Отапливаем только общую комнату .
Варя:
Холод очень бодрит. Когда жарко топят, спать хочется.
Ленин:
-А с едой у вас как?
Варя:
-С едой всё прекрасно. Один раз обязательно едим.
Маня:
Почти что каждый день.
Варя:( укоризненно глядя на Маню)
Ну, подумаешь, иногда полезно поголодать!
Давайте перейдем в столовую, а то здесь у меня тесно.
Ленин — к Инусе:
-Ина, а ты нам говорила, что в коммуне у художников распрекрасные условия.
Инуся:
-Так это и есть распрекрасно. Что может быть лучше? Рядом товарищи, у всех общие интересы.
Картина третья.
В столовую гурьбой, отталкивая друг друга ,набиваются студенты во главе с Ромасом. Приносят кресло для Ленина. Надежда Константиновна усаживается на скамью вместе с Инусей, Варей и Маней. . Остальные — вдвоём на табуретках.
Ромас:
Товарищ Ленин, на кухне как раз приготовилась каша. Поешьте с нами.
Маня.
Только соли нет.
Варя:(с досадой)
-Причём тут соль. Это такие мелочи.
Ленин подходит к стене и рассматривает нарисованный на ней паровоз с продольными линиями по кузову.
Ленин:
-А почему у вас паровоз полосатый?
Варя:
Это идея студента Сережи Сенькина. Для пользы народного хозяйства.
Сенькин :
Товарищ Ленин! Я предлагаю таким образом с помощью продольных линий зрительно ускорить движение транспорта. И повысить настроение трудяшихся. А то нет сил смотреть, как транспорт ползёт.
Варя.
Прохожим будет казаться, что скорость выше.
Стенькин. Мы, молодые художники ВХУТЕМАСа, хотим приносить революции практическую пользу.
Ромас:
-Мы против станковой живописи. Она устарела. Картина в доме, картина в музее, куда никто не ходит — она не выполняет задачи агитировать массы.
Маня. Мы — за искусство для улиц.
Инуся:
-Мама тоже говорила, что искусство должно развивать народ.
Студенты:
Даешь футуризм !
Картина четвёртая.
Н.К.
Может быть, покажете ваши рисунки?
Студенты поворачивают мольберты .
Ленин:
Значит, это и есть живопись будущего? Говорите, вы футуристы?
Надо бы мне с вами поспорить о футуристах, да боюсь, вы меня побьете. Я мало по этому вопросу читал.
Павел:
Владимир Ильич! Вы сами тоже футурист! Строитель будущего на земном шаре!
Студенты одобрительно гудят.
Варя, Маня и Павел приносят миски с кашей.
Варя
- Владимир Ильич! Надежда Константиновна! Каша остынет! Попробуйте, у нас ребята её хорошо варят.
Надежда Константиновна дует на ложку, пробует.
Н.К. Важнецкая каша!Даже и без соли. Кто повар?
Варя.
Это вот Павел.
Н.К.
Где научился? Дома-то у вас, наверное, кухарки были. У фабрикантов-то?
Павел:
На фронте пришлось кашеварить. Первый раз пшенную кашу варил на перроне во время стоянки нашего бронепоезда. Не знал, что она разваривается,много насыпал, и вот она как полезла из котелка прямо на перрон! И лезет, и лезет!
Ленин смеётся.
Н.К. Отодвигает миску.
Спасибо, очень сытная каша получилась. Только мы с Владимиром Ильичем так поздно не едим. Уже два часа ночи. Нам надо ехать. Да и вам пора ложиться.
Студенты :
Что вы! Мы до утра не угомонимся! Мы не спим!
Ленин:
-Ночами спать надо. А то пойдёте все под суд. За растрату особо ценного государственного имущества — ваших сил! Вот я велю у вас в общежитии на ночь электричество отключать.
Ромас:
- Не получится, товарищ Ленин!
Ленин:
-Как так?
Варя:
Мы связаны электросетью с почтамтом.
Все смеются.
Павел:
- А если электричество отключат, мы будем наизусть стихи читать. При лунном свете. Так даже романтичнее.
Ленин:
Пушкина?
1-й студент
Нет, Пушкин был буржуй!
2-й студент
Даешь Маяковского!
Варя :
-Мы делаем стенгазету Коммуны. Уже двадцать номеров вышло, и все со стихами Маяковского.
Подаёт Ленину и Крупской номер стенгазеты.
Ленин: (щурясь, читает нарочито медленно)
-«Мы, разносчики новой веры, красоте задающей железный тон...»
Отдает газету Н.К.
- Надя, читай дальше.
Н.К.:
Чтоб природами хилыми не сквернили скверы, в небеса шарахаем железобетон...Варюша, слово шарахаем, оно звучит как-то не по-русски. Правда?
Ленин:
-А зачем же железобетоном в небеса шарахать? Он и на земле нужен.
Смотрит номера стенгазеты на столе.
Футуристы... Придумщики! Молодцы! Молодые художники ВХУТЕМАСа... Ох, грешен я перед великим русским языком. Одобрил первые сокращения — Совнарком, ВЦИК... И началось. Даже ваш Маяковский в стихах — и то сокращает слова до неузнаваемости.
Студенты, перебивая друг друга:
Это очень удобно — сокращать!
Современно! Не будешь же произносить каждый раз
Высшие художественные технические мастерские!
Ленин ( смеётся):
-Ну я теперь просто боюсь с вами спорить,с вами не сладить! Футуристы!
