Шевченко Василий Егорович

Василий Егорович родился 20 февраля 1905 года в селе Рагули Благодарненского уезда, Ставропольской губернии. Его родители, Егор Данилович и Евдокия Васильевна, были крестьянами. Свое детство он провел со своими братьями (Петр, Иван, Семен) и сестрой Феклой, в Рогулях. В 1913 году поступил на учёбу в земскую школу.

В 1917 год происходит смена власти и гражданская война. Затем смерть отца. И уже в 1923 году они всей семьей (кроме Ивана) переезжают в город Элиста, где начинают новую социалистическую жизнь. Перевозит всех старший брат Петр Егорович. Первое время вся семья жила в землянке, которая была на территории нынешней 2 школы (где раньше были мастерские).

Город того времени – это село Элиста, который только что стал на путь становления автономии. В 1923 году в селе проживает 2270 человек и их число постепенно росло. Стояло 836 домов в большинстве своем сделанных из глинобитных и камышовых материалов, 56 общественных зданий (3 гостиницы, почта), были прачечные, двое яслей, две больницы, шесть школ, две библиотеки, больница. Насчитывалось четыре продовольственных и два промышленных магазина. Имелась Крестовоздвиженская церковь. Начиналось строительство домов для размещения отделов облисполкома, а также авто гараж с мастерскими (на этом месте сейчас стоит гостиница Элиста), педагогический техникум и амбулатория.

К концу лета 1927 года было построено 5 деревянных домов: три одноэтажных и два двухэтажных. В мае — июне 1928 года в Элисту переехали все областные учреждения, кроме тех, деятельность которых была тесно связана с экономикой восточных районов области. 1927 года в Совет народных комиссаров принял постановление о переносе административного центра Калмыцкой автономной области из Астрахани в Элисту. Работали несколько сапожных мастерских - артелей , в одной из которых работал Василий Егорович. (название той сапожной к сожалению, не известно, но в 1929 году этот артель назывался «Красный кожевник»).

В 1927 году Василий женился на Ксении Яковлевне Кийковой. Из воспоминаний внука Василия Леонидовича: «помню мне еще Ксения Яковлевна рассказывала, что к ней приходил свататься сапожник и кузнец. Она подумала, подумала и сказала, что лучше муж сапожник, чем кузнец, он хоть обувь сможет мне шить…».

Ксения Яковлевна была из большой семьи с непростой историей. Ее прадед, Степан Прокофьевич, считается основателем города Элиста.
Читать и писать она не умела. По рассказам ее внуков, она была по своей натуре очень спокойной.  Приводится такой пример из истории семьи: «Однажды, когда её сын Леонид был пьян, его жена Евгения попросила поговорить с ним. Ксения Яковлевна подошла к сыну и ласково сказала: «Леня, та хибаш так можно?!..» и все…поругала…»

Стали жить вместе. В 1928 году родилась первая дочка Лида. Затем в 1929 году родился и сын – Леонид. Далее Нина (1934), Юлия (1941) и Иван (1943-1989). Воспитание детей пришлось в непростые времена.В 1930-х годах в СССР начался голод.

 Историк Бадмаева в своей монографии «События 1932-1933 гг. в судьбах калмыцкого крестьянства» пишет: «…Голод в Калмыцкой автономной области в основном был вызван не столько непомерными хлебозаготовками (КАО не была серьёзным производителем хлеба), а сколько недостаточной поставкой продовольствия. К тому же имевшийся скот в автономии значительно уменьшился в результате сельхоз заготовок. Из-за отсутствия продуктов питания и продовольственных запасов появились первые признаки надвигающегося массового голода. Надежды на помощь государства не было; сами колхозы были маломощны и слабы в материально-финансовом плане. В действовавших колхозах не было достаточного количества скота и посевных семян, тракторов и сельхозинвентаря. В период насильственной сплошной коллективизации крестьяне зачастую забивали скот, гнили семена и т.д., что тоже вело к дезорганизации сельскохозяйственного производства. Раскулачивание деревни (в некоторых районах было репрессировано почти всё население) привело к тому, что страна лишилась опытных хлеборобов и скотоводов, наиболее трудолюбивых и знающих сельскохозяйственное дело крестьян…»

Затем в жизни практически каждой семьи случилась новая трагедия. Началась Великая Отечественная война… «В полдень 22 июня 1941 года элистинцы услышали по радио правительственное сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на нашу Родину. В тот же день состоялся общегородской митинг. Трудящиеся Элисты заявили о своей готовности идти на фронт. Еще до войны в Элисте, впрочем, как и во всей стране, оживленно велась оборонная работа.

