Что такое ссуда на бытовом уровне?

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
1882 г.
И. С. Тургенев

Свою статью, решил начать именно со слов Тургенева, потому что они более всего подходят к возникшей неурядице, однако, скорее я бы назвал произошедшее очередным «русским авось», которое всё чаще встречается в моей профессии.

Не так давно я столкнулся со словом «ссуда» в нашем законодательстве и первое, что я подумал, когда увидел его, что это перечисление одним лицом другому лицу денежных средств. Но не тут-то было, как гласит п.1 ст. 689 ГК РФ:

По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Имущество - это материальные и нематериальные объекты гражданских прав, которые по общему правилу могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому (ст. 128, п. 1 ст. 129 ГК РФ). К имуществу относятся: вещи, в том числе движимые и недвижимые, наличные деньги и документарные ценные бумаги; безналичные деньги; бездокументарные ценные бумаги; имущественные права.

Таким образом, исходя из нашего законодательства, ссуда — это не только деньги. После этого я заинтересовался и решил провести небольшой социальный опрос у людей, с которыми общаюсь (набралось, конечно, не так много, порядка 10 человек). Однако, 10 человек из 10 сказали мне о том, что ссуда — это денежное перечисление. Интерес мой был направлен исключительно на бытовое понимание слова, а ответ, который мне давался, производился без использования Интернета.

Довольно странная закономерность, но этому есть своё объяснение. 5 из 20 толковых словарей, говорят о том, что «ссуда» предоставляется в денежном эквиваленте.

— ССУДА, ы, жен. Средства, предоставляемые в кредит юридическому или физическому лицу. Денежная с. Долгосрочная с. Краткосрочная с. Безвозмездная с. Дать, выдать ссуду. Погашение ссуды.
Толковый словарь Ожегова.

Я не претендую на роль лингвиста или исследователя верного написания законов, и уж тем более не имею никакого права поправлять корифеев в их определениях. Однако, вывод из всего написанного, попытаюсь сделать.

Происходит явная подмена определений на бытовом уровне. Это вызывает различные кривотолки, когда человек сталкивается с «ссудой» и пытается воспользоваться этим видом взаимоотношений. В этой ситуации, становится непонятно, как произошло определение определения «ссуда» законодателем.

Метафизическое свойство закона — доступность всем группам населения. Интуитивное восприятие понятия, которое заложено в гражданах, вот критерий по которому составляется полноценное определение. В нашем случае мы видим обратную ситуацию, а именно, иное определение на бытовом уровне. Безусловно мой социальный опрос носит точечный характер, но он подтверждает тот факт, что человек не воспринимает под слова «ссуда» другие материальные ценности. Уверен, что «ссуда» не единственное понятие, которое идет в разрез с пониманием на бытовом уровне.

Законодателю необходимо ввести дополнительное понятие о безвозмездной передачи имущества (за исключением денежных средств), которое бы характеризовало данный процесс.


Рецензии