Варя:
-Я вам, Владимир Ильич, принесу литературу по футуризму.
Н.К.
Говорила я тебе, Владимир Ильич, пойдём посмотрим «Мистерию-буфф»! Так у тебя времени не нашлось.
Ленин:
-Я вообще недавно узнал о футуристах, и то в связи с газетной полемикой.
Вы мне лучше скажите, кого из поэтов вы ещё любите, кроме Маяковского.
Варя. Я почитаю. Мамино любимое. Некрасов.
От ликующих, праздно болтающих
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!
Ленин встаёт. Надежда Константиновна берет его под руку.
Картина пятая.
Н.К.
Любимые стихи Инессы. Я не мистик, но почему-то мне кажется, что Инесса сейчас стоит с нами рядом. А уже полгода прошло, как ее нет. Я обещала заботиться о её детях.Мальчики сами по себе, а девочки стали нам родными.Хорошие выросли люди, молодая коммунистическая поросль. А вот наше общее дело — новая справедливая жизнь - складывается совсем не так, как мы мечтали вместе с их матерью,нашим товарищем Инессой.
Пара уходит с охранником.
Картина шестая.
На авансцену выходят Инуся и Варя.
Инуся:
После смерти мамы Ленин и Крупская очень о нас заботились.
Варя. Нас всё время приглашали в кремлевскую квартиру Ульяновых, и даже был выписан постоянный пропуск.
Инуся.
Надежда Константиновна много рассказала нам о маме, и нам стало понятнее, почему в детстве мы так мало с ней виделись. Мама пожертвовала личным счастьем ради всеобщего.
Варя.
Надежда Константиновна подарила нам несколько маминых фотографий, только одну оставила себе. Этот снимок был вклеен в её семейный альбом.
Инуся.
. Сейчас я жалею, что мы отказывались принимать от неё подарки. У нее было много одежды, которую ей присылали работницы, она все время пыталась одеть нас понаряднее, а мы, дурочки, отказывались. Осталась бы память.
Варя.
Когда Надежда Константиновна умерла,у нас стались её письма и записки. А моей дочке Блоне она подарила на 10 лет коробку уральских самоцветов и свою книгу с надписью: Милой Блоне от Н.К. Она считала наших дочерей своими внучками.
Пока жила в Горках, забирала их к себе на каникулы.
Инуся.
В 1953 году моя дочь Инесса нашла на чердаке нашей дачи стопку писем в большом конверте. Конверт был надписан маминой рукой. Письма от В.И. Я их забрала. Сначала решила уничтожить, но потом рука не поднялась. Как историк , я ознакомилась с текстами .
Варя. На самом деле, письма были довольно скучными и касались текущих дел партии. Мы с Иной очень удивились, когда их опубликовали с купюрами.
Инуся.
Я полгода сидела в архиве и сверяла тексты с публикацией. Оказалось, что закрыли те выдержки, в которых Ильич нещадно ругал своих соратников, в том числе, товарища Сталина.
Варя.
Или, наоборот, хвалил тех, кто к тому моменту был уничтожен как враг народа.
Инуся.
Так что все слухи о том, что переписка была любовной — просто сплетни.
Уходят.
Эпилог.
На авансцену выходит телевизионная съемочная группа.
Режиссёр: Вот такой мы сделали сюжет через 100-лет после того, как Ленин с Крупской приезжали в коммуну художников ВХУТЕМАСа. .
Кореспондент: Если бы мы наплели с три короба то, чего не было — то , пожалуй, его бы даже поставили в эфир. Но в любом случае, было интересно поработать. Спасибо, коллеги!
Оператор.
Мне больше всего понравился полосатый паровоз. Хорошее название для сюжета о коммунистической утопии. И всё-таки, есть чему позавидовать.
У людей была большая мечта. Хочу большую мечту. И чистую. И не слона.
Финал.
На сцену выходит разношерстная молодежь.Во время мелодекламации одни делают селфи, другие снимают происходящее. Трансляция на экран.
Мелодекламация под гитару.
Павел Коган.
Лирическое отступление.
Есть в наших днях такая точность,
Что мальчики иных веков,
Наверно, будут плакать ночью
О времени большевиков.
И будут жаловаться милым,
Что не роди;лись в те года,
Когда звенела и дымилась,
На берег рухнувши, вода.
Они нас выдумают снова —
Сажень косая, твёрдый шаг —
И верную найдут основу,
Но не сумеют так дышать,
Как мы дышали, как дружили,
Как жили мы, как впопыхах
Плохие песни мы сложили
О поразительных делах.
Мы были всякими, любыми,
Не очень умными подчас.
Мы наших девушек любили,
Ревнуя, мучась, горячась.
Мы были всякими. Но, мучась,
Мы понимали: в наши дни
Нам выпала такая участь,
Что пусть завидуют они.
Они нас выдумают мудрых,
Мы будем строги и прямы;,
Они прикрасят и припудрят,
И всё-таки пробьёмся мы!
Но людям Родины единой,
Едва ли им дано понять,
Какая иногда рутина
Вела нас жить и умирать.
И пусть я покажусь им узким
И их всесветность оскорблю,
Я — патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках…
И где ещё найдёшь такие
Берёзы, как в моём краю!
Я б сдох как пёс от ностальгии
В любом кокосовом раю.
Оператор снимает. Режиссер в наушниках контролирует звук.
Девушка-корреспондент записывает действие на свой смартфон.
Свидетельство о публикации №221042201841