Индустриальная история Глава 3. Мастера

Можно всё великолепно организовать, и снабженцы не подведут, но непосредственный ремонт будут осуществлять мастера. Мастер не в смысле «мастер участка», а в смысле профессионал, у которого и голова, и руки работают как надо, и самое главное – синхронно. Инженеру по ремонту очень важно найти с мастерами контакт и стать членом их команды. Этот тезис из моего жизненного опыта. Ошибаться могут все, но ошибку можно исправить без шума, а можно устроить шоу. После которого обычно начинается диверсионная война, наносящая вред ремонтному процессу и нервной системе сторон. По молодости я пытался «строить» мастеров, но всегда проигрывал.

В беседе с Ольгой я получил объективку:

- У них два аса: Крымов и Осипов. Один великолепный монтажник, и знает всё заводское оборудование. Работает лет пятнадцать и ему прощают мелкие шалости. Осипов спец по электронике, любую импортную технику отремонтирует.
- А что за шалости у Крымова? – поинтересовался я.
- Он каждое утро начинает с сотки самогонки. Для настроения. А потом весь день пашет как робот. И если где станок или пресс встанут – он туда бегом, покопается в проводах, и всё начинает работать.
- А Осипов?
- Осипов бегать не любит. Он выдаёт цеховому электрику горсть плат, а тот сам их меняет, пока не заработает.
- Осипов больной?
- Он ленивый, - хохотнула Ольга, - но добрый и безотказный.
- А как к нему через проходную проносят импортную технику?
- Он сам как-то проносит, берёт сумку и исчезает. Я прошла через проходную и к нему в кабинет. А он уже там сидит, а рядом моя сумка.
- Осипов тоже пьёт?
- На работе только чай.
- Он давно работает?
- Нет, лет пять.
- Спасибо за информацию, вот твоя шоколадка.

Выбрав время, я купил пачку зелёного и чёрного чая, и пошёл знакомиться с Осиповым.

- Добрый день, я новый инженер по ремонту, по вашему профилю. Пришёл знакомиться, - начал я осторожно.
- А я Осипов, чай для меня принёс?
- Да, а я Артур.
- Знаю, располагайся, я для тебя сейчас чёрно-зелёный чай сварганю. Пил когда-нибудь?
- Нет.
- А пирожки моей старушки пробовал?
- Откуда?
- Будет тебе сейчас счастье!

Пока Осипов возился с заваркой, я осмотрел его рабочее место. Классика жанра - стол радиолюбителя. Неплохой набор измерительной аппаратуры, даже частотомер и ламповый вольтметр. Два генератора, и солидный прибор для измерения параметров транзисторов. Заводской, наверняка он на нём пару выходных транзисторов подбирает. Стеллаж завален коробками с радиодеталями. А на полу стояли вёдра, наполненные резисторами.

- А как ты потом в ведре нужный номинал находишь? – не удержался я.
- Сразу видно, радиолюбитель? – заулыбался Осипов, - я в эти вёдра не заглядываю. Выписывают их на ремонт станков, ладно бы в ленточках, так нет – штуками, а потом их ссыпают в коробку. А я их в ведро. Если нужны радиодетали – обращайся! Правда все советские, но рабочие.
- Спасибо! Давай о работе, какая помощь от меня тебе нужна?
- Да никакая. Процесс идёт, до обеда работаю на завод, а после обеда на свой карман.
- Я не увидел стенды, как ты платы ремонтируешь?
- Самым передовым образом: выпаиваю из платы все микросхемы и впаиваю новые.
- А если не заработает?
- Меняю всё остальное.
- А если и после этого не заработает? Обрыв дорожки на печатной плате?
- Тогда плату в мусорное ведро. У меня их большой запас.
- Откуда?
- ЗИПы, да и много станков списывали, вот я с них и поснимал.
- Тогда смысл ремонтировать платы, если есть запас?
- Совесть надо иметь, как-никак на работу пришёл. Да и затея у меня такая, любуюсь убылью деталей из коробочек.
- А как коробочка закончится, а на складе больше не осталось?
- А тогда я принесу из своего гаража, - улыбнулся Осипов.
- Оригинально, сначала с завода в гараж, а потом обратно?
- В гараже я храню то, что на заводе хотели отправить на свалку, когда завод преобразовали в нынешний огрызок. Ладно девчонки со склада позвонили, а то бы и не узнал.
- Молодец! А как тебя зовут?
- Называй по фамилии, я привык. И если тебе понадобится отремонтировать электронику или вывезти что с завода – обращайся ко мне, если это не больше цветного телевизора, - улыбнулся Осипов.
- Мафия? – улыбнулся я.
- Робин Гуды, - хохотнул Осипов.