В аэроклубе, кавалерийской школе, автомотоклубе, стрелковом тире шло массовое обучение военному делу, правилам противовоздушной и противохимической обороны. В июле 1942 года фронт стал стремительно приближаться к Элисте. Участились налеты вражеской авиации, создалась серьезная угроза для населения и государственного имущества.

2 августа началась эвакуация, а также мобилизация всех подвод и тракторов. В начале августа по железной дороге Ставрополь-Дивное противник продвигался беспрепятственно, поскольку здесь отсутствовала наша армия. Только 5 августа, согласно приказу командования Сталинградского фронта, из 51 армии был выделен сводный отряд для обороны Элисты. Но создать долговременную оборону города не удалось.

10 августа 1942 года гитлеровцы заняли село Приютное, что находится в 75 км от Элисты, а уже на следующий день фашисты подошли к столице. Первая атака мотопехоты и танков противника была отбита, но уже ночью защитники Элисты были вынуждены отступить к Ставрополю и Астрахани. 12 августа в 7 часов утра немцы заняли Элисту.

Город находилась в руках у фашистов почти пять месяцев. Немецкие части вплоть «до последнего солдата-тыловика» получили специальные инструкции по поводу того, что они должны вести себя здесь корректно и доброжелательно по отношению к населению, как в дружеской стране, уважать их религию, традиции и обряды, и как можно меньше вмешиваться в их внутренние дела. Главное правило гласило — рассматривать местное население как друзей.

Освобождение Элисты от немецко-фашистских захватчиков было осуществлено в ходе контрнаступления Советской армии под Сталинградом, которое началось 19 ноября 1942 года. Немцы выставили сильный заслон из танков, артиллерии, кавалерии и мотопехоты. Используя глубокие балки и бугры Ергенинской возвышенности, они оказывали упорное сопротивление наступающим. Нелегко приходилось нашим бойцам. В степи разыгралась непогода, шел сильный снег с дождем, дул холодный ветер. Но это не стало препятствием для советских войск, которые один за другим взламывали рубежи обороны противника. 30 декабря наши танкисты и мотострелки вышли на окраину города, освободив пригородные села Вознесеновку и Троицкое.

Хорошо ориентируясь на местности, разведчики совершали рейды в тыл врага, а вечером 31 декабря они доложили, что гитлеровцы минируют здания, готовятся сжечь город. Тогда военный совет армии приказал войскам немедленно перейти в наступление, которое назначалось на утро следующего дня. В 9 часов вечера 31 декабря 1942 года началось решающее сражение за столицу Калмыкии. Бой был сравнительно недолгим, но жарким.

Первыми в город ворвались солдаты 105-го Гвардейского стрелкового полка. А за несколько минут до наступления Нового года, части 28-ой Армии вошли в Элисту. Утром 1 января над остовом сгоревшего здания Дома Советов взвилось победное Красное Знамя ...»

10 сентября 1943 года Василию Егоровичу вручили повестку явиться в городской военкомат города Степной. (Ксения Яковлевна на этот момент была беременна и скоро должна была родить).

Далее его распределили служить во 2 механизированный корпус. В это время бригада находится в резерве близ села Волноваха, Донецкой области (исходя из «журнала боевых действий 2 гв.мк.»).  Прибыв в распоряжение части, Василия Егоровича распределяют на службу в 5 минометную бригаду.

17 октября корпус начинает активные наступательные действия и постепенно отбрасывают противника назад, тем самым отвоёвывая потерянные ранее позиции. К 25 октября «прорвав сильную укрепительную полосу обороны противника удалось овладеть: с. Терпение, Спасское, Федоровка. Сильно укрепленная оборона противника по западному берегу р. Молочная, была взломана. Противник стал поспешно отходить назад». Продолжая успешные наступления один за одним, бригада вышла к Каховке и Казачьим лагерям. 3 ноября 1943 года было принято решение перекинуть 5 Гв.Мбр и 76 отд. штрафной батальон на правый берег р. Днепр близ села Тягинки Херсонского района Николаевской области и продолжить оттеснение врага.  4 ноября 1943 года возле села немецкие войска перешли в контрнаступление. Завязался тяжелый бой. «К исходу 5 ноября 1943 года противник, введя крупные силы пехоты, при поддержке танков потеснил наши части к берегу реки.» 5 Гв.МБр и 76 отд. штрафной батальон понесли значительные потери.

Спустя некоторое время Ксения Яковлевна получает похоронку…
 
Наступает долгожданный день победы. Солдаты возвращаются в родные края к своим семьям. Надежды на то, что любимый муж и отец вернётся домой практически растаяли, после получения письма. А он возвращается… да возвратился живой и здоровый! Правда пришёл с небольшой задержкой, в сентябре 1945 года. Как рассказывал сам Василий Егорович своим внукам; «У нас не было оружия. 1 винтовка была на 5 человек» … В том бою Василий был пленен немецкими войсками. Он содержался в лагерях городов Белецк, Шердорф, Оломоуц. Там пришлось работать сапожником. В мае 1945 года был освобожден советскими войсками. В последствии день победы стал для него не любимым праздником, так как те, кто был в плену подвергались преследованиям со стороны властей.

На этой войне он потерял брата Петра… (пропал без вести в апреле 1943 года под Орлом. Служил в 143 стрелковой дивизии). В Элисте, где похоронена его жена Александра Прокофьевна, установлен памятник, на котором она изображена рядом с Петром).

Другой брат, Семён Егорович, стал героем войны. Имел множество наград и медалей.

Тем не менее жизнь начинала потихоньку входить в свое русло. По возвращению, продолжил работать в сапожной мастерской им. 1-ого Мая. Профессии сапожника и приучал своего старшего сына Леонида. 

Позже купили землю и построили дом на улице Ленина д. 88. На свет появились новые дети: Александр (1947) и Геннадий (1951). Было так, что его жена, Ксения, рожала своего последнего сына, вместе со своей дочкой, Лидой, которая родила в тот же год своего ребенка!

Семья потихоньку росла, а работа сапожником постепенно перестала приносить достаточный доход. Это было связано с тем что, начиная с 1928 года по всей стране создавались целые научно-исследовательские институты по кожевенно-обувной промышленности. Постепенно начинается выпуск книжных руководств, разработка новых систем проектирования обуви, наук о конструировании обуви и т.д. В стране появилась новая промышленность - промышленность искусственной кожи и пленочных материалов. Началось масштабное производство обуви на заводах. С 1953 года началась их продажа в Домах моделей обуви (Общесоюзного и республиканских).

Оставив сапожное дело, Василий Егорович устроился охранником.  Дома держали кур. В свободное время занимался выращивание винограда, любил вино, много курил… Его дочь, Юлия, запомнила его как человека хозяйственного, и хорошего семьянина, внук Василий Леонидович - как человека спокойного и задумчивого.

Ксения Яковлевна, стесняясь того что не умеет читать и писать, решила исправить это и просила своего внука, Василия Леонидовича, помочь ей в этом. Василий Леонидович вспоминал: «когда мы с ней учились читать и писать, то бабушка Сеня, когда кто-то проходил рядом, всё прятала…».

Не редко они приезжали семьей в родные края, в село Рогули. Виктор Васильевич, внук Ивана Егоровича, рассказывал, что «их встречали в Рогулях как дорогих гостей».

Василий Егорович умер 17 декабря 1978 года. За 3 дня до смерти он решил бросить курить… Похоронен в Элисте. Жена Ксения Яковлевна умерла в 1998 году. Похоронена рядом с мужем.


Рецензии
Кропотливый труд.
Элиста, Энгельс... Суровые места... Пролетал-побывал, хоть коротко...

Творческих успехов!
Здоровья и счастья.

Вадим.

Кенотрон Загадочный   08.07.2021 09:41     Заявить о нарушении