Нести Крымову бутылку водки я не стал, наверно потому знакомство произошло в формальной обстановке.

- Я Артур, новый инженер по ремонту, - представился я.
- Крымов, монтажник, - сухо ответил собеседник.
- Пожелания ко мне имеются? – спросил я.
- Да нет, если будут – позвоню вам.
- Давай на «ты»?
- Хорошо?
- А зовут тебя как?
- Крымов.

Прямо секта какая-то, подумал я, возвращаясь в кабинет.

- Тут тебя гарна дивчина дожидается, - улыбнулся Петров, - девушка, вот вам ваш Артур.
- Ну пока не мой, - улыбнулась симпатичная девушка лет тридцати, - я Инга Владимировна, начальник ЦЗЛ.
- Слушаю вас?
- У нас много неисправного оборудования, поэтому мы не можем полноценно контролировать качество комплектующих. Главный инженер послал меня к вам, и приказал отвести в ЦЗЛ. И без дефектовок не отпускать, а через два дня, заказы на ремонт оборудования должны быть открыты. Он лично проверит.
- А до меня к вам приходили инженеры?
- Приходили, клянчили спирт, обещали всё отремонтировать и пропадали.
- И много у вас этого спирта? – поинтересовался я.
- Для дела – достаточно! – многозначительно ответила Инга Владимировна.
- Не возражаете, если я с собой возьму мальчика ассистента?
- Да хоть двоих.

Я сходил за Крымовым, и по пути в ЦЗЛ вкратце его проинструктировал:

- Слушай и запоминай. В ЦЗЛ много неисправного оборудования и спирта. Начальница готова использовать его на ремонт. Мне безразлично, сам ты отремонтируешь, или кого из механиков подтянешь, но дело надо сделать. Всё ясно?
- Да, - ответил дрожащим голосом Крымов.
- Сейчас делаем дефектовки, и я ухожу открывать заказы. А ты сразу приступай. Тестер с собой?
- Как всегда, куда я без него?

Я едва успевал записывать за Крымовым перечень дефектов. Он решил поменять всю проводку, двигатели и лампы местного освещения. Я не возражал, ведь фирме Крымова тоже было нужно зарабатывать.

Из ЦЗЛ мы возвращались с разным настроением. Я был в ужасе от предстоящего объёма работы на компьютере и беготни по складу, а Крымов загадочно улыбался.

- Уже получил аванс? – спросил я.
- Нет, у них в розетках нет напряжения, поэтому и не работает оборудование, - заржал Крымов.
- Так подключил бы!
- Зачем? Такую дойную корову надо приручить. Завтра пойду к ней с Осиповым, у них сломались и телевизор, и музыкальный центр. Уже пол литра для разгона. Ты в доле?
- Я не пью.
- Как знаешь.

История с ЦЗЛ закончилась не так быстро, как рассчитывал Крымов. Пришлось менять один асинхронник, несколько реле и паутину проводов. Зато, каждое утро, Крымов заходил к Осипову и выпивал полтосик чистого спирта, для профилактики язвы желудка, конечно…


Рецензии